Обжалование действий судебного пристава исполнителя

Энциклопедия судебной практики. Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) (Ст. 121 Закона

Обжалование действий судебного пристава исполнителя

3.4. ФЗ “Об исполнительном производстве” не предусматривает специальных сроков для оспаривания в суде действий и ненормативных актов должностных лиц ФССП

По смыслу ст. ст. 121, 122 Закона об исполнительном производстве, оспаривание в суде постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) и обжалование таких постановлений, действий (бездействия) в порядке подчиненности осуществляются в различные сроки и порядке.

Заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Законом об исполнительном производстве иные сроки оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) не установлены.

Статьей 122 Закона об исполнительном производстве предусмотрен 10-дневный срок на принесение жалобы на постановление должностного лица ФССП, его действия (бездействие), являющийся специальным сроком, предусмотренным бланкетной нормой ст. 198 АПК РФ.

Суд исходил из разделения понятий “обжалования” и “оспаривания”, не приняв во внимание тот факт, что в рамках арбитражного процесса жалобой называют лишь акт обжалования ранее вынесенного судебного решения. Обращение же в суд первой инстанции всегда осуществляется в форме заявления.

Поэтому понятия “обжалование” и “оспаривание” применительно к ненормативным актам должностных лиц ФССП, их действий (бездействия) – суть одно и то же независимо от того, совершается ли оно в порядке подчиненности или же в судебном порядке.

3.4.1. ФЗ “Об исполнительном производстве” предусмотрен специальный срок для принесения жалобы на действия (бездействие) должностных лиц ФССП, применяемый независимо от порядка оспаривания

Пункт 23 Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2004 г. N 77

Согласно ч. 4 ст.

 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

В связи с этим следует учитывать п. 1 ст. 90 Закона об исполнительном производстве [1997 г.

], согласно которому на действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа взыскателем или должником может быть подана жалоба в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).

При этом течение указанного срока для лица, не извещенного о времени и месте совершения исполнительного действия (об отказе в совершении действия), начинается со дня, когда указанному лицу стало об этом известно.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 июня 2015 г. N Ф06-24430/15 по делу N А12-42300/2014

Согласно ч. 4 ст.

 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Установленный данной статьей срок на обращение в арбитражный суд является общим в случае оспаривания ненормативных правовых актов.

Между тем Законом об исполнительном производстве установлен специальный сокращенный срок для обжалования постановлений судебного пристава-исполнителя.

Поскольку по настоящему делу оспариваются действия судебного пристава, суды обоснованно применили специальный закон, регулирующий спорные правоотношения. Так, в соответствии со ст.

 122 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 апреля 2015 г. N Ф08-1504/15 по делу N А61-2783/2014

Часть 4 ст. 198 АПК РФ в качестве общего правила устанавливает, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Иной (специальный) срок на обжалование действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов установлен ст. 122 Закона об исполнительном производстве.

В соответствии с данной нормой жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе.

Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 июня 2012 г. N Ф03-2375/12 по делу N А51-19630/2011

Согласно ч. 4 ст.

 198 АПК РФ, заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Однако иное предусмотрено ст.

 122 Закона об исполнительном производстве, согласно которой жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 июля 2011 г. N Ф02-3049/11 по делу N А19-22493/2010

В силу положений ст. 122 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействий) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установление факта его бездействия либо отказа в отводе.

Данная норма, касающаяся сроков подачи жалобы, изложена в гл. 13 Закона об исполнительном производстве, в которую объединены нормы, регулирующие порядок обжалования постановлений должностных лиц службы судебных приставов как в порядке подчиненности, так и в судебном порядке.

Источник: http://base.garant.ru/57592027/

Оспаривание действий судебных приставов — исполнителей по КАС РФ: метаморфозы подсудности

Обжалование действий судебного пристава исполнителя

В ходе исполнительного производства достаточно часто возникает необходимость в оспаривании действий (бездействия) и решений судебного пристава — исполнителя. О проблемах определения подсудности таких дел, с которыми могут столкнуться административные истцы, читайте в материале.

Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях, когда исполнительный лист, на основании которого возбуждено исполнительное производство, выдан арбитражным судом либо когда требования исполнительных документов контрольно-надзорных органов адресованы организации или предпринимателю (п. 2 ст. 128 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», далее — Закон об исполнительном производстве). Во всех остальных случаях оспаривание действий (бездействия) и решений судебного пристава — исполнителя осуществляется путем обращения в суд общей юрисдикции.

Проблемы определения подсудности до принятия КАС РФ

До 15 сентября 2015 г., когда вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ, подсудность таких споров устанавливалась п. 1 ст. 128 Закона об исполнительном производстве, в силу которого постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) могли быть оспорены в суде, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Надо отметить, что использованная законодателем формулировка была не совсем удачна, поскольку судебные приставы одного районного подразделения на практике территориально могут находиться (соответственно, исполнять обязанности) в другом административном районе (например, Октябрьский районный отдел г. Екатеринбурга УФССП по Свердловской области территориально находится в Кировском районе г. Екатеринбурга).

Подобная ситуация была даже предметом рассмотрения в Конституционном суде РФ применительно к ч. 2 ст. 441 ГПК РФ, которая устанавливала по существу аналогичные правила определения подсудности дел об оспаривании решений, действий (бездействия) судебных приставов — исполнителей.

Так, в Определении от 17.07.2014 № 1601-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Поварова В. В.

на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 441 ГПК РФ и частью 1 статьи 128 Федерального закона „Об исполнительном производстве“» Конституционный суд РФ, поддержав свою правовую позицию, изложенную еще в 2006 г.1, разъяснил, что «из содержания ст.

24— 27 ГПК РФ, к которым отсылает ч. 2 ст.

254 данного Кодекса, следует, что такого рода дела относятся к подсудности районного суда, осуществляющего свою деятельность в пределах судебного района, на территории которого непосредственно находятся и выполняют функции по исполнению судебных актов и актов других органов судебные приставы — исполнители, объединенные в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов».

В пункте 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.

2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» также было прямо указано, что заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава — исполнителя подаются в суд, в районе деятельности которого исполняют свои обязанности указанные должностные лица.

С учетом правовой позиции КС РФ и ВС РФ в целом судам и участникам исполнительного производства был понятен общий принцип определения подсудности таких споров: действия приставов определенного районного подразделения обжалуются в суд соответствующего района.

Кроме того, поскольку закон устанавливал достаточно определенное (не вариативное) правило определения подсудности, было понятно, как определять компетентный суд и для обжалования решений, действий (бездействия) судебных приставов — исполнителей межрайонных подразделений УФССП РФ (например, межрайонного отдела по исполнению особых производств), а также должностных лиц самого Управления ФССП РФ по субъекту РФ.

Надо отметить также, что п. 1 ст. 128 Закона об исполнительном производстве в указанной редакции более трех месяцев действовал параллельно с нормами КАС РФ, и эта норма закона была изменена только Федеральным законом от 30.12.2015 № 425-ФЗ.

Новый Кодекс — новые правила

С 15 сентября 2015 г. вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ, который в том числе установил специальные правила определения подсудности дел об оспаривании действий (решений) судебных приставов — исполнителей в случае, когда такие дела рассматриваются судами общей юрисдикции (ст. 22 КАС РФ).

По общему правилу ч. 1 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к должностному лицу (которым является судебный пристав — исполнитель) подается в суд по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

Представляется, что общий принцип определения подсудности такой же, что и в Законе об исполнительном производстве: действия приставов определенного районного подразделения обжалуются в суд соответствующего района. Если бы законодатель на этом остановился, правила определения подсудности по этой категории дел были бы достаточно простые и определенные.

Однако законодатель счел необходимым уточнить правила определения подсудности на случай, когда место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо. В этом случае в соответствии с ч. 2 ст. 22 КАС РФ необходимо обращаться в суд:

  • того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации, или
  • того района, на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо.

В данном случае необходимо отметить две системные проблемы, которые затрудняют применение этого правила.

Во-первых, ч. 2 ст. 22 КАС РФ установлено вариативное правило определения подсудности — без указания, кто (заявитель или суд) вправе выбирать соответствующий вариант. Необходимо отметить, что ст.

22 КАС РФ предусматривает не альтернативную подсудность (подсудность по выбору административного истца). Правила подсудности административных дел по выбору административного истца установлены иной нормой — ст.

24 КАС РФ.

В уже упоминавшемся примере с Октябрьским районным отделом г. Екатеринбурга УФССП по Свердловской области, который находится в Кировском районе г. Екатеринбурга, действия судебных приставов — исполнителей, очевидно, можно оспаривать как в Октябрьском районном суде г.

Екатеринбурга (на территорию этого района распространяются полномочия судебных приставов — исполнителей), так и в Кировском районном суде г.

Екатеринбурга (на территории которого фактически находятся, то есть исполняют свои обязанности должностные лица данного отдела УФССП по Свердловской области).

Во-вторых, если понятие «территория, на которую распространяются полномочия указанных органов» установлено законодательством и понятно как участникам исполнительного производства, так и судам, то содержание понятия «территория, на которой исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо» можно толковать двояко. Законодатель, видимо, исходил из того, что это территория (обычно — в месте нахождения должника), на которой судебный пристав — исполнитель осуществляет исполнительные действия в отношении должника и его имущества.

Но очевидно, что, находясь в соответствующем помещении отдела УФССП РФ, судебный пристав — исполнитель также исполняет свои обязанности. В частности, именно в помещении отдела судебный пристав — исполнитель принимает вызванные им стороны исполнительного производства (их представителей) в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве.

Также в помещении отдела судебным приставом выносится подавляющее большинство постановлений, в том числе постановление о возбуждении исполнительного производства, именно в помещении отдела УФССП судебным приставом — исполнителем производится зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств (подп. 16.1 п. 1 ст.

64 Закона об исполнительном производстве) и т. д.

Актуальность проблемы определения подсудности в случае несовпадения территории, на которую распространяется компетенция судебного пристава — исполнителя, с местом нахождения соответствующего отдела УФССП иллюстрирует судебная практика.

Так, определением судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя было возвращено административное исковое заявление организации к судебному приставу — исполнителю Промышленного районного отдела судебных приставов г. Ставрополя УФССП России по Ставропольскому краю, поскольку адрес административного ответчика территориально подпадает под юрисдикцию Ленинского районного суда г. Ставрополя.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/336043/

Обжалование действия/бездействия судебного пристава -исполнителя

Обжалование действий судебного пристава исполнителя
Например, по решению суда юридическое или физическое лицо (далее – Должник) обязано возвратить юридическому или физическому лицу (далее – Взыскатель) денежную сумму. Для исполнения решения суда Взыскатель обратился в службу судебных приставов.

Однако, судебный пристав-исполнитель, который ведет данное исполнительное производство, до окончания исполнительного производства снял арест с имущества Должника, т.е. явносовершил незаконные действия.

В результате данного действия судебного пристава-исполнителя у Должника появилась реальная возможность переоформить свое имущество на других лиц, вследствие чего исполнение решения суда может стать невозможным.

Возникает справедливый вопрос: каким же образом Взыскатель может оспорить действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя?


Для обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя существуют два установленных законом способа:

  1. Обращение с жалобой на такое действие (бездействие) судебного пристава-исполнителя в порядке подчиненности: то есть непосредственному начальнику, судебного пристава-исполнителя, на которого Вы жалуетесь.
  2. Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в судебном порядке, которое осуществляется путем подачи соответствующего заявления об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в суд. В зависимости от определенных нюансов заявление подается либо в суд общей юрисдикции, в районе деятельности которого судебный пристав-исполнитель исполняет свои обязанности, либо в арбитражный суд.

Для обоих способов обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя законом установлен срок подачи жалобы (заявления), равный 10 дням со дня совершения судебным приставом-исполнителем действий, нарушивших права подателя жалобы, либо установления факта его незаконного бездействия. Конечно, зачастую взыскатель не знает о совершенном судебным приставом-исполнителем действии (бездействии) до момента наступления негативных последствий. На этот случай в законе существует установка, что десятидневный срок начинает течь лишь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о совершении судебным приставом-исполнителем незаконного действия (бездействия). В жалобе на действие (бездействие) судебного пристава-исполнителя необходимо указать должность, фамилию и инициалы должностного лица службы судебных приставов, действие (бездействие) которого обжалуется; фамилию, имя, отчество или наименование подателя жалобы, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации, основания для признания действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконным, а также требования лица, подавшего жалобу.В заявлении об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя должны быть указаны также, конкретные права и законные интересы заявителя, нарушенные обжалуемым действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя.

Таким образом, необходимым условием для признания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными как в судебном порядке, так и в порядке подчиненности, является не только указание в жалобе или заявлении оснований, по которым обжалуются действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, но и указание на права и законные интересы, которые нарушил судебный пристав-исполнитель, совершая обжалуемое действие (бездействуя).

Итак, при составлении жалобы (заявления) на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя необходимо: ознакомиться с материалами исполнительного производства, проанализировать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя на предмет наличия нарушений действующего законодательства, сослаться на конкретные нормы закона, которые были нарушены судебным приставом-исполнителем, определить кому из должностных лиц Федеральной службы судебных приставов России направить жалобу либо в какой суд подать заявление, не пропустив при этом довольно короткий срок – 10 дней. Учитывая, объем необходимой работы и в тоже время крайне сжатые сроки для предъявления жалобы (заявления), представляется, что для получения положительного результата необходимо участие в данном деле опытного юриста. Только квалифицированный юрист, обладающий необходимыми практическими и теоретическими познаниями способен, исходя из обстоятельств каждого конкретного дела, выбрать наилучший способ обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, составить жалобу (или заявление), удовлетворяющую требованиям действующего законодательства, и достойно отстоять Ваши права.

Источник: http://www.logosinfo.ru/zashita-v-sude/federaljnyi-sud/osparivanie-reshenii-gos-organov/deistvie-bezdeistvie-sudebnogo-pristava/

СоцЗащита
Добавить комментарий