Юридическое значение общего трудового стажа

Вопрос Специальный трудовой стаж: понятие, юридическое значение

Юридическое значение общего трудового стажа

Вопрос Общий трудовой стаж: понятие, юридическое значение.

Статья 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Россий­ской Федерации» в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц выделяетобщий трудовой стаж, под которым понимается сум­марная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., учитываемая в календарном по­рядке.

Юридическое значение общего трудового стажа заключается в том, что с учетом этого стажа производится конвертация (преоб­разование) пенсионных прав граждан, приобретенных ими по со­стоянию на 1 января 2002 г., что влияет на размер страховой части трудовой пенсии.

Кроме того, общий трудовой стаж необходим в пенсионном обес­печении за выслугу лет военнослужащих, когда у них выслуга со­ставляет менее 20 лет.

При наличии общего трудового стажа определенной продолжи­тельности и соответствующих наград возможно получение звания «Ветеран труда» с предоставлением социальных льгот.

Специальный трудовой стаж – суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности, в период которой лицо не подлежало обязательному пенсионному страхованию (определение Закона 1990, в новых законах определения нет).

С учетом такой деятельности устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.

В настоящее время 2 вида специального трудового стажа:

1) специальный страховой стаж (на подземных работах; на работах с вредными условиями труда; на работах с тяжелыми условиями труда; на работах женщин трактористов-машинистов, в текстильной промышленности и др. – ст.27 и 28 Закона о трудовых пенсиях);

2) специальный трудовой стаж, необходимый для установления пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним по условиям службы другим гражданам.

Данный вид стажа влечет правовые последствия в пенсионном обеспечении военнослужащих, служащих органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и других, приравненных к ним по условиям службы служащих.

Специальный трудовой стаж – продолжительность работы в определенных условиях труда (тяжелых, вредных и т.п.), на определенных должностях, в определенных природно-климатических районах страны, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и других периодов, с которыми связано льготное (или по особым правилам) обеспечение тру­довыми пенсиями.

Специальный трудовой стаж – юридически значимое обстоятельство в сложном составе, необходимом для приоб­ретения права на трудовую пенсию по старости на льготных ос­нованиях (наличие специального стажа установленной продол­жительности с учетом или без учета общего трудового стажа приводит к возникно­вению права на пенсию по старости до достижения нормально­го пенсионного возраста – 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины)).

Особый вид специального трудового стажа – выслуга лет (в отличие от него, выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия).

Специальный трудовой стаж – это учитываемая при определении права на досрочную трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов определённых работ в определённых условиях труда по определённой профессии (должности) в определённой местности.

При наличии специального стажа устанавливается трудовая пенсия по старости раньше общеустановленного возраста (55 лет для женщин и 60 для мужчин) или пенсия за выслугу лет.

Виды специального трудового стажа:

1) Специальный стаж, определённый условиями труда. Он ещё называется «стажем на соответствующих видах работ». Статья 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», пункт 1, подпункты с 1 по 18.

а) Стаж работы на подземных работах, с вредными условиями труда, а также в горячих цехах определяет список №1.

б) Стаж работы с тяжёлыми условиями труда.

в) Стаж работы женщин в текстильной промышленности.

г) Стаж работы в качестве работников в локомотивных бригадах, а также работников отдельных категорий, осуществляющих организацию перевозок, обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.

д) Стаж работы в экспедициях, партиях, отрядах непосредственно на полевых, геолого-разведческих, поисковых, геофизических, изыскательных работ.

е) Водителей троллейбусов, трамваем, регулирующих пассажирские перевозки городских маршрутов.

ж) Стаж работы в качестве работающих мастеров на лесозаготовках, лесосплавах.

2) Стаж работы по определённой профессии (должности), связанной с повышенным эмоциональным, умственным и нервным напряжением. Это педагогическая деятельность в школах, вузах и так далее; лечебная деятельность, творческая деятельность.

3) Стаж работы, определённый местностью, в которых протекала работа. Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

4) Выслуга лет.

При определении права на досрочную пенсию необходимо, чтобы наименование профессии (должности) в документах о трудовом стаже соответствовало профессии (должности), предусмотренной специальными списками.

Право на досрочную пенсию имеют работники, занятые на соответствующих видах работ полный рабочий день (это 80% рабочего времени).

Выполнение подготовительных, вспомогательных работ не лишают работника права на досрочную пенсию.

Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочную пенсию, утверждён Постановлением Правительства от 11 июля 2002 года и предусматривает включение в специальный страховой стаж некоторых иных период:

1. Время перевода на другую работу по производственной необходимости с работ, дающих право на досрочную пенсию продолжительностью не более одного (1) месяца.

2. Также включается время перевода на другую работу с работ, дающих право на досрочную пенсию, беременным женщинам на основании медицинского заключения.

3. Время вынужденного прогула при незаконном увольнении с работ, дающих право на досрочную пенсию.

4. Время работ в местах лишения свободы на работах, дающих право на досрочную пенсию лиц, необоснованно привлечённых к уголовной ответственности, а также незаконно репрессированных, а впоследствии реабилитированных.

5. Время испытания при приёме на работу, дающее право на досрочную пенсию.

6. Период нахождения на инвалидность I, II группы вследствие трудового увечья, профессионального заболевания, если увечье или заболевание получено на работе, дающей право на досрочную пенсию.

Не включается в стаж, дающий право на досрочную пенсию, период отстранения от работы по причинам:

1) Появления на работе в состоянии алкогольного опьянения.

2) Отстранение от работы в связи с не прохождением медицинского осмотра.

3) Периода простоя как по вине работника, так и по вине работодателя.

4) Отстранение от работы в связи с не прохождением обучения и проверки знаний в области охраны труда.

5) Отстранение на основании медицинского заключения в связи с выявлением отклонений для выполнения работ, дающих право на досрочную пенсию.

Источник: https://studopedia.su/16_126042_vopros-spetsialniy-trudovoy-stazh-ponyatie-yuridicheskoe-znachenie.html

Право социального обеспечения. Трудовой стаж: понятие, виды, значение

Юридическое значение общего трудового стажа

Трудовой стаж — это продолжительность работы в качестве работающего по найму, а также время занятий другими видамиобщественно полезной деятельности, с которой закон связывает определенные правовые последствия. В одних случаях от трудовогостажа зависит само право на материальное обеспечение, в других — размер социального обеспечения, в третьих — и то, и другое.

Законодательство предусматривает несколько видов трудового стажа. По своей юридической значимости различают общий, специальныйи непрерывный трудовой стаж.

Общий трудовой стаж — исчисленная суммарно продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности,независимо от характера работы, причины перехода с одной работы на другую и длительности перерывов в работе.

Периоды, засчитываемыев трудовой стаж, подсчитываются по их фактической продолжительности календарно, то есть со дня начала работы до дня увольнения,включая выходные, праздничные и другие нерабочие ночные и другие нерабочие дни и различные отпуска.

В общий трудовой стаж кроме работы в качестве наемного работника, иной работы, на которой работник подлежал государственномусоциальному страхованию, включаются периоды службы в составе Вооруженных Сил РФ; иных военных формированиях, созданных всоответствии с законодательством РФ; объединенных Вооруженных Силах СНГ; Вооруженных Силах бывшего СССР; в органах внутреннихдел, органах внешней разведки, органах контрразведки РФ и др.

В общий трудовой стаж включаются периоды обучения в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров повышению квалификациии переквалификации, учебы в средних и высших учебных заведениях, аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.

К общественно полезной деятельности, включающейся в общий трудовой стаж, относятся также периоды временной нетрудоспособности,начавшейся в период работы; ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом до 16 лет, престарелым, который нуждается в постоянномуходе на основании медицинского заключения; время ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности время; пребывания в местах заключения сверх срока, назначенногопри пересмотре уголовного дела; период выплаты пособия по безработице и другие периоды.

С учетом общего трудового стажа назначаются пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Продолжительностьобщего трудового стажа влияет на размер всех видов трудовых пенсий и размер пенсии при неполном трудовом стаже.

Специальный трудовой стаж — суммарная продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, поопределенной должности или профессии или продолжительность деятельности, которая осуществлялась в особых условиях труда,либо в определенной местности.

С учетом специального стажа назначается пенсия по старости на льготных основаниях в связи с особыми условиями труда,работой на Крайнем Севере и в местностях, к ним приравненных, пенсии за выслугу лет.

В специальный трудовой стаж включаются такие виды работ с особыми условиями труда как подземные работы; работы с вреднымии тяжелыми условиями труда, в горячих цехах; работа в качестве рабочих локомотивных бригад и некоторых других категорий работников,непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспортеи метрополитене; работа в экспедициях, партиях и т.п. непосредственно на полевых изыскательских и некоторых других работах;работа в качестве рабочих и мастеров непосредственно на лесосплаве и лесозаготовках; работа женщин втекстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью; работа в летном или летне-испытательномсоставе гражданской авиации и другие виды работ.

Непрерывный трудовой стаж — продолжительность непрерывной трудовой деятельности на одном предприятии, учреждении,организации или на разных, если переход с одного места работы на другое не превысил срока, установленного законодательством.Сохранение непрерывности трудового стажа обусловлено причинами увольнения работника и длительностью перерыва в работе междуднем увольнения (прекращения) работы и днем поступления на другую работу.

На федеральном уровне непрерывный трудовой стаж сохранил свое значение при определении размера пособия по временной нетрудоспособностив порядке государственного социального страхования. В пенсионном законодательстве он утратил свое юридическое значение полностью.

Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальномустрахованию утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г., а позднее изменены и дополнены.

По общему правилу при переходе с одного места работы на другое непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв междуднем увольнения и днем поступления на работу не превышал одного месяца (до 1 сентября 1983 г.). При увольнении по собственномужеланию без уважительных причин после 1 сентября 1983 г. непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в работе непревышает трех недель (21 календарный день).

Законодательством предусматриваются случаи, когда непрерывный трудовой стаж сохраняется при более длительных перерывахв работе или не зависит от его продолжительности.

Так, при увольнении в связи с сокращением штата или численности работниковстаж сохраняется в течение трех месяцев со дня увольнения; у женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалидадо 16 лет), непрерывный трудовой .

стаж сохраняется при условии поступления их на работу до достижения ребенком 14 (16) лет;при увольнении в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность, а также в связи с переходом на пенсию по старостинепрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе.

Непрерывный трудовой стаж не сохраняется, если работник уволен с предыдущего места работы по виновным основаниям (запрогул, появление на работе в нетрезвом состоянии и др.), а также при увольнении (два и более раз) по собственному желаниюбез уважительной причины в одном календарном году.

Основным документом, подтверждающим трудовую деятельность работника, является трудовая книжка.

По записям в нейустанавливается общий, непрерывный и специальный трудовой стаж, необходимый для определения размера пособий по временнойнетрудоспособности, вознаграждений за выслугу лет, предоставления льгот в области пенсионного обеспечения лицам, работающимв особых условиях труда или особых географических условиях.

Трудовые книжки ведутся на всех работников, проработавших на предприятии, организации, учреждении свыше пяти лет.

Записипроизводятся в соответствии с Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, организациях,которая утверждена постановлением Госкомтруда СССР № 162 от 20 июня 1974 г, изменена и дополнена постановлением ГоскомтрудаСССР № 252 от 2 августа 1985 г.

Трудовой стаж может быть подтвержден и другими документами (справками, записями из приказов, лицевыми счетами и ведомостямина выдачу заработной платы, письменными трудовыми договорами и иными документами, содержащими сведения о периодах работы),а при отсутствии документов о трудовом стаже — свидетельскими показаниями с соблюдением установленных законодательством правил.

В настоящее время законодатель ввел новое понятие — страховой стаж — суммарная продолжительность тех периодовтрудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.

Введение данногопонятия обусловлено установлением индивидуального учета в системе государственного пенсионного страхования в России, постепеннымпереходом пенсионной системы РФ на принципы пенсионного страхования.

Концепция реформы пенсионного обеспечения в Российскойфедерации одобрена Постановлением Правительства РФ от 07 августа 1995 г.

Источник: http://uk-amparo.ru/amparo00036.html

Понятие и значение страхового трудового стажа в социальном обеспечении

Юридическое значение общего трудового стажа

Оглавление

Введение 3 1. Понятие и виды стажа 5 1.1. Понятие стажа 5 1.2. Виды стажа 7 2. Понятие и порядок исчисления общего трудового (страхового) стажа 10 2.1.

Понятие общего трудового(страхового)стажа, способ подтверждения 10 2.2. Порядок и способ исчисления 12 3. Значение общего трудового стажа 18 3.1. Юридическое значение 18 3.2.

Социальное значение общего трудового стажа 25 Заключение 27 Библиографический список 30

Введение

Одним из оснований некоторых видов социального обеспечения является наличие стажа определенной продолжительности как юридического факта – основания возникновения правоотношений по социальному обеспечению. Термин «стаж» широко используется в нормах трудового права и права социального обеспечения, а потому имеет межотраслевой характер.

Поскольку трудовое право и право социального обеспечения являются генетически связанными отраслями российского права, а общественные отношения, связанные с трудом, как правило, предшествуют право отношениям, связанным с социальным обеспечением, важно единое толкование института стажа в данном межотраслевом разрезе.

Лексически термин «стаж» обозначает продолжительность деятельности в какой-нибудь области. Стаж выступает юридическим фактом: в трудовом праве он необходим для определения права на отпуск, получения гарантий и компенсаций, а в праве социального обеспечения он является условием предоставления отдельных видов обеспечения и влияет на их размер.

Актуальность данной работы заключается в необходимости рассмотрения понятия и значения страхового трудового стажа в социальном обеспечении. Объект исследования общественные отношения, возникающие в ходе изучения норм, регулирующих понятие и значение страхового трудового стажа в социальном обеспечении.

Предмет исследования особенности, присущие понятию и значению страхового трудового стажа в социальном обеспечении. Цель написания данной работы выявление содержания понятия и значения страхового трудового стажа в социальном обеспечении. Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач: 1.

Рассмотрение основных характеристик страхового трудового стажа в социальном обеспечении; 2. Анализ понятия и значения страхового трудового стажа в социальном обеспечении; 3. Исследование социального значения общего трудового стажа. Методы, используемые в работе сравнительно сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.

Гипотеза – эффективное применение норм, регулирующих страховой трудовой стаж позволит упрочить социальное обеспечение граждан. Этапы исследования – исследование посвящено временному периоду: 2002 – 2020 гг. Научная новизна заключается в исследовании эффективности применения норм, регулирующих страховой трудовой стаж.

Теоретическая значимость заключается в разработке теоретических основ, определяющих положение страхового трудового стажа. Практическая значимость выражается в том, что предложенные рекомендации по повышению эффективности применения норм, регулирующих страховой трудовой стаж, могут быть использованы в практической деятельности российских предприятия и учреждений. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Заключение

Подводя итог проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы и предложения по данной теме. Статья 2 Закона № 166-ФЗ говорит о засчитываемых в страховой стаж периодах, но только о периодах работы и трудовой деятельности, исключая иные периоды, засчитываемые в страховой стаж. На наш взгляд, данный подход не обоснован, поскольку периоды, равнозначные в силу ст.

12 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодам уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, формально в страховой стаж для целей Закона № 166-ФЗ не входят.

В силу изложенного дефиниция трудового стажа в Законе № 166-ФЗ подлежит уточнению в редакции: «трудовой стаж – учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые включаются в страховой стаж, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О страховых пенсиях». Но, по сути, речь идет о страховом стаже, поэтому представляется целесообразным вместо термина «трудовой стаж» использовать термин «страховой стаж» в том значении, в котором он используется в Федеральном законе «О страховых пенсиях». Противоречивость терминологии является довольно распространенным дефектом законодательства о социальном обеспечении. Поэтому терминология Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 44681 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» требует уточнения. Пунктом «б» ч. 1 ст. 13 Закона от 12 февраля 1993 г. установлено право на пенсию за выслугу лет для граждан, уволенных со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигших на день увольнения 45летнего возраста, имеющих общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы при определенной продолжительности общего трудового стажа. Вопрос заключается в том, что в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» под общим трудовым стажем понимается «суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г.», а согласно Закону от 12 февраля 1993 г. при определении права на пенсию за выслугу лет в общий трудовой стаж включаются: а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»; б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Таким образом, и в первом, и во втором случае применяется один и тот же термин «общий трудовой стаж», однако его употребление происходит в различных значениях. По смыслу Закона РФ от 12 февраля 1993 г. термин «общий трудовой стаж» является более широким и включает в себя периоды работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, в том числе после 1 января 2002 г. Подобные разночтения усложняют законодательство и не прибавляют в него ясности. Даже учитывая, что в обоих законодательных актах действие термина «общий трудовой стаж» ограничено рамками отдельных статей и пунктов статей законов, это не отвечает требованиям законодательной техники о ясности и точности использования данного термина. При этом вызывает вопросы близость содержания общего трудового стажа в обоих случаях, что требует каждый раз уточнять, о каком именно общем трудовом стаже идет речь. Для устранения данного противоречия необходимо в Законе от 12 февраля 1993 г. термин «общий трудовой стаж» заменить на словосочетание «трудовой стаж». Использование термина «стаж» в таких смежных отраслях, как трудовое право и право социального обеспечения, до сих пор вызывает вопросы не только в теории, но и в правоприменительной практике, поэтому необходимо их разрешение и уточнение действующих норм права.

Список литературы

1. Азарова Е. Страховая и накопительная пенсии // Хозяйство и право. М., 2014, № 6. С. 40-54 2. Аникеева Т.М. Концепция системы страхового законодательства и страхового права в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию // Восьмые Всероссийские Державинские чтения (Москва, 14 декабря 2012 года): сборник статей: в 7 кн. Кн.

1: Проблемы теории и истории государства и права. М.: РПА Минюста России, 2013. С. 19-26 3. Балашова Е.Ф. Особенности исчисления страхового стажа // Актуальные проблемы современного российского законодательства Российской Федерации. Саратов: Издво «Саратовский источник», 2014. С. 3-10 4. Барташевич С.В.

Вопросы правового регулирования выплат, освобождаемых от обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды // Финансовое право и управление. М.: Nota Bene, 2013, № 1. С. 88-104 5. Бахышов Р.Д., Гунин Е.М.

Некоторые проблемы признания страхового случая и выплаты страхового возмещения в страховании ответственности // Юридическая наука, образование и практика: история и современность: Материалы заочной международной научно-методической конференции. 29 марта 2013 года. Белгород: Издво БУКЭП, 2013. С. 239-247 6. Журавлева О.Р.

О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении споров об обложении страховыми взносами компенсационных выплат // Арбитражные споры. С.Пб., 2014, № 2 (66). С. 73-78 7. Зубарев Л.В. Эволюционная революция в российском страховом законодательстве и регулировании // Страховое право. М.: Анкил, 2014, № 2. С. 52-64 8. Зюбенко А.Н.

К вопросу о принципе наивысшей добросовестности страхователя в страховом праве: Право и юриспруденция. Философия и социальные науки // Материалы Научной сессии, г. Волгоград, 2226 апреля 2013 г.: Право и юриспруденция. Философия и социальные науки. Волгоград: Издво ВолГУ, 2013, Вып. 4. С. 293-296 9. Каримуллина А.Э.

Общая характеристика правовых ограничений в гражданско-правовом регулировании страховой деятельности и их классификация // Актуальные проблемы экономики и права. Казань: Познание, 2013, № 3 (27). С. 176-180 10. Колесников Ю.А. Развитие законодательства о страховой деятельности в Российской Федерации // Северокавказский юридический вестник. Ростов-на-Дону, 2013, № 4. С. 53-57 11.

Короткова М.В. Практика применения Закона РФ «О защите прав потребителей» к страховым правоотношениям // Научные труды РАЮН. Вып. 14: в 2 т. Т. 2. М.: Юрист, 2014. С. 111-115 12. Корсаненкова Ю.Б. Значение страхового стажа в пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации // Вестник РГГУ. М.: РГГУ, 2013, № 3 (104). С. 123-129 13. Кузнецова Л.В.

Некоторые правовые проблемы установления фактов, признаваемых страховыми случаями // Проблемы регистрации прав, фиксации и удостоверения юридических фактов гражданского права: сборник статей. М.: Статут, 2013. С. 215-238 14. Лапшина А.В. Цель и порядок замены единого социального налога страховыми взносами.

Совершенствование механизма исчисления и взимания страховых взносов в РФ // Сборник трудов молодых ученых, аспирантов и участников студенческого научного кружка кафедры административного и таможенного права. М.: Издво Рос. тамож. акад., 2014, Вып. 3. С. 45-46 15. Мерзлякова Т.Г.

Труднее всего трудоустроиться женщине старше 40, имеющей среднее образование, небольшой опыт, воспитывающей детей без мужа, а также молодым, не имеющим трудового стажа // Международная научно-практическая конференция «Мониторинг защиты конституционных прав женщин: опыт, проблемы и пути их решения»: сборник материалов. Рязань: ООО «Асмин Принт», 2013. С. 84-90 16. Мирошник С.В.

Страховой надзор в системе финансового контроля // Пробелы в российском законодательстве. М.: МедиаВАК, 2013, № 6. С. 289-292 17. Мирошник С.В. Страховой рынок как объект финансового надзора // Бизнес в законе. М.: Изд. Дом «ЮрВАК», 2013, № 6. С. 160-163 18. Новикова Д.С.

Разработка методологии расчета и оценка уровня налоговой нагрузки на страховую отрасль в Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. Нижний Новгород: Издво Нижегор. акад. МВД России, 2014, № 3 (27). С. 250-254 19. Овчинникова Ю.С. Страховые посредники на рынке финансовых услуг: новеллы законодательства // Право и экономика. М.

: Юстицинформ, 2014, № 2. С. 19-23 20. Пахмутов В.Н. Россия на страховом рынке Европы: оценка текущего состояния, влияющие факторы и пути совершенствования // Михайловские научные чтения: материалы Международной научно-практической конференции, Владивосток, 2324 мая 2014 г.. Владивосток: Издво Дальневост. федер. унта, 2014. С. 300-306 21. Просвирина Е.И., Селифонова Т.Н.

Государственные внебюджетные страховые фонды и реформа их системы (видение проблемы) // Современные тенденции развития юридической науки: теория и правоприменительная практика: Материалы заочной международной научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. 20 февраля 2014 года. Белгород: Издво БУКЭП, 2014. С. 198-201 22. Рабинович A.Д.

К вопросу исчисления трудового стажа для оплаты труда в местностях с особыми климатическими условиями // Российский ежегодник трудового права. № 8. 2012. С.Пб., 2013. С. 479-486 23. Соловьев А.К.

Институциональные аспекты финансового обеспечения страховой пенсионной реформы в России // Актуальные проблемы современного законодательства: сборник статей студентов, аспирантов, соискателей и преподавателей. М.: МФЮА, 2013. С. 302-309 24. Соловьев А.К. Проблемы реализации страховой стратегии долгосрочной устойчивости пенсионной системы России в условиях макроэкономических и демографических рисков // Общественный контроль и мониторинг защиты социальных прав граждан: сборник трудов общероссийской конференции. М.: Юрист, 2013. С. 101-105 25. Танага А.Н. Статусные новеллы страховых агентов и страховых брокеров // Актуальные проблемы развития гражданского законодательства на современном этапе: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, 28 февраля 2014 г. Краснодар: Издво Краснодар. унта МВД России, 2014. С. 260-265 26. Трудовой стаж и его роль в праве социального обеспечения. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Менкенов А.В. М., 2013. 26 c.

Источник: http://www.work5.ru/gotovye-raboty/105087

31. Общий трудовой стаж: понятие и юридическое значение

Юридическое значение общего трудового стажа

Определенияобщего трудового стажа сформулированыприме­нительно к конкретным законам.Они носят целевой характер. Напри­мер,согласно ст.

2 Закона о государственномпенсионном обеспече­нии, трудовойстаж — учитываемая при определенииправа на отдельные виды пенсий погосударственному пенсионному обеспе­чениюсуммарная продолжительность периодовработы и иной деятельности, которыезасчитываются в страховой стаж дляполучения пенсии, предусмотреннойЗаконом о трудовых пенсиях.

Общийтрудовой стаж имеет юридическоезначение в следующих случаях:

1)для назначения пенсии по старости погосударственному пен­сионномуобеспечению;

2)назначения пенсии за выслугу летвоеннослужащим, прохо­дившим военнуюслужбу по контракту, если продолжительностьвы­ слуги лет у них составляет от 12,5до 20 лет;

3)назначения страховой части трудовойпенсии по старости к пенсии за выслугулет и к пенсии по инвалидности, назначеннойпо Закону о пенсионном обеспечениивоеннослужащих;

4)оценки пенсионных прав, приобретенныхзастрахованными лицами до 2002 г. (приназначении трудовой пенсии);

5)определения суммы валоризации величинырасчетного пенси­онного капитала приисчислении размера трудовой пенсии;

6)получения звания «Ветеран труда».

Дляназначения пенсии по старости погосударственному пенси­онномуобеспечению необходимо наличие общеготрудового стажа не менее пяти лет. Вобщий трудовой стаж включаются периодыра­ боты и иной деятельности,засчитываемые в страховой стаж,необхо­димый для получения трудовойпенсии по Закону о трудовых пенсиях.

Дляназначения пенсии за выслугу летвоеннослужащим, прохо­дившим военнуюслужбу по контракту, продолжительностьвыслуги лет у которых составляет неменее 12,5 лет, но не достигает 20 лет,не­обходимо наличие общего трудовогостажа 25 календарных лет (в этупродолжительность включается выслугалет). При определении права на пенсиюза выслугу лет с учетом общего трудовогостажа в этот стаж включаются:

а)трудовой стаж, исчисляемый иподтверждаемый в порядке, ко­торыйбыл установлен для назначения иперерасчета государственных пенсийдо 2002 г. (т.е. до вступления в силу Законао трудовых пен­сиях);

б)страховой стаж, исчисляемый иподтверждаемый в порядке, которыйустановлен для назначения и перерасчетатрудовых пенсий.

32. Специальный трудовой стаж

Специальныйтрудовой стаж имеет юридическоезначение для предоставления разныхвидов социального обеспечения.

Специальныйтрудовой стаж вотличие от специального страхо­вогостажа — это суммарная продолжительностьопределенной дея­тельности, связаннойв основном с различными видамигосударствен­ной службы.

Так,он необходим для назначения пенсии завыслугу лет воен­нослужащим иприравненным к ним категориям служащих,космонав­там, летчикам­-испытателям,федеральным государственным граждан­скимслужащим. Продолжительность специальноготрудового стажа учитывается приприсвоении звания ветерана военной игосударствен­ ной службы.

Внаибольшей степени роль специальноготрудового стажа про­ является впенсионном обеспечении.

С этим видомстажа связан от­ дельный самостоятельныйвид пенсии — пенсия за выслугу лет,кото­ рая назначается военнослужащим,проходившим военную службу по контракту,служащим правоохранительных органов,федеральным государственным гражданскимслужащим, гражданам из числа космо­навтов,работникам летно­-испытательногосостава. Специальный тру­довой стаждля назначения указанной пенсии (заисключением госу­ дарственныхгражданских служащих) называетсявыслугой лет.

Нормативноерегулирование[

• ФедеральныйЗакон от от 28декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховыхпенсиях»

• ПостановлениеПравительства РФ от 24июля 2002 г. N 555 «Об утверждении Правилподсчета и подтверждения страховогостажа для установления трудовых пенсий»;

• ПостановлениеПравительства РФ от 11июля 2002 г. N 516 “Об утверждении Правилисчисления периодов работы, дающейправо на досрочное назначение трудовойпенсии по старости в соответствии состатьями 27 и 28 Федерального закона «Отрудовых пенсиях в РФ»;

• ПостановлениеПравительства РФ от 29октября 2002 г.

N 781 “О списках работ,профессий, должностей, специальностейи учреждений, с учетом которых досрочноназначается трудовая пенсия по старостив соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовыхпенсиях в РФ», и об утверждении правилисчисления периодов работы, дающейправо на досрочное назначение трудовойпенсии по старости в соответствии состатьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

  1. Общий страховой стаж.

  2. Специальный страховой стаж: понятие, юридическое значение.

Правона многие виды социального обеспеченияпрямо зависит от участия гражданина втрудовой деятельности и уплаты ЕСН истраховых взносов, т.е. от страховогостажа.

Определениестрахового стажа содержится в несколькихфедеральных законах.

Так,в ст. 3 Федерального закона от 16.07.1999 г.«Об основах обязательного социальногострахования» говорится, что страховойстаж – это суммарнаяпродолжительность времени уплатыстраховых взносов.

Источник: https://studfiles.net/preview/6703976/page:17/

Дипломная работа на тему:

Юридическое значение общего трудового стажа

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТРУДОВОЙ СТАЖ: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
  • 1.1. История развития законодательства о трудовом стаже
  • 1.2. Понятие, виды и юридическое значение трудового стажа
  • 1.3. Правовое регулирование трудового стажа
  • ГЛАВА 2.

    ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ТРУДОВОГО СТАЖА (НА ПРИМЕРЕ УПФР В МОТОВИЛИХИНСКОМ РАЙОНЕ Г. ПЕРМИ)

  • 2.1. Периоды, включаемые в трудовой стаж
  • 2.2. Специальный трудовой стаж
  • 2.3.

    Особенности исчисления и подтверждения трудового стажа (на примере УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми)

  • ГЛАВА 3. ТРУДОВОЙ СТАЖ: ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
  • 3.1. Проблемы, связанные с трудовым стажем и пути их решения
  • 3.2.

    Совершенствование законодательства о трудовом стаже

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.

В одних случаях трудовой стаж определенной длительности и характера играет роль ключевого юридического факта в сложном правообразующем юридическом составе (например, при назначении досрочных трудовых пенсий педагогическим и другим работникам с особыми условиями труда, пенсий за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим и др.), в других является лишь одним из элементов сложного правообразующего фактического  состава (например, при назначении трудовых пенсий по старости, потере кормильца и по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности). С продолжительностью трудового стажа связан и размер большинства видов пенсий и отдельных пособий.

В настоящее время в связи с проводимой в стране реформой, содержание и понятие трудового стажа меняется, поэтому основное значение на сегодняшний день, принимает только страховой стаж работы. А трудовой стаж применим лишь при конвертации пенсионных прав в пенсионный капитал.

Вопросы, касающиеся, отсутствия четкого определения трудового стажа, введение понятия страховой стаж, утрата значения непрерывного трудового стажа, сложность в подтверждении стажа и ряд других проблем являются очень актуальными.

Актуальность темы дипломной работы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.

Многие авторы изучали данную тему, такие как, Квасов Д.А., Гусов К.Н., Тучкова Э.Г., Захаров М.Л., Сулейманова Г.В., Ершов В.А., Толмачев И.А., и ряд других отечественных авторов, исследующих рассматриваемую в данной работе тематику.

Объектом исследования являются пенсионные правоотношения, которые порождают трудовой стаж, как один из юридических фактов.

Предмет исследования – это нормативные акты, регламентирующие порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, правила оформления документов для подтверждения данного стажа, а также практика решения вопросов, связанных с определением стажа работы.

Базой исследования является УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми.

Цель данной дипломной работы — провести комплексный анализ трудового стажа в праве социального обеспечения.

Для выполнения данной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть и проанализировать понятие и юридическое значение трудового стажа в праве социального обеспечения;
  2. Изучить правовое регулирование трудового стажа;
  3. Исследовать классификацию видов трудового стажа в РФ;
  4. Рассмотреть порядок исчисления и подтверждения трудового стажа в праве социального обеспечения, в частности, страхового, специального;
  5. Проанализировать проблемы законодательства трудового стажа и пути их решения;
  6. Сделать обобщающие выводы, исходя из изученного материала.

Методологической основой исследования является системный метод познания, на основании которого применялись два научных метода: исторический и специально-юридический.

Исторический метод обусловлен тем, что реформа в РФ начата с 2002 года, в то время как большая часть трудоспособного населения начала свою трудовую деятельность еще при старом пенсионном законодательстве. Тем не менее на них будет распространяться пенсионная реформа в будущем и важное значение будет иметь наличие уже учтенного трудового стажа.

Специально-юридический метод заключается в анализе нормативных актов, научных и методических материалов, литературных источников. Он позволяет описать, классифицировать и систематизировать разные виды трудового стажа, порядок его исчисления и подтверждения.

Практическая значимость дипломной работы заключается в применении ее в пенсионном законодательстве, при назначении пенсий. Прежде всего, данное исследование, было бы полезно гражданам, интересующимся порядком исчисления трудового стажа по новому законодательству; могло бы быть использовано в качестве пособия студентам, изучающим курс «Право социального обеспечения».

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе рассматриваются история развития законодательства, понятие и юридическое значение термина трудовой стаж, а также его виды. Изучается правовое регулирование трудового стажа.

Во второй главе рассматриваются периоды, включаемые в трудовой стаж, особенности исчисления и подтверждения трудового (страхового) стажа.

Третья глава посвящена проблемам, связанным с трудовым стажем, а также путям их решения.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

1.1. История развития законодательства о трудовом стаже

Становление и развитие института трудового стажа в праве социального обеспечения следует рассматривать в неразрывной связи с развитием государственной системы социального обеспечения граждан.

В 1917-1922 гг. были заложены основы республиканской системы социального обеспечения трудящихся, издано новое законодательство о социальном обеспечении и страховании.

Другим направлением политики государства при издании нормативных актов по социальному обеспечению и страхованию являлось стремление к комплексным законам, которые охватывали бы сразу несколько видов обеспечения, а также к сводным кодификационным нормативным актам, регулирующим все вопросы, касающиеся обеспечения граждан тем или иным видом социального обеспечения и страхования.

Пенсионное обеспечение изначально рассматривалось как привилегия государственных служащих, поэтому первым видом трудового стажа, которому было придано определенное юридическое значение в социальном обеспечении, являлась государева служба. С ее продолжительностью связывалось не только право на пенсию, но и ее размер.

Определенное юридическое значение придавалось трудовому стажу и при обеспечении некоторых других категорий граждан.

Однако неразвитость системы государственного социального обеспечения препятствовала формированию и развитию трудового стажа как особой правовой категории.

В этой связи особое внимание необходимо уделять историко-правовому анализу законодательства о трудовом стаже в советский период развития системы социального обеспечения.

В развитии трудового стажа в советской системе социального обеспечения выделяют четыре основных этапа:

1-й этап – появление норм о трудовом стаже в условиях военного коммунизма и новой экономической политики – с 1917 г. по 1928 г. Этот этап характеризуется:

  1. Введением трудового стажа в систему пенсионного обеспечения, как средства достижения экономических и идеологических целей.
  2. Обусловленностью норм о трудовом стаже в системе социального обеспечения конкретной экономической ситуацией.
  3. Формированием пединститутов общего и непрерывного трудового стажа.

2-й этап развития института трудового стажа в целях привлечения и закрепления кадров в связи с ускоренной индустриализацией и восстановлением народного хозяйства в послевоенный период – с 1928 г. по 1955 г. — характеризуется:

  1. Введением зависимости от трудового стажа пенсий по старости и пособий по временной нетрудоспособности.
  2. Усилением роли трудового стажа в системе социального обеспечения: трудовой стаж в указанный период становится не только условием обеспечения, но и критерием, влияющим на его размер.
  3. Приданием юридического значения стажу работы по специальности (специальный трудовой стаж).

3-й этап – это этап совершенствования правового регулирования трудового стажа в совершенствование законодательства о трудовом стаже в условиях развитой социалистической экономики и единой общегосударственной системы социального обеспечения — с 1955 г. по 1990 г. В этот период:

— произошло становление единых требований к трудовому стажу, необходимому для назначения пенсий и пособий по временной нетрудоспособности.

В общий трудовой стаж, который даёт право на назначение пенсий, стала засчитываться любая работа в качестве рабочего или служащего независимо от характера и длительности работы и длительности перерывов, а с 1965 года — и периоды работы в качестве члена колхоза;

— сохранилась дифференциация при назначении пенсий в зависимости от характера и условий труда и других признаков и выделением выслуги лет как вида трудового стажа.

4-й этап — с 1990 г. по настоящее время — реформирование законодательства о трудовом стаже в период становления и развития рыночной экономики.

С развитием в социальном обеспечении страховых систем неразрывно связано формирование института трудового (страхового) стажа.

Трудовой (страховой) стаж является обязательным элементом любой страховой системы социального обеспечения с момента ее возникновения.

В основу современной пенсионной реформы положены страховые принципы. Исторический опыт человечества говорит о том, что системы страхования всегда были наиболее адекватны в социальной сфере.

И сегодня фундаментом дальнейшего реформирования пенсионной системы, являются страховые законы, адаптирующие пенсионную систему к новым рыночным условиям, то есть законодательное закрепление реальной, а не формальной системы обязательного пенсионного страхования, долгие годы существовавшей в бывшем СССР и превратившейся, по сути, в уравнительную систему.

Суть государственного социального страхования с начала XX столетия базировалось на уплате страховых взносов и гарантировало получение при наступлении определенных юридических фактов установленных видов обеспечения и обслуживания, была присуща и пенсионному обеспечению.

Однако выплаты не соизмерялись с внесенными за работника страховыми взносами, в связи с чем пенсионное обеспечение фактически не являлось страховым. Такое положение было характерно в целом для советского социального страхования.

Право на определенные виды пенсии всегда связывалось с продолжительностью трудового стажа работника, однако прямой связи размера пенсии с суммами страховых платежей не существовало.

Финансирование расходов на выплату пенсий осуществлялось в основном за счет государственной дотации ввиду низких страховых взносов. Это выдавалось за величайшее социальное завоевание.

В результате общая пенсионная система превратилась в уравнительную, полностью игнорирующую принцип обусловленности пенсии трудовым вкладом человека.

Государственные пенсии, ознаменовавшие новый этап развития социального обеспечения, стали первым страховым законом, в котором была предпринята попытка практической реализации страховых принципов в государственной системе пенсионного обеспечения.

Однако отсутствие индексации размеров пенсий в условиях инфляции и дефицита бюджета, в том числе и Пенсионного фонда РФ, привело, к уравнительности в нищете.

В результате пенсионная реформа зашла в тупик, утратив страховые начала распределения пенсионных средств.

Концепция реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации 1995 года и Программа пенсионной реформы 1998 года привели к закреплению в отечественном пенсионном законодательстве категории страховой стаж.

Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в качестве условия назначения трудовых пенсий по старости закрепил не общий трудовой, а страховой стаж (не менее 6 лет). В результате пенсионной реформы 2001 года для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца стало достаточно лишь одного дня страхового стажа.

Источник: https://xn--d1aux.xn--p1ai/trudovoj-strahovoj-stazh/

СоцЗащита
Добавить комментарий