Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения в 2019 году: состав, использование, правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, фонд перераспределения | Земельный эксперт

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Территории, которые расположены за пределами территорий населенного пункта и предназначенные для сельхознужд, называются землями сельскохозяйственного назначения. Такие площади подходят для организации посадок, постройки помещений сельхозназначения, устройства животноводческого хозяйства и других мероприятий. Могут быть отданы людям для разбивки садов и огородов.

Регулируют эксплуатирование наделов данного типа следующие нормативные правовые акты:

Массивы эксплуатируются лишь в рамках своего целевого назначения. Для площадей назначается особый режим землепользования, который контролируется уполномоченным ведомством.

Состав земель сельскохозяйственного назначения

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения даны в ст. 77 ЗК РФ. В комплекс таких территорий включены следующие группы наделов:

  • сельхозугодья, передаваемые в пользование гражданам для дальнейшего эксплуатирования;
  • площади, занятые дорогами, для внутрихозяйственного пользования;
  • лесопосадки, используемые для защиты территорий от негативного влияния отрицательных температур, ветров и иных природных явлений;
  • наделы, занятые водными объектами, гидротехническими комплексами;
  • территории, используемые для постройки хранилищ сельхозпродукции и ее изготовления.

Каждая категория земель сельскохозяйственного назначения имеет свои особенности, в рамках которых осуществляется ее дальнейшее использование. Регламентируется эксплуатация территорий соответствующими статьями земельного кодекса и федеральными законодательными актами.

Для чего используются земли сельскохозяйственного назначения?

По ст. 78 ЗК РФ наделы сельхозназначения используются лишь согласно перечню определенных действий. Виды использования земель сельскохозяйственного назначения:

  1. Организация сельхозпроизводства.
  2. Создание лесонасаждений.
  3. Проведение научно-исследовательских работ, а также организация учебного производства.
  4. Для внедрения аквакультуры или рыбоводства.

Такие территории выделяются фермерам или гражданам для организации ЛПХ, разбивки сада, огорода. Товарищества, кооперации, казачьи общества и религиозные общины вправе использовать сельхозугодья для своих нужд.

Учебные заведения могут воспользоваться площадями для проведения практических занятий или при выполнении подготовки кадров в области сельского хозяйства. Коренные малочисленные народности государства вправе получить земельные массивы для организации и развития традиционных промыслов, хозяйствования.

В том случае, если имеется проект рекультивации подобных территорий, наделы отдаются в пользование для прокладки дорожного покрытия, ЛЭП, газопровода или нефтепровода. Изменение целевого назначения земель не требуется. Также наделы данной категории могут эксплуатироваться как охотничьи угодья.

Особенности использования сельскохозяйственных угодий

В статье 79 ЗК РФ указано, что к сельскохозяйственным угодьям относятся территории, которые используются для посадки насаждений, культурных растений, разведения домашних животных и других хозяйственных процессов, отвечающих прямому использованию наделов.

К таким площадям можно отнести:

  • пашни и сенокосы;
  • пастбища;
  • залежи природных ископаемых;
  • посадки многолетней группы – сады, виноградники.

Все эти наделы, включенные в состав сельскохозяйственных угодий, обладают приоритетом в эксплуатации, и относительно них устанавливается специальный правовой режим землепользования.

Массивы, являющиеся особенно ценными и продуктивными, эксплуатируемые учреждениями, занимающимися научной и исследовательской деятельностью и земли, цена которых больше средней кадастровой стоимости по муниципальному образованию, включаются в перечень массивов, не используемых для иных нужд.

Территории, которые появились в результате процедуры приватизации земель сельхозназначения, могут быть использованы только согласно положениям ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Цели создания фонда перераспределения земель

Фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения был создан для того, чтобы фермеры и обычные граждане могли осуществлять свои работы в полном объеме и для увеличения возможностей обществ, организации собственного подсобного хозяйства, разбивки сада или огорода, для разведения домашних животных. Также они могут быть использованы для заготовки сена, как пастбища.

Порядок и правила формирования фонда определены законодательством. В его состав включаются земельные участки, которые государство, субъект федерации, муниципалитет приобретают в рамках установленных федеральным законодателем оснований. Исключением являются случаи, когда территория изымается для нужд госорганов или администрации.

После того как земли поступили в фонд перераспределения, муниципалитет или госорган, занимающиеся этим вопросом обязаны оповещать население путем публикации сведений в местных средствах массовой информации, а также предоставлять материалы по конкретному участку, если имеется официальное заявление.

Земли фонда перераспределения

Правила и порядок формирования фонда перераспределения изложены в ст. 80 ЗК РФ. Согласно положениям данной статьи, в состав обозначенной земельной базы могут входить наделы, переданные в следующих ситуациях:

  • если владелец или временный распорядитель территории добровольно отказался от пользования территорией. При таких обстоятельствах земля стала бесхозной и поступила в распоряжение субъекта федерации или муниципалитета, которые в дальнейшем имеют право передать надел населению для более эффективного использования;
  • когда владелец земли скончался и нового собственника не нашлось либо отсутствуют преемники, а также в случае, если все наследующие лица лишены прав на имущество согласно действующему законодательству;
  • при изъятии территорий у владельцев или временных распорядителей на основании решения суда или для нужд госорганов или муниципальных властей;

Каждый из наделов направляется в фонд перераспределения и в дальнейшем может быть оформлен в пользование населению или компаниям для эксплуатирования.

Использование земель осуществляется в рамках положений ст. 78 ЗК РФ. Территории могут быть отданы:

  • для с/х производства;
  • с целью организации лесопосадки, для защиты территорий от эрозии и других негативных воздействий окружающей среды;
  • учреждениям, осуществляющим научную или исследовательскую деятельность, которые занимаются организацией практической работы и выполняют подготовку кадров для будущего трудоустройства в сельскохозяйственной сфере;
  • кооперативам и товариществам, для того чтобы земли были переданы гражданам с целью разбивки сада или огорода;
  • потребительским кооперативам, религиозным общинам или казачьим обществам для использования территории по своим нуждам;
  • малочисленным коренным народностям государства для организации мест жительства и сохранения традиционных видов промысла страны.

Все вопросы, возникающие при эксплуатировании земель данной группы решает уполномоченное ведомство, руководствующееся положениями действующего законодательства.

После того как земли поступили в фонд перераспределения, в отношении них проводится соответствующий анализ, позволяющий определить состояние территории и выяснить, какой способ эксплуатации в дальнейшем будет наиболее рациональным.

Кроме этого, для каждого участка составляется общая характеристика, включающая описание территории, ее местоположение, качественные и количественные показатели.

Вся указанная информация находится в открытом доступе и каждое заинтересованное лицо вправе обратиться к сотруднику уполномоченного ведомства и получить необходимые сведения о конкретном участке.

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос – это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/klassifikaciya-zemel/zemli-selskoxozyajstvennogo-naznacheniya/

Правовой режим и особенности земель сельскохозяйственного назначения

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения – это земли, которые расположены за пределами населенных пунктов, предназначенные и предоставленные для нужд сельского хозяйства. Согласно действующему законодательству они могут использоваться в следующих формах:

  • для ведения сельскохозяйственного производства;
  • для других целей, которые включают: личное подсобное хозяйство, крестьянское (фермерское) хозяйство, огородничество, садоводство, животноводство, дачное строительство.

Общий правовой режим для них заключается в предоставлении земельных участков непосредственно для сельскохозяйственных целей.

Земли сельскохозяйственного назначения следует отличать от земель сельскохозяйственного использования. Последние включают в себя земельные угодья, которые могут относиться и к другим категориям, в частности, земли несельскохозяйственных предприятий или государственного лесного фонда, переданных во временное пользование для сельскохозяйственных целей гражданам и сельхозпредприятиям.

Непосредственно земли сельскохозяйственного назначения обслуживают цикл выращивания сельскохозяйственной продукции, включая земли, занятые складами, административными зданиями, дорогами и другими элементами инфраструктуры.

Следует отметить две особенности правового режима:

  1. Приоритетное положение земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с которым пригодные для сельскохозяйственных нужд земли предоставляются прежде всего в сельскохозяйственных целях, а для несельскохозяйственных нужд предоставляются земельные участки, имеющие несельскохозяйственное назначение, не пригодные для ведения сельского хозяйства или сельскохозяйственные земли худшего по кадастровой оценке качества. Законом предусмотрена охрана от необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота.
  2. Не все без исключения земли, которые пригодны для сельскохозяйственных нужд, могут использоваться непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности, например, существуют ограничения по использованию земель в заповедных зонах.

Виды разрешенного использования

Правовой режим всех земель, в том числе и сельскохозяйственного назначения, определяется их категорией и видом разрешенного использования, определенном на основе зонирования территорий.

Для земель сельскохозяйственного назначения установлены 6 групп:

  1. Земли сельскохозяйственного назначения, пригодные под сенокосы, пастбища, сельскохозяйственные угодья, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, многолетними насаждениями, каналами, водными объектами, а также отведенные для личного подсобного хозяйства (всего 11 видов разрешенного использования).
  2. Земли, которые малопригодны для пашни, но могут использоваться для выращивания некоторых технических культур, ягодников, винограда, чая, риса и др.
  3. Земли, занятые зданиями, сооружениями и строениями сельскохозяйственного назначения (коровник, свинарник, телятник, убойный цех, машинный двор, пилорама и др., – всего 17 видов разрешенного использования).
  4. Земли, занятые водными объектами и используемые в предпринимательских целях (разведение и ловля рыбы, и др.).
  5. Земли, на которых расположены леса.
  6. Прочие земли, в том числе болота, овраги, свалки, скотомогильники, нарушенные земли и иные земли, не вовлеченные в градостроительную деятельность.

Для конкретного земельного участка могут применяться такие виды разрешенного использования:

  • основные;
  • условно разрешенные;
  • вспомогательные, которые допускаются только в качестве дополнительных к основным или условно-разрешенным видам.

Оценка земель

Оценка таких земель производится на основе Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения. Данный документ не применяется для кадастровой оценки земельных участков, принадлежащих садоводческим, огородническим и дачным объединениям.

Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков I-VI категорий:

  1. Формируется Перечень земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.
  2. Определяются удельные показатели кадастровой стоимости данных земель на основе следующих действий:
    • определение перечня разновидностей почв и площадей, ими занимаемых;
    • определение перечня всех сельскохозяйственных культур, которые возможно выращивать для каждой почвенной разновидности;
    • выбор допустимых чередований посевов (севооборота);
    • определение нормативной урожайности для каждой сельскохозяйственной культуры;
    • определение рыночной цены по каждой сельскохозяйственной культуре;
    • расчет удельного валового дохода с 1 га для каждой сельскохозяйственной культуры;
    • определение удельных затрат на возделывание и уборку урожая сельскохозяйственных культур;
    • расчет удельного валового дохода на 1 га для каждого севооборота;
    • расчет удельных затрат на возделывание 1 га для каждого севооборота;
    • расчет удельных затрат на поддержание необходимого уровня плодородия почв;
    • расчет удельного показателя земельной ренты в разрезе севооборотов (прибыли предпринимателя);
    • определение максимального значения удельного показателя земельной ренты в разрезе почвенных разновидностей;
    • расчет коэффициента капитализации земельной ренты;
    • определение удельного показателя кадастровой делением удельного показателя земельной ренты на коэффициент капитализации по каждой почвенной разновидности;
    • расчет средневзвешенного удельного показателя кадастровой стоимости по всем почвенным разновидностям в составе земельного участка.
  3. Рассчитывается кадастровая стоимость, как сумма произведений удельных показателей кадастровой стоимости земель групп I-VI и занимаемых этими землями площадей в пределах земельного участка.

Особенности аренды и купли-продажи

Оборот земель сельскохозяйственного назначения – совокупность сделок, в результате которых возникают или прекращаются права на земельные участки.

Принципиальной особенностью является исключение возможности предоставления юридическим лицам и гражданам земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся в муниципальной либо государственной собственности, что соответствует нормам Земельного кодекса.

Особенностью правового регулирования договоров купли-продажи земельных участков сельхозназначения является законодательно закрепленное преимущественное право государственных или муниципальных органов власти на покупку продаваемого участка.

Купля-продажа определяется такими факторами:

  • форма собственности на участок;
  • субъектный состав участников сделки;
  • вид разрешенного использования, и др.

Продавец обязан известить высший исполнительный орган государственной власти о своем намерении продать участок в письменной форме. В извещении обязательно должна быть указана цена и другие существенные условия договора (расположение недвижимости на участке и др.), иначе условия договора не могут быть согласованы.

Что касается особенностей договора аренды, то он может заключаться на срок не более 49 лет. Участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в аренду только резидентам РФ. Участки, принадлежащие частным лицам, могут сдаваться в аренду также иностранным субъектам и лицам без гражданства.

Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другие формы

В ряде случаев возникает необходимость изменения категории земли сельскохозяйственного назначения на другую форму. Обычно это связано с обеспечением активизации оборота земли, а также с ростом спроса на загородные поселки, коттеджи, и др.

Однако при этом придется столкнуться с рядом законодательных ограничений, в соответствии с которыми изменение категории земель допустимо лишь в исключительных случаях, связанных с: консервацией земель, созданием заповедных или иных охраняемых государством территорий, изменением границ поселений, размещением промышленных объектов, включением непригодных для сельского хозяйства земель в состав лесного или водного фонда либо земель запаса, строительством дорог и иных сооружений и коммуникаций, выполнением международных обязательств, добычей полезных ископаемых, размещением объектов здравоохранения, социального и др. назначения.

Перевод земель из состава сельскохозяйственных угодий в случае, когда их кадастровая стоимость на 50% более выше среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району или городскому округу, действующим законодательством не допускается. Также запрещен перевод в другую категорию для особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий.

Чтобы изменить категорию, собственник должен направить в местную администрацию ходатайство, в котором указывается:

  • кадастровый номер соответствующего земельного участка;
  • действующая и предполагаемая для перевода категории земли для данного участка;
  • обоснование для перевода участка в другую категорию.

Также нужно провести государственную экологическую экспертизу о возможности такого изменения категории.

В двухмесячный срок с момента поступления ходатайства уполномоченный орган принимает решение либо о переводе земельного участка в другую категорию, либо об отказе. Акт направляется заявителю в течение двух недель с даты его принятия.

Переоформлять документы на земельный участок в случае изменения его категории не требуется.

Источник: http://www.landatlas.ru/help/pravovoy-rezhim-i-osobennosti-zemel-selskohozyaystvennogo-naznacheniya.htm

Земли сельскохозяйственного назначения: понятие, состав, правовой режим

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
Определение 1

Земли сельхозназначения – это земли, расположенные за пределами населенных пунктов и предназначенные специально для нужд и целей сельского хозяйства.

Категория земель сельхозназначения включает в себя 2 субкатегории, каждая из которых имеет собственный дифференцированный правовой режим:

  1. сельскохозяйственные угодья (сюда относится пашня, сенокос, пастбище, залежи, земельные участки с многолетними насаждениями такие, как сады, виноградники и пр.). Они обладают приоритетом в использовании и подлежат тщательной охране (причем можно говорить о конкретных отличиях в правовом режиме, к примеру, пашни и сенокосы или пастбища и виноградники). Если сельхозугодия относятся к разряду мелиорированных, в таком случае на правообладателей данных участков земли накладываются дополнительные обязанности;
  2. несельскохозяйственные угодья (сюда относят земли, на которых располагаются внутрихозяйственные дороги, коммуникации, лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от влияния отрицательных (вредных) климатических, антропогенных и техногенных явлений, водные объекты, а также здания, строения, сооружения, используемые для производственных нужд, хранения и первичной переработки сельхозпродукции).

Правовой режим сельскохозяйственных земель

Принципиальное отличие друг от друга перечисленных выше угодий заключается в порядке определения и содержании их правового режима.

Определенное для всей категории сельскохозяйственных земель целевое назначение земельных участков конкретизирует градостроительный регламент, который является составным элементом правил землепользования и застройки для угодий несельскохозяйственного назначения.

Для сельхозугодий градостроительный регламент не установлен (часть 6 статьи 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации), следовательно, актуальны общие правила о целевом назначении.

Вывод 1

Из вышесказанного вытекает необходимость отличия сельскохозяйственных земель в качестве категории земель из земельного фонда Российской Федерации и территориальной зоны сельхоз использования, которая определяется после проведения градостроительного зонирования административно-территориального образования.

Зоны сельскохозяйственного использования

В составе зон сельхоз использования могут находиться:

  1. зоны сельхозугодий (это касается пашен, сенокосов, пастбищ, залежей, земель, занятых многолетними насаждениями такими, как сады, виноградники и пр.);
  2. зоны, на которых располагаются объекты сельхозназначения, предусмотренные для ведения с/х, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельхозназначения (часть 9 статьи 35 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Для каждой подобной территориальной зоны в границах административно-территориального образования определен градостроительный регламент, который устанавливает правовой режим всех участков земли, точно также как и всего, что располагается над и под поверхностью участков земли и применяется при их застройке и дальнейшей эксплуатации объектов капстроительства (часть 1 статьи 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Правовой режим сельскохозяйственного назначения определяют уполномоченные органы публичной власти согласно федеральным законам (часть 7 статьи 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации). В первую очередь, правовой режим устанавливается Земельным Кодексом Российской Федерации, Законом, регламентирующим перевод земель из одной категории в другую, а также Законом касаемо оборота земель.

В соответствии со статьей 7 Закона, регламентирующего перевод земель из одной категории в другую, перевод земель сельхозугодий либо участков в составе данных земель из сельхозземель в иную категорию допустим в следующих случаях:

  • консервация земель;
  • создание особо защищаемых природных территорий;
  • установление либо изменение границ населенных пунктов;
  • размещение промышленных объектов на земельных участках, кадастровая стоимость которых не больше среднего уровня кадастровой стоимости по административно-территориальному образованию (городскому округу);
  • включение непригодных для реализации сельхозпроизводства земель в структуру земель лесного/водного фонда;
  • строительство дорог, ЛЭП, линий связи (включая линейно-кабельные сооружения), нефтяных проводов, газовых проводов и иных трубопроводов, ж/д линий и прочих сооружений в случае наличия утвержденного проекта рекультивации сельхозугодий и т.п.

Замечание 1

Необходимо отметить, что приведенная статья 7 распространяет свое действие на случаи перевода сельхозугодий в иную категорию земель при том, что в структуре категории земель сельскохозяйственного назначения есть и 2-я субкатегория, которая называется несельскохозяйственные угодья.

Субкатегория сельхозугодий, которая занимает особенное положение в рамках категории земель сельхозназначения, неоднородна. Внутри нее выделяют:

  • «обычные» сельхозугодья с низкой либо средней кадастровой стоимостью. Таким образом, выдел земельных долей, которые находятся в муниципальной собственности, производится, прежде всего, из неиспользуемых земель и земель плохого качества (пункт 8 статьи 13 Закона касаемо оборота земель);
  • сельхозугодья, чья кадастровая стоимость на половину и больше превышает среднюю кадастровую стоимость по административно-территориальному образованию (городскому округу);
  • особо ценящиеся продуктивные сельхозугодья, включая угодья, чья кадастровая стоимость значительно больше среднего уровня кадастровой стоимости по административно-территориальному образованию (городскому округу).

Для 2-х последних видов сельхозугодий устанавливается ограниченный список оснований для их перевода в иные категории земель (статья 7 Закона, регламентирующего порядок перевода земель из одной категории в другую).

На особом правовом месте в составе земель сельхозназначения находится фонд перераспределения, создаваемый с целью перераспределения земель для сельхозпроизводства, создания и расширения КФХ, личного подсобного хозяйства, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота (пункт 1 статьи 80 Земельного Кодекса Российской Федерации). Исходя из этого нормативного определения, земельный фонд может состоять из сельскохозяйственных, так и несельскохозяйственных угодий.

Замечание 2

Изначально этот фонд формировался согласно статье 14 Закона РСФСР от 23 ноября 1990-го г.

, посвященного земельной реформе, в соответствии с чем местная администрация должна создавать особый земельный фонд для дальнейшего перераспределения и наделения земельными участками граждан с целью организации крестьянских хозяйств, ведения личных подсобных хозяйств, садоводства, огородничества или животноводства. Сюда входили земли, которые использовались не по целевому назначению, неэффективно использовались, а также выбывшие из оборота либо переквалифицированные в менее ценные угодья.

В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Вводного закона с даты введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения включены все земли, которые находились на момент введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации (30 октября 2001-й г.

) в образованных (согласно Указу Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991-го г. касаемо неотложных мер по реализации земельной реформы в РСФСР) фондах перераспределения земель.

На сегодняшний день фонд перераспределения земель образуется за счет земельных участков сельхозназначения, которые поступают в данный фонд после приобретения Россией, субъектом Российской Федерации либо административно-территориальным образованием права собственности на участок земли по основаниям, определенным федеральными законами, кроме случаев приобретения права собственности на участок земли, изъятый для муниципальных или гос. потребностей (пункт 2 статьи 80 Земельного Кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона касаемо оборота земель земельные участки, которые находятся в фонде перераспределения земель, можно передавать гражданам и юр. лицам в аренду, а также предоставлять им в собственность на возмездной либо безвозмездной основе, когда это установлено федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Замечание 3

Надо отметить ряд общих и особенных обязанностей правообладателей земельных участков, которые обуславливаются функцией земель сельхозназначения в качестве средства производства в с/х.

К общим обязанностям относят применение земельных участков согласно целевому назначению этой категории земель и разрешенными использованием методами, которые не должны причинять ущерб природному объекту (земле), в частности, приводить к деградации, загрязнениям, захламлениям земель, отравлениям, порче и прочим отрицательным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (пункт 1 статьи 6 Закона касаемо оборота земель).

В число особенных обязанностей правообладателей участков земли, следующих из экологического законодательства, входит обеспечение плодородия земель сельхозназначения, требование в области мелиорации земель, требование в области применения пестицидов и агрохимикатов (статья 42, 43, 49 Закона, посвященного охране окружающей среды).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/zemelnoe-pravo-rossii/zemli-selskohozjajstvennogo-naznachenija/

Основные особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Понятие правового режима земель

Понятие «правовой режим земель» – категория доктринальная. Существует большое количество научных определений этого понятия1. Обобщая их, кажется, что под правовым режимом земель сегодня понимается установленный правовыми нормами порядок поведения по отношению к землям.

Особенное целевое назначение

На наш взгляд, основной особенностью правового режима ЗСХН является их особое целевое назначение (рассматривалось выше). Наряду с общим целевым назначением, что характеризует ЗСХН в силу самой их принадлежности к соответствующей категории, определенные особенности целевого назначения имеют отдельные разновидности («виды использования») ЗСХН:

Закон выделяет следующие «виды использования» ЗСХН:

  • земли для товарного сельскохозяйственного производства (п. «а» и «б» ч.3 ст.22 ЗКУ), что примерно соответствует понятию «земли сельскохозяйственных предприятий» (см. ст.ст.24, 25, 27-30 ЗКУ, ст.10 ЗУ «О коллективном сельскохозяйственном предприятии», ст.20 ЗУ «О сельскохозяйственной кооперации»);
  • земли фермерских хозяйств (ст.ст.31, 32 ЗКУ, ЗУ «О фермерском хозяйстве»);
  • земли для ведения личного крестьянского хозяйства (ст.33 ЗКУ, ЗУ «О личном крестьянском хозяйстве»);

Проблема. Несмотря на требование использовать земельные участки «только по целевому назначению» и «многоуровневое» регулирование вопроса определения целевого назначения конкретных участков из состава ЗСХН, этот правовой режим определяется обычно очень нечетко. Напр.

, нет однозначного единства в вопросе, можно ли на землях ЛКХ возводить капитальные здания. Ни ЗКУ (ст.33), ни ЗУ «О личном крестьянском хозяйстве» данный вопрос прямо не решают. В правоприменительной деятельности встречается подход, согласно которому строительство капитальных зданий на землях ЛКХ не допускается.

Нам представляется, что основания для такого вывода отсутствуют. Напротив, ст.6 ЗУ «О личном крестьянском хозяйстве», которая указывает на использование для ведения ЛКХ «зданий и сооружений», указывает на возможность строительства на землях ЛКХ. На таких позициях находился и Госкомзем Украины (см. письмо от 05.

11.2003 №14-17-1І1439/7074).

  • земли для сенокошения и выпаса скота (ст.34 ЗКУ);
  • земельные участки для садоводства (ст.35 ЗКУ);
  • земельные участки для огородничества (ст.36 ЗКУ);
  • земельные участки для подсобного сельскохозяйственного производства несельскохозяйственных предприятий (ст.37 ЗКУ).

На наш взгляд, установление особенностей правового режима в перечисленных случаях является неоправданным, особенно тогда, когда правовой режим земель связывается исключительно с формой осуществления хозяйственной деятельности.

Убеждены, что сад на землях коммунального сельскохозяйственного предприятия не должен иметь различия в правовом режиме по сравнению с «фермерским» садом или садом «несельскохозяйственного» предприятия или садом на участке, предоставленном для ведения ЛКХ.

Особенное целевое назначение ЗСХН определяет и другие особенности их правового режима, которые будут рассмотрены ниже.

Принцип приоритета сельскохозяйственного использования земель

Законодательство устанавливает приоритет сельскохозяйственного использования земель (ст.23 ЗКУ). Горячо поддерживают необходимость такого приоритета и авторитетные ученые – в частности, Н.И. Титова2. Однако в правовой доктрине также вполне обоснованно отмечается, что положения ст.

23 ЗКУ следует применять в совокупности с положениями ст.5 кодекса3, закрепляющей принцип приоритетности требований экологической безопасности и обеспечения рационального использования и охраны земель.

То есть земельные участки должны использоваться прежде всего способом, который обеспечит их максимальное приближение к природному состоянию4, и лишь во вторую очередь, по возможности – использование для сельскохозяйственных нужд при условии обеспечения нормативов оптимального соотношения земельных угодий (ст.165 ЗКУ).

С этим предложением «перекликается» предложение Н. Ильницкой установить внутривидовой приоритет в пределах земель сельскохозяйственного назначения в пользу земель, что используются для растениеводства5.

Особенный субъектный состав в отношениях по использованию ЗСХН

Об особенностях субъектного состояния отношений по использованию ЗСХН см. темы «Право собственности на землю», «Право землепользования», а также «Право на земельную долю(пай)».

По состоянию на 01.04.2006 площадь земель, переданных в собственность негосударственным сельхозпредприятиям, составляла 30,7 млн. га, или 50,9% земельного фонда Украины, из них: сельскохозяйственных угодий передано 28,3 млн. га, или 67,9% от общей площади продуктивных земель6.

Нормирование размеров ЗСХН

П.13 раздела Х «Переходные положения» ЗКУ ограничивает размер земельных участков сельскохозяйственного назначения, что могут находиться в частной собственности:

«13. На период до 1 января 2015 года граждане и юридические лица могут приобретать право собственности на земли сельскохозяйственного назначения общей площадью до 100 гектаров. Эта площадь может быть увеличена в случае наследования земельных участков по закону.»

Данное временное ограничение является, как представляется, рудиментом советского земельного строя.

В современных условиях нормирование размеров ЗСХН приобретает новое значение, возникает задача нормирования размеров земельных участков, исходя не из принципов уравнительного перераспределения земли, а по экономическим и агротехнических соображений. При этом целесообразно устанавливать минимально допустимые размеры земельных участков.

Первым примером подобного нормирования в современном законодательстве является установление нормативов минимальных размеров земельных участков, которые образуются в результате раздела земельного участка ФГ, что наследуется (ст.23 ЗУ «О фермерском хозяйстве», ПКМ от 10.12.

2003 №1908 «Об утверждении минимальных размеров земельных участков, которые образуются в результате разделения земельного участка фермерского хозяйства, что наследуется»). Нормативы установлены в зависимости от административной единицы (области), в которой находится земельный участок.

Между тем, на наш взгляд, на минимально допустимый размер земельного участка должны влиять вид сельскохозяйственных угодий, тип ландшафта, климатические зоны (не совпадают с границами областей), рельеф местности и т.д.

В постановлении же правительства, похоже, нормативы просто «взяты с потолка».

Особенный порядок приобретения ЗСХН

Такой особенный порядок установлен прежде всего для приватизации ЗСХН для ведения ФХ, ЛКХ, садоводства (см. тему «Приобретение, переход и прекращение права собственности на земельные участки»).

Особенности изменения целевого назначения

Также относительно ЗСХН установлен особый порядок изменения целевого назначения, что подробно рассматривался в теме «Правовая охрана земель» при описании такой составляющей охраны земель, как защита сельскохозяйственных угодий, лесных земель и кустарников от необоснованного их изъятия для других нужд.

Специфические обязанности по охране и восстановлению плодородия ЗСХН

В первую очередь на охрану ЗСХН направлены такие меры по охране земель, как

(1) обоснование и обеспечение достижения рационального землепользования,

(2) защита сельскохозяйственных угодий от необоснованного их изъятия для других нужд,

(3) защита земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами и от других неблагоприятных природных и техногенных процессов,

(4) консервация деградированных и малопродуктивных сельскохозяйственных угодий.

Подробнее о содержании этих мер см. тему «Правовая охрана земель».

Источник: http://www.amm.org.ua/ru/uchebnyk/76-zemli-sel-skokhozyajstvennogo-naznacheniya/428-osnovnye-osobennosti-pravovogo-rezhima-zemel-sel-skokhozyajstvennogo-naznacheniya

Назначение земель сельскохозяйственного назначения

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Назначение земель сельскохозяйственного назначения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В составе З.с.н, выделяются сельскохозяйственные угодья и земли, занятые лесополосами, внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесами, болотами, замкнутыми водоемами, зданиями, строениями и сооружениями, необходимыми для функционирования сельского хозяйства.

В ст. 57 ЗК определен перечень юридических и физических лиц, а также целей, для которых им могут предоставляться земли сельскохозяйственного назначения.

Статья 97. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

Виды использования земель сельскохозяйственного назначения ─ пашня (на нее приходится основная часть сельскохозяйственных угодий), пастбища, сенокосы, сады, виноградники, пруды для разведения рыбы и т. д.

Надо сказать, что сельскохозяйственные угодья находятся не только внутри категории земель сельскохозяйственного назначения. Они составляют весомую долю в землях населенных пунктов. Есть сельскохозяйственные угодья в таких категориях, как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения, земли лесного фонда, земли особо охраняемых территорий и объектов.

Кроме того, с учетом ст. 37 Кодекса о земле каждый земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет конкретное целевое назначение. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться в целях ведения сельского хозяйства, в том числе крестьянского (фермерского) хозяйства; для исследовательских или учебных целей в области сельского хозяйства.

Необоснованным, к примеру, будет требование соседствующего субъекта о прекращении строительства объекта, который не нравится ему по своей конструкции.

Для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного назначения худшего качества по кадастровой стоимости.

ЗК РСФСР допускает предоставление сельскохозяйственных земель научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственным учреждениям, сельским производственно-техническим училищам и общеобразовательным школам для исследовательских, учебных целей, пропаганды передового опыта и непосредственно для сельскохозяйственного производства.

К землям сельскохозяйственного использования относятся земельные угодья, которые могут относиться и к другим земельным категориям, например, населенных пунктов или промышленности, лесного фонда. В документах это обычно выглядит так: «Категория земли — населенные пункты, разрешенное использование-для крестьянско-фермерского хозяйства».

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Земли сельскохозяйственного назначения как объект правового режима.

Наибольшую долю различные виды земель сельскохозяйственного назначения занимают на Юге страны ─ в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Наименьшую ─ в суровой Сибири и малоосвоенном Дальнем Востоке.

Если такая земля находится за пределами населенного пункта и даже не соприкасается с ним, то ее можно использовать как по прямому целевому назначению, так и по вспомогательному. В учебном пособии приведены сведения о земельных ресурсах Мира, Российской Федерации и их состоянии. Отмечено ухудшение плодородия земель в связи с их деградацией.

Если, конечно, 10% можно зацепить за даром, будет вообще здорово. Пойду завтра к кадастровому инженеру.

Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

Естественные сенокосы и пастбища — земельные участки, систематически используемые под сенокошение и для выпаса животных.

Земли сельскохозяйственного назначения* Земли, предоставленные в пользование для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей Источник: ГОСТ 26640 85: Земли. Термины и определения оригинал документа 10.

Залежь — земельный участок, который ранее находился в составе пашни и более одного года, начиная с осени, не используется для посева сельскохозяйственных культур и не подготовлен под пар.

Земли сельскохозяйственного назначения* Земли, предоставленные в пользование для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей Источник: ГОСТ 26640 85: Земли. Термины и определения оригинал документа 10.

Земли сельхозназначения представляют собой одну из семи категорий участков, распределённых по целевому применению. Правовой режим для определения территорий регламентирован Земельным Кодексом России. Вот как выглядит это распределение на 2019 год:

  1. Земли сельскохозяйственного назначения.
  2. Территории поселений. Такие земли отводятся под жилую застройку и развитие инфраструктуры.
  3. Общего назначения. Под эту категорию попадают участки, отведённые для развития промышленного комплекса, добычи полезных ископаемых, нужд энергетики и транспорта.
  4. Охраняемые государством территории. Сюда относятся природоохранные зоны, территории, являющиеся национальным достоянием и культурным наследием, зоны санаторно-курортного лечения.
  5. Водные ресурсы. Это территории с расположенными водоохранными зонами.
  6. Лесной фонд. Участки земли, используемые для развития лесного хозяйства.
  7. Запас. Это территории, временно исключённые из оборота, сохраняемые для государственных нужд.

Еще по теме Тема № 11 «Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения»:

Учитывая произошедшие в стране перемены, большое внимание уделялось формированию юридического фундамента этих преобразований. Принимались нормативные акты, призванные сделать максимально работоспособным земельное законодательство и связанную с земельными участками, в т. ч. относящимися к землям сельскохозяйственного назначения, часть гражданского законодательства.

Наряду с правами соседских требований и притязании соседей друг к другу, закон устанавливает разграничение этих требований от необоснованных заявлений.

Сельскохозяйственная деятельность неразрывно связана с использованием земельных угодий для этих целей. Надел можно иметь в собственности или долгосрочной аренде, но нужно знать целевое назначение земли, которое подчиняется определенной классификации разрешенного использования.

Правовое регулирование вопроса оборота земель сельхозназначения осуществляется по нормам Федерального Закона № 101. В нем устанавливаются правоотношения относительно распоряжения, использования земель этой категории, а также устанавливается ряд ограничений относительно их оборота.

Земли сельскохозяйственного назначения делятся на два основных вида. Основную их часть составляют сельскохозяйственные угодья, т.е. земли, используемые как средство производства. Другая разновидность этих земель — земли, которые используются как территориальный базис для размещения дорог, производственных построек и иных сооружений, непосредственно обслуживающих нужды сельского хозяйства.

Вам нужна финансовая помощь? Вам нужен кредит для расширения вашего бизнеса? Вам нужен кредит, чтобы начать крупномасштабный бизнес? Вам нужен кредит, который может изменить вашу жизнь и ваш нынешний финансовый статус?

На земельных участках, предоставленных физическим и юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства, крестьянского или фермерского хозяйства, и полевых наделах личного подсобного хозяйства не допускается строительство объектов, не связанных с ведением сельского хозяйства, в том числе жилых домов (включая индивидуальные).

Статья 105. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.2.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!

Могу ли я купить КФХ в РФ. Я гражданин Республики Казахстан. У моего продавца КФХ находиться в Алтайском крае. Часть его земель с\х назначения -паевые 2000 га и часть 3000га относиться аренда администраций. Как мне быть. Могу я оформить от продавца выше указанные земли на свое имя. Жду ответа. Заранее благодарю. Жакипов.

Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения

Сенокосы и пастбища коренного улучшения — участки сенокосов и пастбищ, на которых путем залужения создан новый травостой.

Действующие нормативные акты, которые определяют целевое применение и устанавливают ответственность за нарушение действующего законодательства.

В предыдущем параграфе режим земель рассматривался с трех позиций: как общий объект правового режима (элемент земельного фонда), как родовой объект (земля определена категорией этого фонда) и конкретный объект правового режима (земельное угодье).
Учитывая, что правительство делает большой упор на развитие сельского хозяйства, целевое использование таких земель контролируется весьма строго. Давайте посмотрим, как это происходит в 2019 году.

Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.2.

Можно ли строить дом и прописаться на землях сел.хоз. назначения под дачное строительство, садоводство.

Понятие земель сельскохозяйственного назначения сформулировано в Статье 77 «Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения» ЗК РФ. Таковыми признаются земли, находящиеся вне пределов населенных пунктов и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

При нанесении вреда экологии в результате нецелевого использования земель деяния виновного рассматриваются, как отягчающие, и применяется максимальный размер штрафа.

Ситуацию с длительным неиспользованием земель хотят в корне менять

Любой земельный участок, это, прежде всего, территория, на которой располагаются природные объекты (водоемы, растительность) и объекты имущественного характера (строения, сооружения, др. недвижимое и движимое имущество).

Последний термин представляет довольно абстрактное понятие, которое может распространяться на участки другого целевого назначения. Например, лесные угодья или промышленные территории, отданные для временного использования сельхоз предприятиям.

Это — земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства, т.е. которые в настоящее время уже используются в сельском хозяйстве, и земли, предназначенные для этих целей (ст. 57 ЗК).

Источник: https://si-an.ru/konfiskaciya/1522-naznachenie-zemel-selskokhozyaystvennogo-naznacheniya.html

СоцЗащита
Добавить комментарий