Можно ли задавать домашнее задание на выходные

Минобрнауки выступило против перегрузки детей домашними заданиями

Можно ли задавать домашнее задание на выходные

В Минобрнауки предложили на законодательном уровне прописать время, отводимое ученикам на домашние задания: для младших классов – не больше полутора часов, для старших – трех с половиной.

«Чем хуже учитель и чем менее он профессионален, тем больший объем домашнего задания он задает», – отмечают эксперты, но добавляют, что на практике подобные ограничения не помешают учителям сваливать часть своей работы на родителей школьников.

Чиновники Министерства образования намерены на законодательном уровне закрепить количество часов, отводимых школьникам на домашнюю работу, следует из проекта приказа, который ведомство вынесло на общественное обсуждение.

«Чем хуже учитель и чем менее он профессионален, тем больший объем домашнего задания он задает»

Согласно изменениям, которые планируется внести в «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам», «необходимо учитывать, что объем домашних заданий по всем учебным предметам должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: во 2–3 классах – полтора часа, в 4–5 классах – два часа, в 6–8 классах – два с половиной часа, в 9–11 классах – до трех с половиной часов», говорится в проекте нормативного акта.

В нем также отмечается, что учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день, передает ТАСС.

«В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний учащихся и домашних заданий», – подчеркивается в проекте приказа Минобрнауки.

Этап общественного обсуждения проекта приказа продлится до 3 марта.

Как рассказал газете ВЗГЛЯД народный учитель России, директор Центра образования № 548 «Царицыно» города Москвы Ефим Рачевский, время выполнения домашних заданий в школах уже ограничено санитарно-гигиеническими нормами, и как раз теми рамками, что предлагают в Минобрнауки.

«Единственное, теперь можно будет включить и административный ресурс, еще и наказывать. В СанПиНе не прописаны меры наказания, кого казнить и за что. Но вообще-то, если нарушаются эти нормы, уже сейчас вполне может вмешаться Роспотребнадзор. Просто народ безмолвствует. А инициатива Минобрнауки хорошая, в принципе, я ее поддерживаю», – отметил он.

По словам Рачевского, «чем хуже учитель и чем менее он профессионален, тем больший объем домашнего задания он задает».

Что же касается выходных и каникул, вопрос о домашнем задании на это время остается на усмотрение управляющих советов школ. «Это не регламентировано пока никем. Пусть министерство издаст запрещающий указ, если хочет, – предложил Рачевский. – В школе, где я работаю, например, запрещено до седьмого класса включительно давать задания на выходные».

Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович рассказал газете ВЗГЛЯД, что жалобы на перегруженность школьников он не раз слышал на встречах с детьми и родителями, однако никогда не получал письменных претензий в адрес конкретного учителя по этому поводу.

«Все не так просто, – считает он. – Например, детские психологи и возрастные физиологи говорят, что недогруз детей – гораздо более серьезная проблема, чем перегруз.

Я, руководствуясь своим более чем 30-летним педагогическим опытом, могу сказать, что дети прекрасно умеют фильтровать, а если бы они выполняли абсолютно все задания, какие даются в школах, наверное, они бы до школы не дошли просто на следующий день.

Они что-то делают, а где-то себя ограничивают и т.д. Потому что, конечно, перегруз заданиями есть, и большой».

Бунимович также рассказал о проблеме «старательных детей», которые всегда стараются выполнить все: «Во-первых, это, конечно, отражается на их здоровье.

А во-вторых, меня всегда беспокоило в таких детях то, что по окончании школы, в отличие от других выпускников, непонятен их будущий путь, непонятно, что им на самом деле нравится.

Привычка выполнять все до конца, может, и полезная в чем-то. Но она не дает им возможности вовремя определиться».

Также защитник прав детей отметил, что подобные инструкции и ограничения, о которых сейчас задумались в Минобрнауки, и раньше периодически появлялись, как в советское, так и в постсоветское время.

«Это совсем не новая инициатива, – убежден он. – Проблема в другом: подобные ограничения раньше не соблюдались. И как это сделать? Стоять родителю над ребенком с секундомером?»

По словам Бунимовича, полезной эта инициатива может быть только вкупе с более современными средствами контроля, например, электронными дневниками.

В свою очередь «Лучший учитель России – 2007», преподаватель математики из Петербурга Дмитрий Гущин рассказал, что много детей действительно перегружены, особенно в статусных учебных заведениях. «И если часть домашних заданий будет задаваться не обязательно, а добровольно, по желанию, я не вижу тут никакой проблемы», – отметил он.

Наконец, председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ России Ольга Леткова рассказала газете ВЗГЛЯД, что ситуация в школах еще более сложная, чем кажется на первый взгляд.

Дети не просто перегружены заданиями, а вынуждены вместо вечернего отдыха делать их дома вместе с поздно возвращающимися домой родителями, хотя по крайней мере часть уроков должны выполнять с ними учителя в школе.

«Некоторое время назад вступил в силу закон об образовании, который сделал содержание в образовательных организациях, в группах продленного дня платным.

На официальном уровне это всячески опровергается, но во всяком случае в Москве это так, и из других регионов мне сообщают о том же.

А поскольку плата идет только за содержание детей в школе в определенное время, в продленке о выполнении ими там домашнего задания речи обычно не идет. Таким образом, школы не выполняют своих обязательств», – заключила она.

На новое постановление Минобрнауки, если оно появится, представитель российских родителей большой надежды не возлагает: «Из него, по сути, следует только одно: вы сейчас не делаете домашнее задание в школе, так и не делайте его дальше».

«И нельзя все измерять только временем выполнения, – убеждена Леткова. – Кстати, не очень понятно, для кого оно установлено? Для тех, кто задает домашнее задание? Для школ? Для родителей? Но если для них, то они сами разберутся, сколько времени потратить.

А если речь идет об объеме задаваемого материала, нельзя не сказать о том, что сами существующие учебные программы перегружены ненужной детям информацией. Словом, нужна сбалансированная система, но ее нет.

В младших классах многих школ, например, на русский язык отводится всего один урок в неделю, а на иностранный – два, три или четыре».

Леткова также рассказала, что есть не менее радикальная позиция – отменить домашнее задание в школах в принципе. Однако такой подход, на ее взгляд, также неверен, поскольку дети не научатся самостоятельно работать. Кроме того, нужно будет думать, чем загрузить ребенка вместо этих уроков.

Добавим, что еще в сентябре 2013 года первый заместитель министра образования и науки России Наталья Третьяк сообщила, что домашние задания в школах фактически могут отменить. «Действующая норма закона предполагает возможность, если так решит образовательное учреждение и родители учеников, не использовать практику домашних заданий», – отмечала она.

Но затем от столь радикальных перемен все же было решено отказаться.

До этого с предложением отменить домашние задания для старшеклассников выступили учителя одной из московских школ.

Источник: https://vz.ru/society/2015/2/18/730240.html

Домашние задания в школе – имитация учебы, отнимающая силы и время

Можно ли задавать домашнее задание на выходные

Мы все учились в школе, и все получали домашние задания.

Некоторые мы выполняли, некоторые – игнорировали, или сдирали у товарищей.

Но никогда не подвергали сомнению право учителей задавать их, потому что как-то само собой подразумевалось, что “домашка” для чего-то нужна, что её выполнение принесёт нам какую-то пользу.

Теперь я сам педагог, и сам иногда задаю задания на дом. Но с каждым годом я всё менее и менее убежден, что поступаю правильно, и сейчас вы узнаете, почему.

Наличие или отсутствие домашних заданий – само по себе не хорошо и не плохо. Домашние задания – всего лишь инструмент, такой же, как лекарство: человеку больному оно принесёт пользу, а здоровому – навредит.

Наша система образования тяжело, неизлечимо больна. Собственно, страдает она целым комплексом болезней. Это и организационный паралич, и финансовая дистрофия, и методологическая деменция, и кадровая анорексия, и еще полудюжина других, – и пока ниоткуда не следует, что ей удастся выкарабкаться.

Давайте обратимся к цифрам.

Вот вам симптомы болезни, которую я бы назвал “предметной шизофренией”. Уже в первом классе у детей есть 10 отдельных предметов. С каждым классом число их возрастает, пока к 9-му классу предметов не становится 18, а в 11-м — вообще 20!

При этом согласно санитарным нормам максимально допустимая нагрузка на первоклассников – 20 часов в неделю, а на старшеклассников – 33, – правда, им могут добавить еще 5 часов на дополнительные (!) предметы.

Согласно санитарным нормам максимально допустимая нагрузка на первоклассников – 20 часов в неделю, а на старшеклассников – 33+5. Фото Petunyia/Depositphotos

Очевидно, что на значительную часть предметов выделяется один-два урока в неделю (а иногда и один урок в две недели).

Пользы от таких занятий – ноль.

Не думаю, что кто-либо из вас может пересказать в подробностях содержание какой-нибудь скучной передачи, которую вы нехотя просмотрели неделю назад.

Но что делать педагогам, которые всё же хотят, чтобы дети выучили их предмет?

Они расширяют временные рамки урока за счёт выдачи домашних заданий.

Надо сказать, что объем домашних заданий, задаваемых ученикам, также регламентируется санитарными нормами.

Согласно ДСанПіН 5.5.2.008-01, в первом классе домашних заданий вообще быть не должно, второкласснику можно задать ровно столько заданий, чтобы он потратил на их выполнение не более 45 минут в день, третьекласснику – на 1 час 10 минут в день, и так далее.

Старшеклассникам уже разрешено задавать столько заданий, чтобы они могли выполнить их за 4 часа своего свободного времени.

Конечно! Ведь у них на 33+5 уроков в неделю приходится 20+ предметов!

Вот тут-то и становится предельно наглядной порочность всей системы.

Давайте подсчитаем. 38 часов в неделю + 4 часа домашних заданий, умноженные на 7 дней в неделю (ведь задания на выходные никто не запрещал!) – сколько это получится? 66 часов.

У наших детей 66-ти часовая 7-дневная учебная неделя!

Круто? Как вы, уважаемые взрослые, чувствуете себя после 40-часовой рабочей недели?

А теперь представьте, что вы должны работать в полтора раза дольше. И при этом совершенно бесплатно.

Поэтому, увы! Домашние задания – это лекарство, которым пытаются лечить симптомы, а не на саму болезнь. А может, и не лекарство вовсе, а пустышка, плацебо, имитация учебы, только отнимающая силы и время.

Впрочем, от защитников домашних заданий часто приходится слышать расхожее утверждение: дескать, для доведения любого навыка до совершенства необходимо потратить 10 000 часов, – и при этом всегда ссылаются на обучение игре на фортепиано путем проигрывания гамм.

Аналогия абсолютно неуместна.

Какой навык отрабатывается с помощью выполнения домашних заданий? Навык самостоятельной работы?

Но тогда задание для каждого ученика должно быть абсолютно уникальным, чтобы решение нельзя было найти в интернете или списать у друга.

Навык работы с информацией?

Но тогда задание должно быть поисковой, исследовательской работой, и при этом обязательно коллективной, потому что сейчас никакое исследование, конструирование или творчество не является уделом одиночек.

И снова обратимся к цифрам.

10 000 часов за 11 лет – это три часа в день без каникул и выходных. Для того, чтобы довести до совершенства знание 8 предметов из 20, ученику придется отказаться не только от сна, но и от посещения школы! (Полагаю, это был бы наилучший выход).

Поэтому своим преподавателям я говорю: если кто-либо из ваших учеников хочет и может выполнять дополнительные задания по вашему предмету в своё свободное время – задавайте, но только им и то – дозировано.

Если же вы начнете грузить всех сверх меры и без разбора – я лично каждому из вас буду на выходные задавать домашние задания: прочитать книгу по педагогике или психологии, написать на эту тему эссе и в понедельник явиться ко мне в кабинет для сдачи зачета по теме.

Пока ещё я не приводил свою угрозу в исполнение, но чувствую, скоро придётся.

Алексей Греков, частная школа “Афины” (Киев), соучредитель и директор по стратегическому развитию, специально для УП.Жизнь

Источник: https://life.pravda.com.ua/columns/2017/11/8/227342/

Закон о домашнем задании на каникулы

Можно ли задавать домашнее задание на выходные

Некоторые убеждены в том, что нужна отмена ЕГЭ и возврат к советской системе экзаменации учащихся.

Однако существует и другая точка зрения: ЕГЭ позволяет проверить уровень знаний учащихся и дать дорогу выпускникам из провинции поступить в престижные столичные вузы.

На сегодняшний день есть два обязательных экзамена – это русский язык и математика.

ЕГЭ по обществознанию 2019 интересен тем, что он интегрированный и позволяет выпускникам почувствовать себя немного юристом, социологом, экономистом, политологом или правоведом.

На сайте ФИПИ также можно найти информацию о дате проведения экзамена и порешать варианты КИМов.

Из этого документа можно узнать, что этот экзамен состоит из 29-ти заданий. В первой части 20 заданий имеют максимальный первичный балл – 35. Знание этих документов необходимо для того, чтобы успешно сдать экзамен по обществознанию и получить высокие результаты.

Демоверсия ЕГЭ по обществознанию нужна для того, чтобы ознакомиться с примерными видами заданий, которые будут в контрольно-измерительных материалах непосредственно на экзамене.

Следует большое внимание здесь обратить на систему оценивания экзаменационных работ.

Это нужно, чтобы выпускник чётко понимал, как точно нужно выполнять задания 2-й части, где присутствует развёрнутый ответ.

Если одиннадцатиклассник в задании видит два знака вопроса, значит необходимо дать два ответа. Всегда в задании №14 проверяют позиции из Кодификатора 4.14 и 4.1.

Закон об образовании каникулы

Задания 1 – 3 (базовый уровень) и задание 20 понятийные, проверяющие уровень подготовки выпускников. («Органы государственной власти РФ» и «Федеративное устройство РФ»). Можно быть уверенным, что всегда задание 16 направлено на знание основ Конституционного строя РФ.

4-6 – это задания, которые направлены на проверку сформированности умений учащихся 11 класса в теме «Человек и общество», включая познание и духовную культуру. Каждый выпускник школы должен быть активным гражданином нашего государства, понимающим, в каком государстве он живёт, знающим основы своего государства, права и обязанности, гарантируемые Конституцией РФ.

2 часть (9 заданий) представляет собой в совокупности базовые общественные науки, формирующие весь курс средней школы: Задания 21 – 24 объединены в одно составное задание с фрагментом научно-популярного текста, направленные на проверку умения находить главное из текста. Надо найти только то предложение, в котором находится ответ.

В 23 задании даётся дополнительное задание по данному тексту, например: 24-е задание предполагает использование информации текста, но также необходимо знание курса «Обществознание» в целом.

25-е задание проверяет умение раскрывать ключевые обществоведческие понятия.

Выпускник должен здесь показать смысловую основу понятия, выделить главную мысль.

№26 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия.

Примеры – это возможность экспертам увидеть, насколько теоретические знания выпускник сможет применить в жизни. Ученик 11-го класса должен системно показать, что он знает по теме.

В 2018 году добавлен 1 балл в системе оценивания к этому заданию (всего – 4 балла за задание).

Здесь должно быть три пункта плана, два из которых раскрыты подпунктами.

Последнее задание, №29, – альтернативное (представлено в пяти вариантах). Надо выбрать одно высказывание из представленных и раскрыть смысл высказывания, представить теоретическое содержание, обозначив ключевые понятия и проиллюстрировать примерами, фактами.

Здесь также с 2018 года добавлен 1 балл, посвящённый корректности использования теоретических понятий, положений и рассуждений.

В 2018 году произошли некоторые изменения в системе оценивания экзамена по обществознанию.

Добавился балл в 28 задание, и теперь он оценивается в 4 балла.

Добавился балл в 29 задание, и теперь он оценивается 6-ю баллами.

Максимальный первичный балл, который можно набрать на ЕГЭ по обществознанию – 64 балла.

Хоть и существуют регламенты, ограничивающие домашние задания на выходные и каникулы, но, к сожалению, задавали и задавать будут.

Все дело в том, что многие ученики не могут воспринимать и усваивать ту информацию, которую дают на уроках, поэтому многие учителя “для закрепления” задают на дом.

Мы же тоже учились и нам задавали домашние задания, на выходные и каникулы, в том числе. В общем, это дело каждого ученика и его родителей – делать домашние задания или нет, а заставлять учителя вообще ничего не могут, т.к.

Это в первую очередь нужно ученикам, а не учителям для лучшего усваивания информации.

Допустимые нормативы выполнения

Последнее задание, №29, – альтернативное (представлено в пяти вариантах). Надо выбрать одно высказывание из представленных и раскрыть смысл высказывания, представить теоретическое содержание, обозначив ключевые понятия и проиллюстрировать примерами, фактами.

Здесь также с 2018 года добавлен 1 балл, посвящённый корректности использования теоретических понятий, положений и рассуждений.

В 2018 году произошли некоторые изменения в системе оценивания экзамена по обществознанию.

Добавился балл в 28 задание, и теперь он оценивается в 4 балла.

Добавился балл в 29 задание, и теперь он оценивается 6-ю баллами.

Максимальный первичный балл, который можно набрать на ЕГЭ по обществознанию – 64 балла.

Хоть и существуют регламенты, ограничивающие домашние задания на выходные и каникулы, но, к сожалению, задавали и задавать будут.

Все дело в том, что многие ученики не могут воспринимать и усваивать ту информацию, которую дают на уроках, поэтому многие учителя “для закрепления” задают на дом.

Мы же тоже учились и нам задавали домашние задания, на выходные и каникулы, в том числе. В общем, это дело каждого ученика и его родителей – делать домашние задания или нет, а заставлять учителя вообще ничего не могут, т.к.

Это в первую очередь нужно ученикам, а не учителям для лучшего усваивания информации.

Может ли учитель задавать письменное

И все-таки, согласно Сан Пи Н 2.4.2.1178-02 “Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях”, в 1 классе домашнее задание детям вообще не задается, со 2 по 6 классы задание не задается на выходные, праздники и каникулы, а с 7 по 11 кл.

В вышеуказанные дни задание задается, но в облегченном варианте.

Только, к сожалению, в наших школах это все практически не соблюдается. Если мой ребенок в субботу учится до 15.00, а домой приезжает в 16.00 (школа не рядом с домом), то считай пол субботы уже прошло.

А если учесть, что мы каждый день ложимся не раньше 2 ночи, так как делаем уроки ( очень много задают, 7 класс, школа с углубленным изучением иностранного языка), то в воскресенье хочется и выспаться, остается лишь вечер воскресенья!!!! Не знаю уже куда писать, ведь нужно же делать скидку на то, что школа углубленная, но почему то каждый учитель считает своим долгом задать огромное количество домашнего задания!!! первый раз слышу что домашнее задание на выходные может быть незаконным : D помнится я когда в школе училась, так на выходные нам учителя еще больше домашки задавали, аргументируя это тем, что: ну у вас же выходные!

Я уже не говорю, что и суббота, и воскресенье заняты занятиями с репетиторами по иностранному яз. при чем каждый учитель, по своему предмету, задавал стооолько, как будто думал что его предмет единственный в школе изучается : D В нём говорится, что в первом классе нет домашних заданий вообще.

А в классах с 2-го и по 6-й нельзя давать учащимся домашние задания на каникулы, праздничные дни и выходные. Лично у меня в школе никогда не стоял вопрос о законности дз, хотя нам задавали просто кучу задания.

В 7-11 классах домашние задания во всех вышеперечисленных случаях можно задавать, но в более облегчённом варианте. Многие родители, так же как и вы, обеспокоены здоровьем своих детей. Во втором-шестом на выходные, праздники, каникулы тоже нельзя.

Также касательно домашних заданий существуют следующие требования: в начальной школе на собраниях говорят, что не положено задавать, но 45 минут не хватает ( в начальной школе 35-40) , чтоб объяснить тему, привести несколько примеров на эту тему, проверить каждого ученика понял ли он все от этого урока, для этого и задают, чтоб убедиться, что понял и на следующем уроке спрашивают все ли разобрались , есть ли вопросы , и разбираются коли они есть чем больше ребенок пишет , тем быстрее научится красиво писать, быстро читать, быстрее отвечать , но конечно все в меру должно быть. Если Вы не в русской школе учитесь, тогда еще можно понять. Ну а в седьмом-одиннадцатом просто не рекомендуется.

В углубленных школах ещё больше задают)) маленький вопрос учёба это отдых? у нас этого либо ни кто не знает, включая самих учителей, либо кто уже пытался с этим бороться наткнулся на такой ответ преподавателя как, можете и не делать, но ребенок тогда будет получать двойки. И если дома родители будут выражаться по отношению к учителю так, как Вы здесь, ни о какой культуре и т.п.

Нет это труд ,труд,труд…имео труд сделал из обезьяны человек…

понятно что это законно ,но вопрос в каком объёме? У нас вообще в школах сейчас и не учат вовсе, только задают на дом, а в самой школе за урок, проверяют как ребенок выучил материал дома с родителями.

и среду, то со среды на понедельник задание на дом задаётся. И никто не виноват, если ребёнок вместе с родителями оставляют это задание на выходные.

На выходных больше времени так может лучше задать по больше на выходных и по меньше на будни согласитесь будет правильней? Если русский язык в пятницу и понедельник, то задание не задается.

)enoto4ka [1.1K] права на все 100% всем и всегда задавали…я ученик 10 класс и всё же как трудно не было но на выходных делать легче чем по будням…но тут можно ещё возраст учитывать начальная школа,средняя школа,и старшая…спасибо за внимания….

Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни?

Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»).

Таким образом, учитель не должен задавать домашнее задание на выходные дни.

Прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул нет.

Такое условие может быть закреплено в Правилах внутреннего распорядка школы.

В статье 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации разрабатывают самостоятельно.

Существует указание на то, что ребенок имеет право на отдых. Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день.

Каникулы – время отдыха, а не работы над домашним заданием. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 – 3 классах – 1,5 ч., в 4 – 5 классах – 2 ч., в 6 – 8 классах – 2,5 ч., в 9 – 11 классах – до 3,5 ч. Следует отметить, что эти нормативы являются примерными.

Путешествие в Страну знаний Вот и пролетел

Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности.

Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут.

Дети могут отвлекаться на прием пищи, просмотр телевизора, компьютерные игры.

Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов.

Имеет ли право учитель в первом классе задать на дом: прочитать отрывок из книги, выучить стихотворение, потренироваться в прописи при написании букв или их элементов, сделать упражнение в тетради и т.д.?

Многие дети, которые приходят в первый класс, достаточно хорошо готовы к обучению в школе.

Некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам.

В соответствии с Сан Пи Ном это является недопустимым.

Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права.

Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.

Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности.

Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут.

Дети могут отвлекаться на прием пищи, просмотр телевизора, компьютерные игры.

Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов.

Имеет ли право учитель в первом классе задать на дом: прочитать отрывок из книги, выучить стихотворение, потренироваться в прописи при написании букв или их элементов, сделать упражнение в тетради и т.д.?

Многие дети, которые приходят в первый класс, достаточно хорошо готовы к обучению в школе.

Некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам.

В соответствии с Сан Пи Ном это является недопустимым.

Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права.

Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.

Источник: http://oxbridge.spb.ru/acts/zakon-o-domashnem-zadanii-na-kanikuly

Допустимые нормативы выполнения домашних зааданий для учащихся

Можно ли задавать домашнее задание на выходные

Одной из причин перегрузки учащихся в школе является большой объем домашнего задания. Современным школьникам достается колоссальная нагрузка в школе.

Многие дети устают настолько, что с трудом могут выполнить домашнее задание дома самостоятельно. В некоторых случаях это приводит к тому, что дети игнорируют задания учителя или выполняют их частично.

Вследствие этого у ребёнка появляются плохие отметки, он начинает отставать от программы.

Многие дети могли бы выполнять домашние задания за 1 час (максимум 2 часа).

На практике этот вопрос для детей и многих родителей является мучительным, потому что дети вместе с родителями могут просидеть весь вечер, выполняя домашнюю работу.

Родители задают себе вопрос: как уложиться в положенные 1-2 часа? Многие связывают это с тем, что учителя задают слишком много. Другие говорят, что педагоги задают очень сложные задания.

Давайте рассмотрим вопросы, которые чаще всего волнуют родителей при выполнении ребенком домашнего задания.

Существует ли документ, определяющий время, которое ребенок может потратить на выполнение домашнего задания?

Учитель при планировании заданий на дом для учащихся руководствуется следующим нормативным актом:

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН).

В соответствии с гигиеническими требованиями обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований. Одними из таких требований является обучение без балльного оценивания знаний обучающихся и обучение без домашних заданий (п.10.10 СанПиНа).

Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

во 2 – 3 классах – 1,5 ч.,

в 4 – 5 классах – 2 ч.,

в 6 – 8 классах – 2,5 ч.,

в 9 – 11 классах – до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).

Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности. Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут. Дети могут отвлекаться на прием пищи, просмотр телевизора, компьютерные игры.

Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов.

Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей может отмечаться большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням.

Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни?

Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»). Таким образом, учитель не должен задавать домашнее задание на выходные дни.

Прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул нет. Такое условие может быть закреплено в Правилах внутреннего распорядка школы. В статье 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. существует указание на то, что ребенок имеет право на отдых.

Каникулы – время отдыха, а не работы над домашним заданием. Положение о домашнем задании в соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации разрабатывают самостоятельно.

Может ли домашнее задание содержать новый материал, который ребенок еще не изучал в школе?

В данном случае многое зависит от тех задач, которые ставит учитель. Если педагог хочет, чтобы ребенок закрепил дома материал, который был пройден на уроке, то учитель предлагает учащемуся соответствующий материал для закрепления изученного.

Домашнее задание должно быть понятно каждому ученику, то есть все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать. С другой стороны, необходимо стимулировать творческую, исследовательскую активность ребенка.

При выполнении подобного рода заданий дети могут столкнуться с новым и ещё неизученным ими материалом для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на уроке с учителем.

Имеет ли право учитель в первом классе задать на дом: прочитать отрывок из книги, выучить стихотворение, потренироваться в прописи при написании букв или их элементов, сделать упражнение в тетради и т.д.?

Многие дети, которые приходят в первый класс, достаточно хорошо готовы к обучению в школе. Некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам.

В соответствии с СанПиНом это является недопустимым. Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права.

Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.

Как определить сколько упражнений по русскому языку или примеров и задач по математике может задать на дом учитель?

Примерный объем домашних заданий, которые может задать учитель может содержаться в локальном акте образовательного учреждения (например, Положение о домашнем задании).  Образовательные организации разрабатывают данное положение самостоятельно с учетом особенностей работы школы, методических рекомендаций.

Как должна быть организована подготовка домашнего задания в группе продленного дня?

При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации (нормативы СанПиН «Подготовка домашних заданий»):

– начинать самоподготовку в 15 – 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

– предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;

– предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;

Выполнять домашние задания можно без особых усилий, если найти правильный, индивидуальный подход к ребенку. Необходимо учитывать особенности каждого ребенка.

Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель всегда должен помнить о разумном объеме домашних заданий, учитывая количество учебных предметов, которые учащийся должен приготовить на каждый день.

Источник: https://estalsch17.edumsko.ru/activity/classes/post/131411

Так сколько надо домашки?

Можно ли задавать домашнее задание на выходные

Многие учителя и родители считают, что домашняя работа помогает ученикам получить учебные навыки и повторить школьный материал. Другие считают, что домашняя работа необязательна и разрушительна: дети выгорают и теряют интерес к учёбе.

Исследования показывают, что ответ на вопрос о необходимости домашних заданий не так прост: домашняя работа приносит пользу в зависимости от возраста. Ученики старшей школы получают от неё больше пользы, чем ученики начальной и средней школ.

Долой неинтересные домашние задания

Родительские комитеты и Национальная Ассоциация образования (профсоюз учителей в США) поддерживают «правило 10 минут» — 10 минут домашней работы на каждый год обучения.

Например, в 1 классе — 10 минут, во 2 классе — 20 минут и так далее.

Но многие родители и учителя выступают против: ведь главное — не время выполнения, а качество заданий и насколько они помогают развить способности ребенка. 

Некоторым ученикам может понадобиться больше или меньше времени на выполнение домашней работы.

В классе учитель может помочь ученику, испытывающему проблемы с заданием, а дома ученик может потратить час на задание, которое нужно было выполнить за 30 минут.

Такой подход разовьет пропасть между плохо и хорошо успевающими учениками, с каждым домашним заданием она будет только увеличиваться. Не говоря уж о том, что плохо успевающий ребенок может заболеть и совсем выпасть из образовательного процесса. 

Однако у такого подхода есть и положительные стороны: если ребенок не успевает выполнить задание за отведённое время, это станет первым сигналом, что в его обучении не все в порядке.

Невысокая польза для начальной школы

В начале школьного пути стоит уделить время на формирование любви к обучению у ребенка. Большое количество домашней работы скорее всего убьёт всякий интерес к учебе. У учеников младших классов нет достаточных учебных навыков, чтобы вынести пользу из домашних заданий, так что их выполнение может стать пустой тратой времени (см.

исследования Купера, 1989 и 2006 (англ.); Марцано и Пикеринга, 2007 (англ.)). Эффективнее будет задавать домашнее чтение. Ещё лучше, если дети будут читать вместе с родителями. Польза чтения очевидна: если ученик не умеет хорошо читать и понимать простые тексты к третьему классу, у него мало шансов преуспеть в средней школе и почти нет шансов закончить старшую (см.

исследование Фистера (англ.), 2013).

8 неоправданных претензий к ФГОС

Учительница второго класса Жаклин Фьорентино решила, что хорошее отношение её учеников к школе важнее, чем небольшая польза от работы дома. Она провела эксперимент: отменила в классе обязательную домашнюю работу.

«Произошло нечто необычное: дети стали делать больше заданий дома самостоятельно, — написала она в своем блоге, — мои второклашки в свободное время решили изучить темы, интересные для них».

Она стала задавать им чтение на дом и предложила домашнюю работу по выбору, чтобы они могли дома повторить материал урока.

Умеренная польза для средней школы

С возрастом ученики развивают учебные навыки, необходимые для лучшего погружения в тему и сохранения в памяти основных положений. В этом возрасте домашняя самостоятельная работа начинает приносить пользу.

Она помогает им лучше подготовиться к занятиям в классе, исследования показывают умеренную пользу домашней работы для учеников средней школы (Купер, 2006).

Ещё одно исследование также показывает, что онлайн-задания по математике, которые подстраиваются под уровень каждого ученика, значительно повышают результаты экзаменов (Рошель, 2016).

Однако на этом этапе появляется риск перегрузить ученика: исследование 2015 года показало, что ученики средней школы, которые тратили на домашнее задание 90-100 минут в день, начали хуже выполнять контрольные по математике и химии (Фернандес-Алонсо, Саурес-Альварес и Муньис, 2015 (англ.)).

Превышение этого лимита способно уничтожить мотивацию и внимание ученика. Исследователи советуют задавать «домашнюю работу умеренной сложности, слишком сложное задание отобьёт желание даже попробовать его выполнить».

Учителям рекомендуется избегать простых, повторяющихся заданий и задавать домашнее задание «с целью вселить привычку работать над заданием самостоятельно».

Семь вещей, которые я ненавидел в школе, а зря

Иными словами, имеет значение качество, а не количество домашней работы. Брайан Штабник, опытный учитель английского языка в средней и старшей школах, предлагает учителям задать себе пять вопросов:

  •  Сколько времени займёт выполнение задания? 
  •  Все ли ученики могут его выполнить? 
  •  Поможет ли задание достичь ученику успеха в будущем? 
  •  Возможно ли выполнить задание иным способом, чем предложено в классе? 
  •  Возможно ли выполнить задание без помощи учителя? 

Большая польза и большие риски для старшей школы

К старшей школе ученики становятся более независимыми, в полной мере познают учебные навыки. Домашняя работа для них — способ глубже понять тему и закрепить знания, полученные на уроке. Однако и для них необходимо установить лимит заданий в день.

Если ученик тратит более двух часов на выполнение заданий дома, он лишается возможности провести время с семьёй и друзьями, ему не хватит времени на отдых.

Исследование 2013 года показало, что старшеклассники страдают от физических и психологических проблем от постоянного недосыпа и стресса, вызванного большим количеством домашней работы (Гэллоуэй, Коннер и Поуп, 2013).

Источник: https://newtonew.com/parenting/tak-skolko-nado-domashki

Образовательная реформа: какой объем домашнего задания должен быть у школьников и каким он является в странах Европы

Можно ли задавать домашнее задание на выходные

Украинские ученики работают дома гораздо больше.

В Украине активно идет реформа образования и уже вскоре должны начаться изменения в системе средней и старшей школы, в частности относительно объемов домашнего задания. В странах Европы дети получают гораздо меньше заданий на дом, имея больше времени на отдых.

Об этом говорится в сюжете ТСН.Тиждень.

У современных учеников обучение занимает 55 часов в неделю. Это больше, чем рабочая неделя взрослого человека. Разглядеть время на отдых в детском графику сложно. Изменить что-то помогло бы сокращение объема домашних заданий.  

ТСН. Тиждень 1 сентября 20:47

  • Telegram
  • Messenger
  • Viber

55 часов в неделю – примерно столько учится современный ученик. И это больше, чем рабочая неделя взрослого человека. Разглядеть время в детском графике сложно.

У нас оказывается до сих пор существуют санитарные нормы, которые чиновники придумали 20 лет назад. Соответственно – шестиклассник должен сидеть над домашней работой не более двух с половиной часов. А старшеклассник – аж четыре! Но реальность – иная. И дети, порой, учатся больше.

Дети с особыми образовательными потребностями смогут дольше учиться в школе

Никита запрыгивает на гироскутер и показывает тетрадь с заданиями на все лето. Почему домашние задания он, мягко говоря, не любит – имеет 5 причин.

“Неправильно сделали, а учителя говорят, ах ты такой негодяй делай еще дома. Ты их делаешь вечером, а не утром. Утром у тебя мозги промыты, все хорошо, ты отдохнул. Потом приходишь домой – домашка. Мама говорит: а ну быстро сел за свою парту и начал делать домашку. Ты конечно учишься и можно сказать ничему и не учишься”, – рассказывает парень.

Но самую главную скажет потом. Завтра он пойдет только в четвертый класс. А уже так ненавидит домашние задания. И это при том, что около часа он делает на группе продленного дня. С учительницей рядом.

“Качество этих домашних заданий, оно не очень, потому что он не совсем понимает, что он сделал”, – рассказывает мама.

В Украине появился первый образовательный омбудсмен: с какими вопросами к нему можно обращаться

Домой еще английский и природоведение. Их, вам видимо это до боли знакомо, делает мама. Вот сейчас с репетитором он наверстывает то, что в школе не понимал. И что я слышу, домашние задания Даши он решает и быстро, и правильно.

“Просто я задаю полностью по аналогии, как мы решали. И детям все понятно”, – рассказывает репетиторка Дарья Селихова.

Никита полюбил их, потому что знает как делать. Для ребенка на гироскутере, окруженного гаджетами, домашние задания должны быть как минимум понятны, еще лучше – интересные и творческие, говорит советник министра образования Иванна Коберник.

“Если какой-то учитель задает 50 примеров с сегодня на завтра или послезавтра это не значит, что надо отменить домашнее задание. Это означает, что учителя требуют новых методик. Домашние задания, которые ты можешь переписать из интернета, это плохие домашние задания”, – уверяет она.

Не должно быть домашних заданий по основам здоровья, музыки, физкультуры и трудового обучения.

В Украинском центре оценивания качества образования сообщили, когда нормы нового правописания появятся в тестах ВНО

“Когда я слышу, что задаются какие-то вышивки бисером и вся семья сидит вышивает ночами и понятно, что учитель совершенно не посчитал сколько времени требует та или иная работа”, – отмечает Коберник.

Но как разгрузить детей обязательными предметами, особенно в старшей школе, где в среднем уроков аж 22? Министерство уже готовит изменения. Но давайте сначала посмотрим, как это делают во Франции и Германии.

Официально во Франции домашние задания запрещены законом с 1956 года, где сказано, что больше 6 часов обучения в день плохо влияют на психическое и физическое развитие ребенка. Современные французские учителя говорят, что закон устарел и небольшие получасовые домашние задания помогают лучше понять материал.

Первые два года обучения во французской начальной школе домашних заданий у детей нет вообще. Потом их постепенно добавляют, но в целом, это устные задания – выучить стихотворение или прочитать небольшой текст.

Домашние задания в школах разделяют на 2 части – на будни и на выходные. Если дети делают все задания на выходных, то потом в течение недели, им хватает 30 минут в течение недели, чтобы все сделать и быть свободными.

Так детей учат планировать свою неделю.

Ник – украинец по происхождению – делится опытом:

-Сколько времени ты делаешь домашнее задание?

-Где-то 30 минут.

-А на выходные?

-Где-то 5 часов.

-Ты любишь делать домашние задания?

-Нет, но это обязательно, если я не буду их делать, меня будут наказывать и дома, в школе.

Девушки показали лучшие результаты ВНО, чем парни – Украинский центр оценивания качества образования

Когда я рассказываю детям, что их сверстники в Украине делают домашние задания около двух часов – у них шок. На каникулы летом, которые длятся 2 месяца (июль и август), домашние задания во Франции не задают.

Немец Даниэль поет в детском хоре оперы Берлина. Разучивает партии с “Турандот” и “Кармен”. Репетиции и выступления занимают много времени

“На следующей неделе каждый день будет репетиция и как минимум по 3 часа, и потом шесть спектаклей в сентябре”, – рассказывает его мама.

А еще Даниэль успевает на баскетбол. Его младшая сестра Анастасия занимается плаванием и балетом. Дети ходят в шестой и третий класс начальной школы Берлина. Говорят – на домашние задания тратят до часа в день. Уроки оба делают в школе, в группе продленного дня. Там с задачами помогает воспитатель.

“Мы вообще-то в школе делаем, так успеваем. Дома мы обычно не очень садимся за уроки”, – говорит Даниэль.

Непривитых детей не будут пускать в школы. В МОН объяснили, как они смогут получить образование

Повторяют материал дома, если мама настаивает. Выходные и каникулы у немецких школьников – для отдыха. Привычный для украинских детей список литературы на лето Дане и Насте не дают, хотя мама это не одобряет. Впрочем продолжаются самые длинные каникулы года не три месяца, как в Украине, а шесть недель.

Зато в школе устраивают читальные дни. Тогда дети несут в класс одеяло и любимую книгу и все вместе читают в уютной атмосфере. Мама школьников говорит, такой расслабленный подход кажется ей необычным, однако намерение учителей она понимает.

С оценками в немецких школах тоже не спешат. Учителя и родители сами решают, когда пришло время оценивать знания детей. Это может быть с третьего или с четвертого класса.

В то же время, о важности такого дня как 1 сентября, в Финляндии ни сном ни духом. Ведь новый учебный год здесь начинается в начале августа. Возможно, в этом один из секретов финского благосостояния, представьте, минус один месяц отпуска. При этом, начинается обучение в сверхрасслабленном режиме.

“Мы начинаем обучение в августе в среду или в четверг. Но учителя приходят, конечно, в понедельник, и готовятся к учебному году. Первые несколько школьных дней обычно сокращены. Поэтому мы начинаем учебный год очень мягко”, – говорит директор школы Сату Арокари.

В Минобразования назвали топ-10 специальностей с самым высоким проходным баллом

Обучение в школе как и в Украине, по месту жительства, чтобы ребенку до школы было пешком 5 минут. Ребенок не устает в дороге. Дети ходят по школе в носках, и никакой школьной формы – все для удобства. Сидеть, лежать, ходить можно везде, единственное обязательно – гулять на каждой перемене. А еще – минимум домашних заданий.

“Домашней работы у нас не слишком много. Может, 15 минут в день. Мы думаем, что всю работу мы можем сделать и здесь, в школе, а дома лишь немного попрактиковаться. А потом дети имеют время на хобби, на игры. Мы очень ценим, что они имеют это время”, – рассказывает учительница местной школы.

Когда все таки может быть трудно детям – это в старшей школе, это отдельные учреждения, туда принимают только с хорошими оценками, и тех, кто хочет учиться в университете. Задач там бывает действительно много. Но в зависимости от своих потребностей школьник может учиться два, а может, и четыре года. И в целом здесь не принято никуда торопиться, ведь детство и без того быстро заканчивается.

То есть в Европе долгий учебный год. Летние каникулы только 2 месяца. Программу не надо втискивать в 8, как у нас. Что же предлагают нам?

Блоги Зарема Сеитаблаева

Учителям советуют делать уроки парами в средней и старшей школе. Тогда вместо 6 домашних заданий только 3. А еще изменить санитарные нормы, где установлено максимальное время для выполнения уроков дома. Вместо 4 часов в день для старшачкив – будет полтора часа. Не больше. Учителям придется это учитывать.

И то, чего еще надо дождаться. Реформа старшей школы. В 2026 году.

“Дети будут выбирать профиль школы, в которой они будут учиться. Это будет означать сокращение предметов и даст возможность выбирать те предметы, которые в старших классах они хотят изучать углубленно. Что значит, другие предметы они учат в меньшем объеме”, – объясняет Коберник.

А еще в виде эксперимента в некоторых школах уже вводят интегрированные уроки. Когда один предмет вмещает несколько. История Украины совместно с всемирной. Или вместе химия, физика и биология в классах с гуманитарным уклоном.

А вот как все это совместить и где найти таких широкопрофильных учителей? Это уже домашнее задание для чиновников. Потому что пока Никите приходится покинуть каратэ, шашки, футбол с друзьями и общение с мамой, чтобы успевать с уроками.

Наталья Ярмола

Источник: https://tsn.ua/ru/ukrayina/obrazovatelnaya-reforma-kakoy-obem-domashnego-zadaniya-dolzhen-byt-u-shkolnikov-i-kakim-on-yavlyaetsya-v-stranah-evropy-1403949.html

СоцЗащита
Добавить комментарий