Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44 фз примеры

Формирование и обоснование начальной максимальной цены государственного контракта

Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44 фз примеры

Согласно положениям Федерального закона от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) заказчики обязаны не просто указать начальную (максимальную) цену контракта (далее – НМЦК) в извещении и документации о закупке, но и обосновать её. Обоснованию подлежит цена не только по конкурентным закупкам, но и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

НМЦК – это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентным способом.

Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования согласно ч. 7 ст. 18 Закона № 44-ФЗ устанавливаются Правительством РФ.

В настоящее время постановлением Правительства РФ от 05.06.

2015 № 555 утверждены Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила) и Формы обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок (далее – Форма плана закупок) и при формировании и утверждении плана-графика закупок (далее – Форма плана-графика).

Обоснованием выбора способа определения контрагента могут служить ссылки на нормы Закона № 44-ФЗ, определяющие применение конкретного способа, а в случаях, когда выбор зависит от воли заказчика, также указания на обстоятельства, определяющие предпочтительность выбранного способа (сроки проведения процедуры, возможность предъявления тех или иных требований и (или) критериев оценки предложений участников закупки и т.п.). Обоснованием НМЦК, рассчитанной с применением методов, предусмотренных ст. 22 Закона № 44-ФЗ, является сам ее расчет.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона № 44-ФЗ оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

По результатам аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной (ч. 5 ст. 18 Закона № 44-ФЗ). В силу ч. 6 ст.

18 Закона № 44-ФЗ в случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля, указанные в п. 3 ч. 1 ст.

99 Закона № 44-ФЗ, выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, подходить к обоснованию НМЦК необходимо основательно, учитывая, что за несоблюдение данных норм частью 2 статьи 7.29.

3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 10 тысяч рублей.

В качестве примера можно привести следующий случай.

Для обоснования НМЦК в устной форме был сделан запрос о рыночной цене предмета аукциона. При этом, информация запрашивалась исключительно о цене на конкретный автомобиль – Газ 32212-244. Поставка автомобиля эквивалентного Газ 32212-244 Заказчиком не рассматривалась.

Заказчик нарушил порядок формировании НМЦК, так как в нарушение ч. 1, 2 ст.

22 Закона о контрактной системе для обоснования начальной (максимальной) цены контракта была использована информация о цене автомобиля только одной марки без использования информации о ценах на идентичный или однородный товар.

Заказчиком при обосновании НМЦК использована только информация о цене автомобиля «Toyota Camry», а не идентичного или однородного ему автомобиля. Использовав для обоснования НМЦК информацию о цене автомобиля только одной марки без использования информации о ценах на идентичный или однородный товар, заказчик нарушил требования ч. 2 ст. 22 Закона № 44-ФЗ1.

Для того чтобы правильно определить НМЦК, необходимо предварительно совершить следующие действия:

• определить потребность в конкретном товаре, работе или услуге и их технические характеристики, в том числе путём использования Каталога товаров, работ, услуг. Важно обратить внимание на то, что для ряда товаров/работ/услуг предусмотрены некоторые особенности определения НМЦК;

• проверить, имеются ли принятые уполномоченными органами нормативы в отношении предполагаемых к закупке товаров, работ, услуг;

• осуществить проверку верности выбора способа определения НМЦК;

• определить и обосновать НМЦК.

Последняя процедура заключается в применении одного или нескольких методов обоснования НМЦК, которые перечислены в части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе.

К методам обоснования начальной максимальной цены контракта относятся:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

При этом согласно нормам части 12 статьи 22 Закона о контрактной системе, вправе применить иные методы определения НМЦК при условии, что он включит в документацию о закупке обоснование невозможности использовать методы, предусмотренные законом.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.09.

2018 № 1074 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин» в отношении закупки таких товаров как моторное топливо, включая автомобильный и авиационный бензин, порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливается Федеральной антимонопольной службой по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Законодательством также предусмотрена возможность органов государственной власти устанавливать особенности определения НМЦК при осуществлении особых закупок – например, включаемых в состав государственного оборонного заказа, или при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения.

В целях оказания помощи заказчикам в определении НМЦК методами, установленными в Законе о контрактной системе, Минэкономразвития России утвердило приказом от 02.10.2013 № 567 Методические рекомендации по применению методов определения НМЦК (далее – Приказ № 567).

Источник: //brace-lf.com/informaciya/kontraktnoe-pravo/1156-formirovanie-i-obosnovanie-nachalnoj-maksimalnoj-tseny-gosudarstvennogo-kontrakta

Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ. Методы. Примеры

Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44 фз примеры

В целях эффективного планирования имеющихся денежных средств, нужно научиться правильно определять начальную цену. Это является очень важной и трудоёмкой задачей, поскольку включает ряд последовательных этапов, при выполнении которых ошибки недопустимы.

Первый этап, где требуется обоснование – планирование закупочного процесса, тут нужно рассчитать цену для плана-графика.

Следующим этапом идет разработка и утверждение документации, и тут без обоснования не обойтись.

Проработка документации осуществляется с одной стороны так, как нужно заказчику. Однако, с другой стороны, она не может противоречить действующему законодательству. Поэтому всегда следует помнить, что обоснование обязательно присутствует в документации, не просто цена, а именно ее обоснование. Это неотъемлемая её часть!

Кстати, закупка у единственного поставщика не исключение, здесь обоснование включается в контракт.

Рассмотрим подробнее, как обосновать цену так, чтобы избежать штрафа. В чем отличия, или сходства расчета цены в 44-ФЗ и 223-ФЗ. От того насколько правильно было произведено определение начальной цены зависит на сколько эффективно пройдет закупка, и возникнут ли вопросы со стороны контролирующих органов.

А о том, что несоответствующий выбор метода и формы обоснования влечет за собой административный штраф всегда должен помнить сотрудник заказчика, который отвечает за этот этап закупки.

Внимание! Расчет НМЦК с поиском цен и ТЗ для обоснования и документирования закупки доступен в нашем программном обеспечении! Подробнее…

I. Обоснование НМЦК по 44-ФЗ

Существует ряд способов как определить начальную цену. Отражены они в 22 статье 44-ФЗ. Рассчитать цену для контракта можно воспользовавшись одним или несколькими способами.

Методология расчета

Предусмотрено пять способов расчёта НМЦК. Не будем останавливаться на них подробно, поскольку рекомендации Минэкономразвития, которые были регламентированы Приказом от 2 октября 2013 г. № 567 довольно подробно с примерами и формулами рассматривают данный вопрос.

a) Метод сопоставимых рыночных цен

Чтобы воспользоваться данным способом расчета, сотруднику заказчика нужно провести весьма трудоёмкий процесс, чтобы исследовать рынок и рассчитать цену воспользовавшись информацией из предложений, реестра контрактов, или интернет сайтов.

Как поступить заказчику? Следует ли взять цены из разных источников?

Законом это не установлено, но проведем анализ текста Рекомендаций Министерства, из них следует, что лучше не использовать только ценовые предложения. Ведомство рекомендует провести следующее:

  • нужно у пяти потенциальных участников запросить предложения цен;
  • запросить цены в ЕИС;
  • изучить цены из реестра контрактов;
  • изучить прочую ценовую информацию.

Рекомендации Мин эконом развития не правовой акт, и стоит использовать их в работе, или нет, решение Заказчика, об этом также говорит и Мин эконом в своем письме от 7 сентября 2016 г. № ОГ-Д28-10435, однако, несмотря на это, очень часто контролирующие органы придерживаются иного мнения, например, решение ФАС по делу от 13 марта 2014 г. № 06-10/14-82.

Если было принято решение воспользоваться данным способом, сотрудник заказчика изучает предложения, поступившие от потенциальных участников. Ни законами, ни прочими нормативно-правовыми актами не регламентированы требования к формулировке и содержательной части коммерческих предложений.

В связи с этим, Мин эконом в своем письме от 10 мая 2016 г. № Д28и-1308 разъяснило, что для расчета НМЦК можно пользоваться предложениями, которые поступили на электронную почту в виде скана или приняты по факсу.

b) Тарифный метод

Этот способ следует использовать при установлении тарифов. Действующие тарифы могут быть установлены как государственными, так и муниципальными правовыми актами.

Воспользоваться данным способом следует, например, для обоснования цены при приобретении полисов ОСАГО.

При этом избрать иной способ обоснования с позиции ФАС считается неправомерным, например, решение ФАС от 8 августа 2016 г. по делу № 584-ж/2016.

Сотрудниками заказчика могут использоваться страховые тарифы, состоящие из базовых ставок, которые устанавливаются в соответствии с техническими характеристиками транспортных средств и коэффициентов.

Закон 44-ФЗ не установил ограничение на применение минимального значения размера базовой ставки при обосновании НМЦК, о чем так же нам говорит и письмо Мин эконома от 9 сентября 2016 г. № Д28и-2824.

c) Нормативный метод

Данный способ используется редко, поскольку нужен тогда, когда установлены предельные цены. Если сотруднику заказчика пришлось столкнуться с вышеназванным методом, то закон содержит отсылочную норму на статью 19, ей и нужно руководствоваться.

d) Проектно-сметный метод

Указанным способом нужно пользоваться, если обосновывается цена на разработку документации на текущий ремонт, а также при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства и при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом должны применяться нормативы для строительных работ, которые утверждены компетентным органом исполнительной власти.

Практика ФАС показывает, что применение способа «анализ рынка», если происходит закупка работ, в ходе которых создается объект капитального строительства нарушает законодательство о закупках, поскольку данный метод не позволяет определить окончательную стоимость затрат при строительстве. Данная позиция нашла свое отражение в решении ФАС от 19 августа 2016 г. по делу № 44-112/16.

А как быть если заказчик должен провести капитальный ремонт? Но объект строительства некапитальный. Ответ на этот вопрос можно найти в разъяснениях Мин эконома от 25 ноября 2016 г. № Д28и-3139. По мнению ведомства, заказчику на «помощь придет» иной метод, описанный 22 статьей закона о закупках.

e) Затратный метод

Способ стоит применить сотруднику заказчика, если остальные способы из 22 статьи не подошли. Цена равна сумме затрат.

На практике может возникнуть ситуация, что все пять вышеперечисленных способов применить заказчик не сможет, в данном случае законом предусмотрено использование и собственного, иного метода. Однако, Заказчику придется придумать объяснение почему использовать все остальные способы он не смог.

Как гласит 72 статья БК РФ, заключать и оплачивать контракты заказчик может лишь в пределах выделенных средств. А как поступить, если в ходе расчета оказалось, что НМЦК выше?

Ответ на этот вопрос можно найти в письме МЭР от 1 ноября 2016 г. № Д28и-2883, ведомство разъяснило, что, если количество ТРУ не изменится, то заказчиком может быть указана цена и меньшая, чем представлена в обосновании и соответствовать выделенным лимитам бюджетных обязательств.

II. Обоснование по 223-ФЗ

Рассмотрим ситуацию, при которой заказчику приходится использовать в своей деятельности Федеральный закон 223-ФЗ. Как производить обоснование в этом случае?

Давайте сравним немного 44-ФЗ и 223-ФЗ. Каким образом стоит определять НМЦД в 223-ФЗ вообще отсутствует. Однако, если проанализировать некоторые пункты, например, 5 из ч. 9 ст. 4 и 5 из ч.10 ст. 4 то, следует сделать однозначный вывод, что у Заказчика существует обязанность установить в документации НМЦД.

Когда осуществляется закупочной процесс, его регламентирует Положение о закупке, об этом говорится во 2 части 223 закона. В Положении должно быть прописано каким образом будет осуществляться обоснование.

Для того чтобы облегчить труд заказчиков, работающих по 223-ФЗ, в 2015 году ФАС разработал Стандарт, с указанием как следует осуществлять весь процесс закупки.

Именно данный стандарт рекомендует использовать ведомство при работе с 223-ФЗ.

Так, раздел VII, устанавливает обязанность заказчика в своем Положении о закупке прописать методику обоснования НМЦД, причем обосновывать цену следует с использованием способов, применяемых в 44-ФЗ.

Следует отметить, что правильное определение НМЦК не только залог высокой эффективности закупки, но и отсутствие повода для вопросов со стороны контролирующих органов. Ведь несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК влечет за собой наложение штрафа. 10 000 рублей придется перечислить в бюджет лицу, ответственному за данное нарушение, так гласит статья-7.29.3. КоАП РФ.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: //good-tender.ru/poleznye-stati/529-obosnovanie-nachalnoj-maksimalnoj-tseny-kontrakta-po-44-fz-metody-primery

Начальная максимальная цена контракта по 44-ФЗ: методы и обоснования

Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44 фз примеры

Начальная максимальная цена контракта по 44-ФЗ (НМЦК) определяется заказчиком на этапе планирования закупок. С помощью нашего материала выберите метод расчета НМЦК, скачайте образцы и готовое обоснование начальной максимальной цены контракта.

При проведении госзакупок важно корректно рассчитать начальную максимальную цену контракта, чтобы обеспечить рациональное расходование средств бюджетов всех уровней.

Расчет начальной максимальной цены контракта

В ст.21 44-ФЗ установлена обязанность заказчиков по составлению планов-графиков на текущий финансовый год, являющихся основанием для проведения закупок. В планах-графиках обязательно указывается начальная максимальная цена контракта (НМЦК). Это предельная сумма, на которую можно заключить контракт. Заявки с предлагаемой ценой, превышающей НМЦК, не рассматриваются.

НМЦК должна определяться с учетом положений ст.22 44-ФЗ. Минэкономразвития в приказе от 02.10.2013 года № 567 публикует свои методические рекомендации по применению методов расчета начальной максимальной цены контракта. Этот документ не считается официальным правовым актом и не обязателен к исполнению заказчиками. Допустимо принятие рекомендаций на уровне субъектов РФ.

Методы определения начальной максимальной цены контракта

Закон 44-ФЗ утверждает 5 допустимых методов обоснования НМЦК:

  • сопоставимых рыночных цен;
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Основной метод расчета – сопоставление рыночных цен, остальные имеют ограниченное применение.

Суть метода в определении НМЦК на основании информации о реальной рыночной стоимости товаров, работ и услуг, идентичных закупаемым.

Если таких данных нет, можно пользоваться сведениями о ценах однородных товаров, работ и услуг. В этом случае допустимо применять корректные коэффициенты и индексы для изменения цены с учетом разницы характеристик.

При формировании начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ заказчик должен:

  • проанализировать общедоступную информацию;
  • опубликовать запрос в ЕИС;
  • отослать запрос пяти или более поставщикам (исполнителям), сведения о которых имеются в свободном доступе;
  • выбрать данные об аналогичных закупках из реестра контрактов, обращая внимание на те, которые исполнены без взыскания штрафных санкций.

Не разрешено пользоваться информацией из анонимных источников или полученной от участников рынка, входящих в реестр недобросовестных поставщиков.

В результате проведенных исследований заказчик получит некоторое количество значений стоимости предмета закупки. Среднее арифметическое этих значений и будет НМЦК. Рассчитывать его нужно по формуле:

Чтобы рассчитать НМЦК методом анализа рынка, используйте формулу:

 – НМЦК, которую определяют методом сопоставимых рыночных цен;

v – объем закупаемого товара, работы, услуги;

n – количество значений, которые используют в расчете;

i – номер источника ценовой информации;

 – скорректированная цена единицы товара, работы, услуги из источника с номером i.

Эта сложная на первый взгляд формула является всего лишь расчетом среднего арифметического по полученным от поставщиков ценовым предложениям.

При применении метода сопоставимых цен следует убедиться, что все полученные при исследовании рынка значения были однородны. Для этого вычисляются:

  • среднее квадратичное отклонение всех используемых значений цен от полученной средней цены за единицу;
  • коэффициент вариации или соотношение среднего квадратичного отклонения и средней цены в процентах.

Если коэффициент вариации не превышает 33%, значит принятые к расчету значения были однородными. Для вычисления коэффициента можно использовать табличные редакторы, например, Excel.

Нормативный метод – иной метод определения начальной максимальной цены контракта. Применяют, если закупают товары, работы, услуги, в отношении которых Правительство РФ установило предельные цены (ч. 7 ст. 22 Закона № 44-ФЗ). В качестве источника информации используют государственный реестр предельных отпускных цен (размещен в ЕИС).

Формула:

v – объем товара;

цпред – предельная цена единицы товара.

Пример расчета НМЦК нормативным методом. Заказчик закупает услуги присоединения на абонентском уровне. Количество – 50 точек присоединения на территории Московской области. Предельная максимальная цена одной точки присоединения установлена приказом Россвязи от 31.05.2016 № 105 и составляет 1000 руб. без учета НДС. Заказчик рассчитал НМЦК: НМЦК = 100 × 1000 руб. = 100 000 руб.

Тарифный метод применяют, если цены на товары, работы, услуги регулирует государство или устанавливают органы госвласти, местного самоуправления, которые уполномочены на регулирование цен в соответствующей сфере.

Например, применяйте тарифный метод, когда закупаете:

  • электрическую и тепловую энергию, которую вырабатывают оптовые поставщики;
  • услуги по передаче электроэнергии по сетям;
  • по оперативно-диспетчерскому управлению;
  • лекарства из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
  • перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте и др.

Формула:

где

v – объем товаров;

цтариф – установленная на федеральном или муниципальном уровне цена.

Проектно-сметный метод используют в ограниченных ситуациях.

Заказчики обязаны рассчитать НМЦК проектно-сметным методом, когда заключают контракт настроительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта или работы по сохранению объектов культурного наследия – памятников истории и культуры. НМЦК формируется на основе проектно-сметной документации, составленной согласно требованиям законодательства.

Затратный метод расчета начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ допустим в тех ситуациях, когда применение других способов невозможно.

НМЦК складывается из всех расходов (прямых и косвенных) на оказание услуг, выполнение работ, изготовление товаров (включая затраты на хранение, транспортировку, страхование) и суммы прибыли, обычной для определенной сферы деятельности.

Чаще всего такой метод применяется при индивидуальных заказах. Например, при необходимости изготовления для учреждения специального оборудования с какими-то особыми характеристиками.

Обоснование начальной максимальной цены контракта излагается в извещении о закупке. В нем обязательно должны быть:

  • расчет цены;
  • источники используемой информации.

В качестве источников можно дать ссылки на страницы в Интернете, реквизиты ответов на запросы от поставщиков, номера реестровых записей в реестре контрактов и пр.

Коэффициент снижения начальной максимальной цены контракта

В ходе торгов победитель нередко предлагает цену ниже НМЦК. В 44-ФЗ нет положений о том, как поступать в случае, если в контракте предусмотрена закупка нескольких позиций товаров, или процесс оказания услуги (выполнения работы) состоит из нескольких этапов.

Разъяснения даны Минэкономразвития в письме от 10 апреля 2017 г. N Д28и-1634. В нем говорится, что заказчик должен рассчитать коэффициент снижения НМЦК. Для этого определяется отношение цены, предложенной победителем, к НМЦК.

С учетом коэффициента пересчитывается стоимость каждой позиции или каждого этапа в контракте. 

Пример. Как снизить цену

Начальная цена контракта составляет 100 000 рублей. При этом контрактом предусмотрено 3 этапа выполнения работ. Стоимость первого этапа составляет 50 000 рублей, второго этапа – 30 000 рублей, третьего– 20 000 руб.

В ходе торгов победитель предложил цену 80 000 руб. Следовательно, коэффициент снижения начальной максимальной цены контракта составляет 80 000 / 100 000 = 0,8.

Итоговая стоимость этапов работ учреждение пересчиталотак:

  • 50 000 x 0,8 = 40 000 руб.,
  • 30 000 x 0,8 = 24 000 руб.,
  • 20 000 x 0,8 = 16 000 руб.

Общая итоговая цена контракта – 80 000 руб.

Обоснование начальной максимальной цены контракта образец заполнения

В документации о закупках, извещении о проведении запроса котировок или предложений укажите обоснование НМЦК.

Обоснование должно содержать:

1. Расчет цены и полученную информацию.

2. Использованные заказчиком источники информации о ценах товаров (работ, услуг):

  • реквизиты (номер и дату) ответов от соответствующих организаций;
  • номера реестровых записей из реестра контрактов;
  • адрес страницы в Интернете;
  • реквизиты общедоступного исследования рынка, средства массовой информации и т. д.

Указание источников информации о ценах необходимо для того, чтобы потенциальные контрагенты и проверяющие органы смогли проверить законность обоснования НМЦК.

Документ можно представлять в любой форме (таблицы, схемы, текста и др.), смотрите образец заполнения обоснования НМЦК:

Ответственность за завышение начальной максимальной цены контракта

В соответствии с п.3 ч.8 ст.99 44-ФЗ правильность обоснования начальной максимальной цены контракта проверяют органы внутреннего государственного ил муниципального финансового контроля, обладающие полномочиями по аудиту.

Наказание за включение в план-график НМЦК, в отношении которой обоснование или полностью отсутствует, или выполнено с нарушением установленных законодательством требований, предусмотрено ст. 7.29.3 КоАП РФ. Штраф для должностных лиц составит от 20 до 50 тысяч рублей.

Несоблюдения формы или порядка обоснования НМЦК наказывается штрафом в размере 10 тыс. руб.

Выявленное правоохранительными органами намеренное завышение цены контракта квалифицируется по статье 159 УК РФ «Мошенничество». Средства, переведенные поставщику или подрядчику в пределах установленного завышения, считаются похищенными из бюджета.

При проведении торгов конкурсная документация может быть составлена таким образом, что выполнить все условия сможет только одна заранее определенная компания.

Наказание по статье до 10 лет лишения свободы, но все обстоятельства должны быть доказаны в суде.

Источник: //www.budgetnik.ru/art/3677-qqq-08-14-nachalnaya-maksimalnaya-tsena-kontrakta-metody-opredeleniya-i-obosnovaniya

Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену контракта

Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44 фз примеры

Определение НМЦК производится при подготовке плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке. Как заказчик должен действовать при установлении цены, читайте в статье.

Начальная (максимальная) цена контракта — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика конкурентным способом. Правила определения НМЦК установлены ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

Возможные ситуации при определении НМЦК

Ситуация № 1 – НМЦК занижена

Последствия:

  • процедура закупки может не состояться, т.к. вряд ли кто-то захочет заключать контракт себе в убыток;
  • высокая вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Он либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.

Ситуация № 2 – НМЦК завышена

Последствия:

  • неэффективное расходование бюджетных средств;
  • в ходе торгов есть вероятность, что цена снизится до размеров среднерыночной;
  • есть вероятность, особенно при проведении электронного аукциона, ситуации, когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по НМЦК либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5 — 1%.

Ситуация № 3 – НМЦК определена корректно

Последствия:

  • ситуация благоприятна, как для заказчика, так и для потенциального участника;
  • эффективное расходование бюджетных средств;
  • участие в такой закупке выгодно для участника;
  • заказчик получит товары, работы, услуги (ТРУ) надлежащего качества.

Сроки размещения в ЕИС извещения о проведении закупки в зависимости от способа закупки и размера НМЦК

Способ закупки НМЦК Срок размещения
Открытый конкурсПри любом размереНе менее чем за 20 календарных дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам
Электронный аукционБолее 3 млн руб.Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
3 млн руб. и менееНе менее чем за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
Запрос котировокСвыше 250 тыс. руб.Не менее чем за 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок
Не более 250 тыс. руб.Не менее чем за 4 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок
Запрос предложенийПри любом размереНе позднее чем за 5 календарных дней до даты проведения такого запроса

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке.

Методы определения НМЦК по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ НМЦК и в предусмотренных Законом №44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  2. нормативный метод;
  3. тарифный метод;
  4. проектно-сметный метод;
  5. затратный метод.

Если невозможно применить методы, упомянутые в ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, допускается использовать иные методы. В таком случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения перечисленных выше методов.

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Т.е. должен применяться заказчиками всегда, если иное не предусмотрено законом.

Особенности: установление НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. Если заказчику не удается найти цены на идентичную продукцию, он может использовать цены на однородную продукцию.

Определения идентичности и однородности продукции установлены в ч.ч.13-15 ст.22 44-ФЗ, а также в п.п. 3.5 и 3.6 Методических рекомендаций (Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен рекомендуется использовать не менее 3 вариантов цен товара (работы, услуги), предлагаемых различными поставщиками.

Определение идентичности и однородности ТРУ

Группа товаров (работ, услуг) Признаки Особенности определения
Идентичные товары (ч. 13 ст. 22 Закона № 44-ФЗ)Одинаковые характерные основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики)При определении идентичности могут учитываться:
  • страна происхождения;
  • производитель.

Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться

Идентичные работы, услуги (ч. 13 ст. 22Закона № 44-ФЗ)Одинаковые характерные основные качественные характеристики, в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходовИдентичность работ (услуг) определяется с учетом характеристик подрядчика (исполнителя), его деловой репутации на рынке
Однородные товары, не являющиеся идентичными (ч. 14 ст. 22Закона № 44-ФЗ)Сходные характеристики, компоненты, позволяющие товарам выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемымиПри определении однородности товаров учитываются:

  • качество
  • страна происхождения
  • репутация на рынке
Однородные работы (услуги), не являющиеся идентичными (ч. 15 ст. 22Закона № 44-ФЗ)Сходные характеристики, позволяющие работам (услугам) быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемымиПри определении однородности работ (услуг) учитываются:
  • качество
  • репутация на рынке
  • вид и объем
  • уникальность и коммерческая взаимозаменяемость

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа цен) используются:

  • обоснованные заказчиком коэффициенты или индексы для перерасчета цен ТРУ с учётом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (перечень и значимость коэффициентов определяются заказчиком экспертным путем);
  • общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ;
  • информация о ценах ТРУ, полученная по запросу заказчика от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных ТРУ, планируемых к закупке, а при их отсутствии — однородных ТРУ;
  • информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС.

При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчику рекомендуется осуществить следующие действия:

  1. Изучить рынок с целью определения ТРУ, наиболее полно соответствующих описанию объекта, предполагаемого к закупке.
  2. Выявить ТРУ, идентичные объекту закупки, при их отсутствии — однородные товары (работы, услуги).
  3. Направить потенциальным поставщикам запрос о предоставлении ценовой информации.

     В запросе необходимо привести подробное описание объекта закупки, указать условия исполнения контракта, объемы закупки, срок и желательную форму предоставления информации.

  4. Разместить запрос в ЕИС.
  5. Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками.

     Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении № 2 к Методических рекомендациям.

  6. Провести сбор и анализ общедоступной ценовой информации.
  7. Отобрать документы и сведения, которые содержат всю необходимую информацию для определения НМЦК.

  8. Провести в случае необходимости корректировку выявленных цен ТРУ.
  9. Проверить однородность ценовой информации.

Нормативный метод

Особенности: предполагает расчет НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст.19 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен.

Указанный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен. Однако стоит учитывать, что полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода.

При применении нормативного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС.

Тарифный метод

Особенности: применяется в том случае, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых ТРУ подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

Источник: //school.kontur.ru/publications/1519

Обоснования начальной максимальной цены контракта пример по 44 фз

Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44 фз примеры

В целях эффективного планирования имеющихся денежных средств, нужно научиться правильно определять начальную цену.Это является очень важной и трудоёмкой задачей, поскольку включает ряд последовательных этапов, при выполнении которых ошибки недопустимы.

Проработка документации осуществляется с одной стороны так, как нужно заказчику.Однако, с другой стороны, она не может противоречить действующему законодательству.

Поэтому всегда следует помнить, что обоснование обязательно присутствует в документации, не просто цена, а именно ее обоснование. Рассмотрим подробнее, как обосновать цену так, чтобы избежать штрафа.В чем отличия, или сходства расчета цены в 44-ФЗ и 223-ФЗ.

От того насколько правильно было произведено определение начальной цены зависит на сколько эффективно пройдет закупка, и возникнут ли вопросы со стороны контролирующих органов.

Пример обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных

А о том, что несоответствующий выбор метода и формы обоснования влечет за собой административный штраф всегда должен помнить сотрудник заказчика, который отвечает за этот этап закупки.

Расчет НМЦК с поиском цен и ТЗ для обоснования и документирования закупки доступен в нашем программном обеспечении! Существует ряд способов как определить начальную цену. Рассчитать цену для контракта можно воспользовавшись одним или несколькими способами.

Методология расчета Предусмотрено пять способов расчёта НМЦК.

Не будем останавливаться на них подробно, поскольку рекомендации Минэкономразвития, которые были регламентированы Приказом от 2 октября 2013 г.

№ 567 довольно подробно с примерами и формулами рассматривают данный вопрос. Законом это не установлено, но проведем анализ текста Рекомендаций Министерства, из них следует, что лучше не использовать только ценовые предложения.

Чтобы воспользоваться данным способом расчета, сотруднику заказчика нужно провести весьма трудоёмкий процесс, чтобы исследовать рынок и рассчитать цену воспользовавшись информацией из предложений, реестра контрактов, или интернет сайтов. Ведомство рекомендует провести следующее: Рекомендации Мин эконом развития не правовой акт, и стоит использовать их в работе, или нет, решение Заказчика, об этом также говорит и Мин эконом в своем письме от 7 сентября 2016 г.

№ ОГ-Д28-10435, однако, несмотря на это, очень часто контролирующие органы придерживаются иного мнения, например, решение ФАС по делу от 13 марта 2014 г.

Если было принято решение воспользоваться данным способом, сотрудник заказчика изучает предложения, поступившие от потенциальных участников.

Ни законами, ни прочими нормативно-правовыми актами не регламентированы требования к формулировке и содержательной части коммерческих предложений. № Д28и-1308 разъяснило, что для расчета НМЦК можно пользоваться предложениями, которые поступили на электронную почту в виде скана или приняты по факсу.

Этот способ следует использовать при установлении тарифов.

СоцЗащита
Добавить комментарий