33н методика проведения специальной оценки условий труда

Методика определения специальной оценки условий труда. Методика проведения специальной оценки условий труда

33н методика проведения специальной оценки условий труда

Методика специальной оценки условий труда №33н устанавливает порядок идентификации вредных и опасных производственных факторов, а также определения класса и подкласса УТ на рабочем месте. Узнайте, как её применять на практике и не платить штрафы.

Читайте в статье:

33н: методика проведения специальной оценки условий труда

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н утвердил инструмент для реализации Закона РФ “О специальной оценке условий труда” в приложении 1 – методику проведения СОУТ. Последние изменения в нее были внесены , зарегистрированном в Минюсте 6 февраля 2017 года.

В приложениях к документу приведены таблицы для оценки условий труда по вредным и опасным факторам различного характера: химическим, биологическим, виброакустическим, климатическим, световым и т.п.

Другие обязательные документы

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Установлены следующие этапы проведения спецоценки:

  1. (далее – ВОПФ).
  2. Лабораторно-инструментальный контроль ВОПФ.
  3. Отнесение класса (подкласса) УТ по степени воздействия вредных и опасных производственных факторов.
  4. Подготовка отчета.

Как вы видите, методика устанавливает функции организации, проводящей специальную оценку условий труда . В ней дан общий для всех отраслей и производств технический алгоритм работы экспертов и аккредитованной испытательной лаборатории.

Методика не регламентирует подготовительные мероприятия – формирование комиссии, составление перечня рабочих мест, подлежащих спецоценке, выбора организации, проводящей эту процедуру, и заключение договора с ней, составление календарного графика, а также порядок передачи декларации и размещения информации о результатах на официальном портале предприятия.

Как успеть провести спецоценку в срок и не переплатить

В январе ГИТ начнет штрафовать за непроведение СОУТ. Редакция журнала “Справочник специалиста по охране труда” подготовила 8 рекомендаций, выполнив которые, вы сэкономите на процедуре, сможете выбрать надежного исполнителя и избежать штрафов. Если вы уже провели спецоценку, проверьте с помощью электронного сервиса, не допустили ли вы нарушений.

При проведении специальной оценки условий труда экспертная организация применяет совокупность аналитического и инструментального исследования. Все умозаключения эксперта должны исходить из теории наибольшего риска воздействия ВОПФ.

Эксперт должен провести большую самостоятельную работу по сопоставлению перечня рабочих мест с указанием вредных факторов, составленных работодателем, и классификацией их согласно приложению 2 к Приказу Минтруда № 33н. В отличие от работодателя и от членов , эксперты обладают для этого всей необходимой компетенцией. При этом их обязанностью является разъяснение своих выводов.

Специальную оценку условий труда нельзя проводить в отношении государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, дистанционных работников, надомников и лиц, заключивших трудовые договора с физическими лицами, не имеющими статус индивидуального предпринимателя.

Все замеры и исследования осуществляет организация, с которой у работодателя заключен договор. Сам работодатель только присутствует при замерах и может требовать обоснования тех или иных результатов или обжалования результатов в ГИТ.

Для эффективной работы экспертов следует предоставить им всю необходимую информацию, без которой невозможно правильно оценить рабочие условия. При этом работодателю запрещается вмешиваться в проведение лабораторно-измерительного контроля – замеры и исследования, т.е. мешать экспертам делать свою работу.

В акте выполненных работ экспертная организация указывает суммарное количество измеряемых факторов при проведении специальной оценки условий труда.

Методика проведения СОУТ

В соответствии с Методикой № 33н, при проведении идентификации экспертом учитываются технические характеристики оборудования, результаты ранее проведенных исследований в рамках производственного санитарно-гигиенического контроля, предыдущей аттестации рабочих мест , профзаболеваний или НС, предложения работников или их представительных органов.

Перечень факторов, подлежащих идентификации, составляет комиссия работодателя. Источником информации служат нормативы по ОТ при воздействии на протяжении 8-часового рабочего дня при 40-часовой рабочей неделе. Негативное воздействие ВОПФ не должно в течение всей трудовой биографии работника.

Идентификация осуществляется экспертом и проводится так: эксперт выявляет и сравнивает на предмет соответствия наименования выявленных факторов и факторов, перечисленных в приложении 2 к Методике № 33н – в классификаторе.

Если эксперт не идентифицирует ВОПФ, он вносит эти сведения в Заключение, при этом класс УТ относит к оптимальным или допустимым, подлежащим к декларированию соответствия государственным нормативным требованиям. Но сделать это можно только в отношении тех рабочих мест, по которым работникам установлено досрочное назначение пенсии, на тех РМ, где ранее в результате АРМ были установлены ВОПФ.

Если же эксперт обнаруживает, что факторы в Перечне совпадают по наименованиям, он признает их вредными или опасными, и даст задание испытательной лаборатории на проведение на определение уровня фактического воздействия на каждом рабочем месте. Тут важно помнить, что организация, проводящая спецоценку, обязана иметь штатную аккредитованную лабораторию. Но это не запрещает экспертной организации заключать договор и с подрядными лабораториями.

Результаты исследований уровней ВОПФ должны быть оформлены протоколом с указанием индивидуального номера РМ, должности или профессии, наименования согласно классификаторум и пункту 16 Методики № 33н. Работодатель должен разъяснить заранее права сотрудников во время процедуры оценки УТ на их рабочих местах.

Для работников необъективность результатов СОУТ может привести к приостановке права досрочного выхода на пенсию, снижению или отмене предоставляемых гарантий и компенсаций за работу с вредными условиями труда (повышенная оплата труда, сокращенная продолжительность рабочего дня, дополнительный отпуск), а также лишения права на получение молока или других заменяющих его продуктов.

По данному протоколу эксперт должен и отнести их к вредному или опасному производственному фактору.

Классификация производится на основании специальных формул, изложенных в разделе IV Методики, и подразделяется на четыре класса условий труда:

  • оптимальный и допустимый – 1 и 2 класс;
  • вредный – 3.1-3.4;
  • опасный – 4 класс.

Работодатель может потребовать на рабочем месте, например, если его работники используют СИЗ. В этом случае эксперты сравнивают соответствие выдаваемых средств защиты типовым нормам, проверяют сертификаты и испытательные протоколы, комплектность, дают экспертную оценку эффективности выбора и эффективности применения. Но не ко всем рабочим местам можно применить методику снижения класса.

Она не применяется в отношении СИЗ, подлежащих декларированию (следовательно, применяется только в отношении сертифицированных), средств защиты от общих производственных загрязнений (халаты, нарукавники, фартуки и костюмы хлопчатобумажные и т.д.), а также предназначенных на РМ 1, 2 или 4 класса (ведь снижение возможно только по степеням вредных условий труда – 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 подкласса).

Методика оценки УТ постоянно совершенствуется.

Например, определил, что в отношении рабочих мест медиков отнесение к вредным УТ при воздействии биологического фактора осуществляется без измерений и исследований концентрации патогенных микроорганизмов.

Спустя 3 года – 30 июня 2017 г. Приказом Минтруда России были утверждены изменения в особенности проведения специальной оценки УТ для медицинских организаций:

1. Экспертная организация не может заниматься проведением спецоценки в присутствии больного.

2. Лабораторно-инструментальный контроль проводится только в присутствии обслуживающего аппаратуру персонала. Это связано с тем, что диагностическое оборудование медицинских кабинетов может влиять на работу контрольных и измерительных приборов.

3. При оценке травмоопасности производственного процесса экспертом учитываются такие особенности, как особо опасные и опасные процедуры.

4. При исследовании рабочих мест эксперт должен учитывать наличие в истории болезни инфекционных заболеваний.

Методика проведения специальной оценки условий труда определена соответствующими нормативными актами, отменившими аттестационную процедуру на рабочих местах, проводимую прежде.

Все основные вопросы осуществления специальной оценки условий труда (далее также — СОУТ), включая саму процедуру оценки, интерпретацию ее результатов и ответственность за нарушение установленных правил, будут рассмотрены в нашей статье.

Законодательство о методике специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий, преследующих следующие цели:

  1. Обнаружение неблагоприятных явлений производственной обстановки и трудовой среды.
  2. Оценку влияния на трудящихся негативных факторов и превышения законодательно установленных нормативов.

СОУТ заменила существовавший ранее схожий правовой механизм анализа рабочей обстановки на предприятиях — аттестацию. Основным нормативным документом, определяющим юридические и государственные основы и порядок проведения СОУТ, является закон «О спецоценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Законодательно методика проведения специальной оценки условий труда определяется как комплекс оперативных мер, поэтапно реализуемых в рамках осуществления спецоценки условий трудового функционирования работающих.

Методика является отдельным нормативным документом, который утвержден приказом Минтруда РФ «Об утверждении Методики проведения спец. оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении спец.

оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» от 24.01.2014 № 33н.

Источник: https://eduction.ru/metodika-opredeleniya-specialnoi-ocenki-uslovii-truda-metodika/

О методике проведения специальной оценки условий труда

33н методика проведения специальной оценки условий труда

04.07.2018 9:14:00

Для любой отечественной фирмы специальная оценка условий труда (СОУТ) стала обязательной процедурой, в которой участвуют администрация предприятия и специализированная компания с экспертной лабораторией, привлекаемая по договору ГПХ.

СУОТ производится для установления вредных факторов, оказывающих влияние на здоровье персонала фирмы, определения отклонений от принятых нормативов и установления класса опасности конкретного производства.

 Оценке подвергаются все рабочие места фирмы, кроме мест надомных, дистанционных и физических лиц, контактирующих с предприятием по договорам ГПХ. Проводится оценка последовательно и в соответствии с разработанной методикой, утвержденной приказом Минтруда и соцзащиты от 24.01.2014 № 33н.

Методика проведения специальной оценки условий труда – это совокупность действий, вытекающих одно из другого. Рассмотрим ее главные аспекты…

Для любой отечественной фирмы специальная оценка условий труда (СОУТ) стала обязательной процедурой, в которой участвуют администрация предприятия и специализированная компания с экспертной лабораторией, привлекаемая по договору ГПХ. СУОТ производится для установления вредных факторов, оказывающих влияние на здоровье персонала фирмы, определения отклонений от принятых нормативов и установления класса опасности конкретного производства.

Оценке подвергаются все рабочие места фирмы, кроме мест надомных, дистанционных и физических лиц, контактирующих с предприятием по договорам ГПХ.

Проводится оценка последовательно и в соответствии с разработанной методикой, утвержденной приказом Минтруда и соцзащиты от 24.01.2014 № 33н.

Методика проведения специальной оценки условий труда – это совокупность действий, вытекающих одно из другого. Рассмотрим ее главные аспекты.

 
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА: ЭТАПЫ   Федеральным законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» определена периодичность осуществления оценки – раз в 5 лет.

Проведение ее подразделяется на последовательные этапы: – идентифицируются вредные факторы конкретного производства; – проводятся необходимые исследования, тестирования или испытания выявленных факторов; – полученные результаты сравниваются с предусмотренными, и становятся основой для присвоения класса условий труда (УТ) на рабочих местах (РМ); – результаты оформляются отчетами специалистов.   Именно на таком алгоритме базируется методика проведения специальной оценки условий труда. Расскажем вкратце о каждом этапе.  

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ

Под этим термином понимают установку совпадений между выявленными факторами и предусмотренными в Классификаторе, который также утвержден приказом № 33н.

Методика проведения специальной оценки условий труда предполагает несколько этапов идентификационного процесса: – фиксация имеющихся факторов, а также наличия их источников; – сопоставление их с уже классифицированными; – принятие решения о необходимости исследований для определения степени опасности; – документальное оформление итогов идентификации.  

Процедура идентификации факторов проводится экспертами осуществляющей СОУТ, а ее итоги отражаются в протоколах и утверждаются комиссией.

 

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ

  Перечень исследуемых факторов составляется комиссией на основе:  – нормативов по охране труда; – характеристик техпроцесса, используемых материалов и оборудования; – итогов проводимых ранее замеров и наличия вредных условий; – предложений персонала.   Исследования проводятся в лаборатории экспертами оценивающей фирмы. Методы и методики всех замеров и испытаний определяются этой фирмой самостоятельно. Однако они должны быть аттестованы и утверждены в законодательном порядке, а применяемые инструменты и измерительные средства должны быть внесены в ФИЦ обеспечения единства измерений.   Исследуются такие производственные факторы как: – физические (шумы, звуки, вибрации); – излучения разного происхождения; – параметры освещения и микроклимата; – химические; – биологические. Измеряются также факторы процесса труда:  – тяжесть, т.е. физическая нагрузка; – напряженность, т.е. нагрузка на нервную систему.

МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА: СОПОСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ И КЛАССИФИКАЦИЯ УРОВНЯ ОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

  По итогам испытаний экспертами определяются классы существующих УТ: – 1-й – нормальные, с отсутствием вредных факторов; – 2-й – допустимые, с не превышающим нормативы уровнем воздействия вредных факторов; – 3-й – вредные УТ, при которых степень воздействия факторов превышает действующие нормативы. По степени вредных воздействий различают 4 подкласса; – 4-й – опасные, с уровнем воздействия на организм человека способным создать угрозу жизни или вызвать развитие профзаболевания.

ОФОРМЛЕНИЕ ИТОГОВ СОУТ

 
Организация, оценивающая УТ, по окончании работ составляет итоговый отчет, форма которого также утверждена пр. № 33н. В него входят:

– Необходимые сведения о компании, проводящей оценку; – Список оцененных РМ; – карты СОУТ, информирующие о присвоенном классе УТ; – протоколы проведения исследований; – протоколы оценки эффективности применения персоналом защитных средств; – протокол с обоснованным решением невозможности исследовательских работ (при наличии); – общая итоговая ведомость оценки УТ; – список предлагаемых действий по улучшению УТ;

– экспертное заключение.

 

Отчет подписывается членами комиссии, утверждает его председатель. Работодатель знакомит персонал с полученной оценкой в 30-дневный срок со дня утверждения документа. Условия, признанные допустимыми, декларируются как соответствующие действующим нормативам по охране труда, и в электронном виде передаются в ФИС учета итогов СОУТ. 

 

Источник публикации: spmag.ru.

Все публикации

Источник: http://www.kiout.ru/info/publish/26495

Методика проведения СОУТ

33н методика проведения специальной оценки условий труда

Порядок проведения специальной оценки условий труда изложен в методике проведения СОУТ, которая утверждена приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н и представляет собой обязательную процедуру, которая состоит из этапов:

  • идентификации;
  • анализа выявленных вредных факторов;
  • классификации рабочего места по результатам исследования;
  • оформления заключения.

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении:

  • надомников;
  • дистанционных и работников, которые заключили трудовые договора с работодателями не юридическими лицами.

Методика СОУТ 33н с изменениями

Методика проведения СОУТ 33н с изменениями на 2019 год представляет собой дополненный документ по сравнению с первоначальной редакцией 2014 года. Основные дополнения:

  1. Полностью переработан пункт 29 Методики, существенно расширив принципы отнесения воздействий биологических факторов на определение условий труда.

  2. Введены новые III и IV группы патогеннов биологических вредных и опасных факторов.

  3. В классификаторе вредных и опасных факторов из общей группы патогенных микроорганизмов в отдельную группу выделены условно-патогенные микроорганизмы.

  4. Для работников метрополитена и другого персонала трудящегося под землей выделены вредные производственные факторы по искусственному освещению.

Изменения не затронули периодичность проведения специальной оценки условий труда, она по прежнему составляет 5 лет.

Подготовка к проведению СОУТ

Организация проведения специальной оценки условий труда определяется статьей 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Подготовка к проведению специальной оценки условий труда может начинаться либо с формирования комиссии, либо с выбора организации, которая будет непосредственно проводить СОУТ (в принципе эта последовательность не важна). В любом случае ответственность за организацию проведения СОУТ возложена на работодателя, который обязан:

Шаг. 1. Заключить договор

Работодателю необходимо заключить гражданско-правовой договор с организацией, правомочной проводить СОУТ (требования к таким организациям изложены в статье 19 Федерального закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Создать комиссию

Работодатель своим приказом обязан образовать и возглавить комиссию по СОУТ, в состав которой должны войти:

  • председатель – представитель работодателя (у ИП – лично ИП);
  • специалист по охране труда (если такого в штате нет – придется заключить договор со сторонним специалистом);
  • представители профсоюза (если есть, если профсоюза нет – включать не надо);
  • другие специалисты работодателя по его усмотрению.

Количество членов комиссии вместе с председателем должно составлять нечетное количество.

Представители организации, которая будет непосредственно проводить СОУТ в число членов комиссии не входят.

Работодатель определяет сроки проведения спецоценки условий труда своим приказом и графиком.

Шаг 3. Утвердить график

В график включается перечень рабочих мест, на которых будет произведена идентификация потенциально опасных факторов.

График СОУТ целесообразно утвердить приказом.

После проведения изложенных мероприятий можно приступать непосредственно к проведению самой процедуры.

Порядок проведения СОУТ

Согласно методике проведения СОУТ все замеры и исследования осуществляет организация, с которой у работодателя заключен договор. Сам работодатель только присутствует при замерах и может:

  • требовать обоснования соответствующих результатов;
  • обжаловать результаты в федеральную инспекцию труда.

Кроме того, работодатель обязан:

  • предоставить представителям организации необходимые им сведения, которые могут характеризовать условия труда на рабочих местах, включенные в график проведения спецоценки;
  • никаким образом не мешать представителям организации осуществлять замеры и исследования.

Поэтому данный раздел освещает порядок действий специалистов и экспертов приглашенной организации, которые хоть формально и включены в состав комиссии, но действуют самостоятельно.

Первый этап. Идентификация

Согласно методике при проведении идентификации учитываются:

  • характеристики оборудования и сырья, используемые в трудовом процессе;
  • результаты ранее проведенных исследований и измерений;
  • случаи производственного травматизма или профессиональных заболеваний;
  • предложения самих работников.

Перечень факторов, подлежащих идентификации, формируется комиссией на основании государственных нормативов по охране труда.

Идентификация осуществляется экспертом приглашенной организации и проводится путем выявления и сравнения наименований выявленных факторов, факторам, изложенных в классификаторе к Приказу 33 н.

Если вредных или опасных факторов не выявлено, эксперт фиксирует этот факт в заключении, а сведения об условиях труда на данном рабочем месте подлежит внесению в декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям.

Идентификация не проводится в отношении рабочих мест, которые:

  • включены в списки, по которым осуществляется досрочное назначение пенсии по возрасту;
  • при поступлении на работу, устанавливаются специальные льготы и компенсации;
  • уже были идентифицированы, как имеющие вредные или опасные производственные факторы.

Второй этап. Исследования

Если эксперт обнаруживает совпадения по наименованиям, он признает их вредными или опасными и назначает проведение исследования на предмет их фактическим величинам.

Такое исследование проводится испытательными лабораториями, аккредитованными установленным порядком.

Результаты таких исследований оформляются специальными протоколами, которые должны содержать:

  • полное наименование организации, проводящей СОУТ, ее регистрационный номер, сведений об аккредитации;
  • номера протокола (должен быть на каждой странице вместе с номером страницы);
  • полное наименования работодателя включая его местонахождение;
  • индивидуальный номер рабочего места, наименование должности, профессии или специальности работника, занятого на данном рабочем месте;
  • наименования вредного или опасного фактора и другие сведения, предусмотренные пунктом 16 Методики 33н.

Третий этап. Классификация

Классификация или отнесение того или иного вредного производственного фактора производится опять же экспертом приглашенной организации и проводится в отношении:

  • химических, биологических и виброакустических факторов;
  • аэрозолей;
  • параметров микроклимата;
  • световой среды;
  • ионизирующих и неионизирующих излучений;
  • интенсивности и напряженности трудового процесса;
  • комплекса воздействующих факторов.

Вся классификация производится на основании специальных формул, изложенных в разделе IV методики, утвержденной приказом 33н, и по подразделяется на четыре класса:

  • оптимальный;
  • допустимый;
  • вредный (включает четыре подкласса);
  • опасный.

Результаты отнесения формируются в соответствии с Приложениями к разделу IV на основании соответствующих нормативных величин.

Работодатель в свою очередь может потребовать снижения класса отнесения условий труда на рабочем месте, например, если его работники используют эффективные средства индивидуальной защиты, прошедшие обязательную сертификацию, условия труда (в зависимости от конкретных величин) могут быть признаны вредными не 4 степени, а скажем 2 степени.

Методика снижения класса вредности утверждена приказом Минтруда от 05.10.2014 № 976н.

Четвертый этап. Заключение

Результаты специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета (Приложение № 3 к методике 33н) в строгом соответствии со статьей 15 закона 426-ФЗ.

Отчет составляет организация, проводившая СОУТ.

Отчет подписывают все члены комиссии.

Отчет утверждается председателем комиссии.

Член комиссии, который не согласен с результатами спецоценки имеет право написать особое мнение, которое необходимо приложить к отчету.

Со дня утверждения отчета работодатель обязан:

  • в течение трех рабочих дней уведомить организацию, проводившую СОУТ;
  • не позднее 30 дней ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки под роспись;
  • не позднее 30 дней разместить, при наличии сайта в сети Интернет, сведения о результатах проведения СОУТ и перечне мероприятий по улучшению условий по охране труда.

Периодичность проведения СОУТ

Специальная оценка условий труда бывает:

  • периодическая;
  • внеплановая.

Периодическая спецоценка проводится один раз в пять лет в отношении уже проверенных рабочих мест. Течение срока начинается со дня утверждения отчета.

Внеплановая проводится, при:

  • вводе в эксплуатацию вновь созданных рабочих мест;
  • изменении технологического процесса, который может оказать влияние на уровень воздействия вредных факторов;
  • получении письменного предписания от государственной инспекции по труду;
  • смене применяемых СИЗ и др. причинах и др.

В данном случае у работодателя есть четко установленные сроки для проведения СОУТ, которые составляют 12 (в первых двух случая) и 6 месяцев (для всех остальных случаев, изложенных в статье 17 Федерального закона 426-ФЗ).

В любом случае, СОУТ необходимо планировать, в том числе финансово. Для этих целей целесообразно разработать график проведения СОУТ, назначить ответственных должностных лиц и утвердить сроки указанных мероприятий.

Штраф за отсутствие СОУТ

В случае не проведения специальной оценки условий труда согласно статье 5.27.1 КоАП, на работодателя налагается штраф от 60 000 до 80 000 рублей за каждое рабочее место для юридических лиц.

При повторном нарушении работодатель будет оштрафован от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток для юридических лиц.

Разногласия

Все спорные ситуации по вопросу проведения и результатов СОУТ уполномочена рассматривать федеральная инспекция труда.

Источник: https://clubtk.ru/metodika-provedeniya-sout

Приложение N 1. Методика проведения специальной оценки условий труда | ГАРАНТ

33н методика проведения специальной оценки условий труда

III. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов

12. Исследованиям (испытаниям) и измерениям подлежат фактические значения вредных и (или) опасных факторов, которые идентифицированы в порядке, установленном главой II настоящей Методики.

13. Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и (или) иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда.

В качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов могут быть использованы результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов, проведенных аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочем месте производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за 6 месяцев до проведения специальной оценки условий труда. Решение о возможности использования указанных результатов при проведении специальной оценки условий труда принимается комиссией по представлению эксперта.

Методики (методы) измерений вредных и (или) опасных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов, определяются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, самостоятельно.

14. При проведении измерений вредных и (или) опасных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

При проведении измерений вредных и (или) опасных факторов до 31 декабря 2020 года допускается применение методик (методов) измерений вредных и (или) опасных факторов, допущенных к применению в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона от 26 июня 2008 г.

N 102-ФЗ “Об обеспечении единства измерений” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2011, N 30, ст. 4590; N 49, ст. 7025; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 49, ст. 6339; 2014, N 26, ст. 3366; N 30, ст. 4255; 2015, N 29, ст.

 4359), в том числе утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, без проведения их аттестации.

Средства измерений, применяемые при проведении измерений вредных и (или) опасных факторов, должны соответствовать обязательным метрологическим требованиям*(1) к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимым при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда (в том числе по показателям точности измерения).

15. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.

16. Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям, с указанием:

1) полного наименования организации, проводящей специальную оценку условий труда, регистрационного номера записи в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, а также сведений об аккредитации в национальной системе аккредитации (номер аттестата аккредитации (при наличии);

2) уникального номера протокола (определяется организацией, проводящей специальную оценку условий труда), содержащегося на каждой странице протокола вместе с номером страницы протокола;

3) полного наименования работодателя;

4) места нахождения и места осуществления деятельности работодателя;

5) наименования структурного подразделения работодателя (при наличии);

6) индивидуального номера рабочего места, наименования должности, профессии или специальности работника (работников), занятого (занятых) на данном рабочем месте, в соответствии с наименованием этих должностей, профессий или специальностей, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в установленном порядке;

7) наименования вредного и (или) опасного фактора, в отношении которого проведены исследования (испытания) и измерения, в соответствии с классификатором;

8) даты проведения исследований (испытаний) и измерений вредного и (или) опасного фактора;

9) сведений о применяемых средствах измерений (наименование прибора, инструмента, заводской номер, срок действия и номер свидетельства о поверке);

10) наименования примененных методик (методов) измерений вредных и (или) опасных факторов, реквизитов нормативных правовых актов, их утвердивших (вид нормативного правового акта, наименование органа, его издавшего, название, дата и номер);

11) реквизитов нормативных правовых актов (вид нормативного правового акта, наименование органа его издавшего, название, дата и номер), регламентирующих предельно допустимые концентрации (далее – ПДК), предельно допустимые уровни (далее – ПДУ), а также нормативные уровни исследуемого (испытуемого) и измеряемого вредного и (или) опасного фактора;

12) места проведения исследований (испытаний) и измерений вредного и (или) опасного фактора с приложением при необходимости эскиза помещения, в котором они проводились, с указанием размещения оборудования и нанесением на нем точки (точек) исследований (испытаний) и измерений вредного и (или) опасного фактора (отбора проб);

13) нормативное и фактическое значение уровня исследуемого (испытуемого) и измеряемого вредного и (или) опасного фактора с указанием при необходимости единиц измерений и продолжительности его воздействия на всех местах проведения исследований (испытаний) и измерений;

14) заключение по фактическому уровню вредного и (или) опасного фактора на всех местах проведения его исследований (испытаний) и измерений с указанием итогового класса (подкласса) условий труда вредного и (или) опасного фактора;

15) фамилии, имена, отчества (при наличии), должности специалистов организации, проводящей специальную оценку условий труда, проводивших исследования (испытания) и измерения вредного и (или) опасного фактора.

В случае если в качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов использованы результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов, проведенных аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочем месте производственного контроля за условиями труда, то к протоколу прикладывается заключение эксперта о возможности использования указанных результатов.

В отношении рабочего места, условия труда на котором по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в пункте 11 настоящей Методики, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2014, N 26, ст. 3366; 2015, N 29, ст. 4342; 2016, N 18, ст. 2512).

17.

Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочем месте может создать угрозу для жизни работника, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.

Решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в настоящем пункте, оформляется протоколом комиссии, содержащим обоснование принятия этого решения и являющимся неотъемлемой частью отчета.

18. Работодатель в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения, указанного в пункте 17 настоящей Методики, направляет в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту своего нахождения копию данного протокола комиссии, содержащего это решение.

Источник: https://base.garant.ru/70583958/00596cfcd5e75c08187ebab5dc0015be/

СоцЗащита
Добавить комментарий