- Как выявить жестокое обращение с ребенком: эмоциональное насилие. Психологическое исследование ребенка на портале Ya-roditel.ru
- Власти раскрыли данные о жестоком обращении с детьми в регионах :: Общество :: РБК
- Деятельность комитета по предупреждению жестокого обращения с детьми
- Жестокое обращение с детьми
- Методические рекомендации по противодействию жестокого обращения с детьми и популяризации здорового образа жизни
- Социальный видеоролик по профилактике жестокого обращения с детьми
Как выявить жестокое обращение с ребенком: эмоциональное насилие. Психологическое исследование ребенка на портале Ya-roditel.ru
Профилактика и решение проблемы жестокого обращения с детьми невозможны без взаимодействия. Как правило, координируют этот процесс социальный педагог и психолог. Но заниматься профилактикой жестокого обращения должны и педагоги, и классные руководители, и воспитатели.
При выявлении признаков жестокого обращения к педагогам и психологам должны присоединиться юристы. Ошибочно сводить жестокое обращение лишь к проявлениям физического насилия. Скорее, это действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Хотя официального определения в действующем законодательстве нет.
Жестокое обращение с детьми может выражаться в форме физического, психологического (эмоционального) насилия, сексуального насилия над детьми или принимать форму пренебрежения потребностями ребенка.
Профилактику можно разделить на несколько этапов.
1 этап: Диагностика
- На основании информации, поступающей от педагогов, родителей, врачей, выявить детей группы риска.
К этой группе относятся дети, у которых есть трудности в обучении, дети, которые часто проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым, неуверенные в себе, неспособные к самоорганизации, неуравновешенные.Возможно проявление асоциальных наклонностей (воровство, табакокурение, употребление наркотиков, ранние половые связи).
- Сбор информации о родителях. Выявление родителей, способных причинить ущерб ребенку – как физический, так и психологический.
- Анализ взаимоотношений в классе.
Задача – выявить учащихся, которые чувствуют себя в коллективе некомфортно, а затем найти причины этого состояния. Эта информация выявляется в ходе проведения классных часов с элементами группового тренинга.
В диагностике возможно использование опросника Басса-Дарки. Его применяют как в работе с детьми, так и с родителями. Тест, разработанный А.
Бассом и А. Дарки в 1957 году, предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.
2 этап: Коррекция
- Работа с учителями, направленная на выявление и преодоление трудностей в коллективе. Необходимо объяснить педагогам, что дети, подвергающиеся насилию, нуждаются в особой заботе и внимании.
- Работа с родителями по изменению установок по отношению к детям. Осуществляется как при личном контакте с конкретными родителями, так и в форме классных собраний, бесед, дискуссий.
- Работа с учениками, испытывающими дискомфорт в коллективе, трудности с обучением.
3 этап: Профилактика
- Проведение разъяснительной работы с педагогами, детьми и родителями. Необходимо рассказать, какие действия являются проявлением жестокого обращения с детьми.
Это умышленное и неумышленное причинение вреда здоровью, истязание, изнасилование, понуждение к действиям сексуального характера, оставление в опасности, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, доведение до самоубийства, угрозы о причинении физического вреда.
- Сбор информации.
Информация может поступить откуда угодно – от соседей, сверстников ребенка, дальних родственников.
- Принятие мер после поступления сигнала о жестоком обращении.
Нужно иметь четкий ответ на два вопроса:
- Действительно ли имело место жестокое обращение с ребенком?
- Безопасно ли ребенку оставаться в семье?
- Защита пострадавшего ребенка.
- Информирование. В ходе общих родительских собраний необходимо объяснить, какую ответственность влечет за собой жестокое обращение с детьми.
Окружающие должны знать телефоны специализированных горячих линий (единый общероссийский детский телефон доверия
8-800-2000-122), телефон городской службы социальной защиты и т.д.) - Пропаганда семейных ценностей. Этот пункт предполагает организацию совместных тренингов и конкурсов, а также праздников, направленных на формирование позитивного образа семьи, например, Дня семьи, любви и верности, и многое другое.
Как определить, что ребенок переживает жестокое обращение?
- Педагоги отмечают депрессивное состояние ребенка. Признаки депрессии: постоянное подавленное настроение, плач, раздражительность, низкая концентрация и самооценка, нехватка энергии. Возможны физические проявления депрессии: частые боли в животе, головные боли.
- Ребенок становится жестоким
- Ребенок разговаривает на «взрослые» темы, говорит об отношениях полов, явно повторяя слова старших
- Ребенок проявляет асоциальные наклонности, например, ворует, убегает из дома
- Не доверяет взрослым
- Не может объяснить свои физические потребности (например, не отличает потребность поесть или сходить в туалет)
Как помочь ребенку восстановиться после случая жестокого обращения?
- Внимательно наблюдать за его успехами и отмечать любой прогресс, хвалить за успехи в учебе, спорте, творчестве. Например, если ребенок убрал за собой вещи, обязательно отметить этот факт.
- Требовать от ребенка выполнения тех или иных заданий, поручений аргументированно, не превращая отношения в противостояние.
Если ребенка отправляют в магазин, следует объяснить, почему это должен сделать именно он (вы заняты уборкой/срочной работой и надеетесь на помощь).
- Выбирать методы реабилитация, исходя из вида жестокого обращения, которому подвергался ребенок (психологическое, сексуальное или физическое насилие). В каждом случае методы реабилитации – разные.
- Обратить внимание на внешний вид ребенка и стиль его общения. Для реабилитации необходимо стабильные отношения в обществе, коллективе.
Часто адаптация ребенка в коллективе зависит от вещей, которые несложно скорректировать. Возможно, достаточно проследить за тем, чтобы ребенок был чисто и опрятно одет.
Порой наладить процесс коммуникацию со сверстниками помогут изменения в поведении самого ребенка.
Елена Кононова
Источник: https://www.ya-roditel.ru/professionals/help/prevention-of-child-abuse/
Власти раскрыли данные о жестоком обращении с детьми в регионах :: Общество :: РБК
Ежегодно только в Дагестане около 1240 девочек до трех лет подвергается калечащим операциям на половых органах, следует из доклада «Правовой инициативы» за 2018 год.
Речь идет о так называемом женском обрезании, в результате которого у ребенка удаляют клитор.
За год резко выросло число зарегистрированных случаев жестокого обращения в Калужской области — с одного до 15, Курганской — с четырех до 21, Вологодской — с четырех до 16, а также в Еврейской автономной области — с восьми до 26.
В чем проблема со статистикой
По абсолютным цифрам судить о ситуации в каждом конкретном регионе неправильно, считает Семья.
«В одних регионах специалисты нацелены и подготовлены к выявлению жестокого обращения — [поэтому фиксируется] много случаев, в других — нет, и мало того, они могут получить требование не указывать причину», — говорит эксперт.
Она связывает лидерство Пермского края с тем, что в регионе активно занимаются профилактикой насилия. Статистику по Кавказу она называет «слабым местом».
Правовое поле в этой сфере «резиновое», отмечает уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович. То, что один педагог или работник органа опеки посчитает вопиющим случаем, другой сочтет обычным делом, поясняет он.
«Из-за этого такая разница в статистике по разным регионам, и именно поэтому она ничего не означает, кроме того, что мы не видим реальную картину», — считает омбудсмен. С одной стороны, многие случаи жестокого обращения не доходят до правоохранительных органов, с другой — действия добросовестных родителей могут быть записаны как жестокое обращение.
«Например, какой-нибудь папа, который случайно споткнулся с ребенком на шее и упал. Кому лучше от того, что этого папу еще будут штрафовать, как-то наказывать и так далее?» — задается вопросом Бунимович.
«Данные статистики о насилии в отношении детей можно рассматривать как верхушку айсберга, не отражающие реальную картину. Проводить сравнительный анализ затруднительно ввиду отсутствия единых методов сбора и оценки показателей, отсутствия данных в свободном доступе. Каждое ведомство имеет свои показатели и статистику, которая не анализируется совокупно», — отмечает Галина Семья.
Как часто лишают родительских прав за жестокое обращение
Статистика по жестокому обращению с детьми не коррелирует с данными по лишению родительских прав. Регион — лидер по количеству родителей, лишенных прав за жестокое обращение с детьми, — Крым. Там за 2018 год было принято 26 таких решений. В Приморском крае — 17, Архангельской области — 14, Нижегородской и Оренбургской — по 11.
По общему количеству случаев лишения родительских прав по всем причинам (а не только за жестокое обращение) лидирует Московская область с показателем 1165. В Красноярском крае — 1126, Свердловской области — 981, Пермском крае — 964, Нижегородской области — 947.
«Суд прописывает только одну причину как основную и, как правило, ту, что легче доказать. Например, алкоголизм и насилие практически всегда связаны, а суд лишает прав за алкоголизм (3284 случая в 2018 году, а за жестокое обращение — 276)», — отмечает Галина Семья.
Сколько возбуждается уголовных дел на недобросовестных родителей
Пятерка антилидеров по уголовным делам по ст.
156 Уголовного кодекса (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего) в 2018 году выглядит следующим образом: на первом месте Оренбургская область с 118 делами, затем Башкирия — 114, Пермский край — 73, Саратовская область — 70, Челябинская область — 66 случаев (данные Генпрокуратуры). Во всех регионах, кроме Перми, количество уголовных дел превышает количество зафиксированных случаев жестокого обращения с детьми.
По данным МВД, в 2018 году число преступлений против несовершеннолетних увеличилось на 5% (с 91 554 в 2017 году до 96 150), в том числе на 4,9% (с 13 487 до 14 152) — направленных против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. Более 60% (54 697, в 2017 году — 44 568) уголовно-наказуемых деяний в отношении детей совершено в семьях.
«Чтобы дошло до лишения родительских прав, надо доказать умышленность жестокого обращения. Есть политический фактор, бывают ситуации, когда суды получают негласное указание не портить статистику и не лишать родительских прав», — говорит Галина Семья.
Негативную роль сыграл закон о декриминализации домашних побоев, утверждает Бунимович. «Теперь наказание за побои детей — штраф. Штраф взимается с той же семьи и бьет в том числе по тем же детям, которые и так пострадали», — пояснил он.
В пресс-службе Минпросвещения сообщили, что ведомство занимается профилактикой жестокого обращения с детьми.
«Психологическая и методическая поддержка родительского сообщества — эффективный механизм, который во многом может препятствовать и предотвращать возникновение случаев жестокого обращения с детьми.
В национальном проекте «Образование» заложено создание центров помощи семьям, которые охватят все страну», — указали в ведомстве.
В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы насилие в отношении детей было признано одним из главных вызовов современности и был предложен комплекс мер, но его так и не удалось реализовать из-за отсутствия единого органа, ответственного за решение проблемы, считает Галина Семья.
Эксперт отмечает, что анализ статистических данных свидетельствует о тревожной тенденции увеличения более чем в два раза числа несовершеннолетних, пострадавших от преступлений, сопряженных с насильственными действиями, совершенных членами их семей, фактически проживающими совместно с ними: в 2011 году — 5,4 тыс., в 2016-м — 12,3 тыс.
Авторы: Полина Звездина, Дада Линделл
При участии: Юлия Старостина, Елизавета Ефимович
Источник: https://www.rbc.ru/society/14/08/2019/5d5126249a79479ea5f4db0a
Деятельность комитета по предупреждению жестокого обращения с детьми
Жестокое обращение и насилие в отношении детей считается одной из важнейших проблем современного общества.
В Российской Федерации создана правовая база в части профилактики жестокого обращения с детьми, а также с детьми, ставшими жертвами жестокого обращения.
Основополагающим документом, регламентирующим деятельность органов социальной защиты населения по профилактике жестокого обращения с детьми, является Федеральный закон от 24.06.
1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Органы социальной защиты являются одним из органов государственной системы, деятельность которого направлена на профилактику жестокого обращения с детьми.
Исполнителем мероприятий, проводимых в рамках социального обслуживания семей с детьми, является учреждение, подведомственное комитету социальной защиты населения правительства области – ОГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее – ОГБУСО «СРЦН»), рассчитанное на 82 места (стационарное – 32 места, отделение помощи семье и детям – 50 мест).
Основными направлениями работы ОГБУСО «СРЦН», направленной на профилактику жестокого обращения с детьми являются:
– выявление семей с детьми и детей, нуждающихся в социальном обслуживании, совместно с государственными и муниципальными органами, общественными и религиозными организациями и объединениями;
– создание банка данных и осуществление дифференцированного учета семей с детьми и детей, нуждающихся в социальном обслуживании, осуществление обмена необходимой информацией с заинтересованными государственными и общественными организациями и учреждениями;
– определение конкретных форм помощи детям и семьям с детьми, периодичности (временно, на разовой основе) ее предоставления, нуждающимся в социальном обслуживании, с учетом индивидуальных потребностей и при условии соблюдения принципов адресности, доступности, гуманности, добровольности, приоритетности, конфиденциальности;
– оказание поддержки и помощи семьям с детьми в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению ситуаций, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности;
– проведение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав, профилактике жестокого обращения в отношении несовершеннолетних; проведение мероприятий, направленных на профилактику социального сиротства;
– проведение социального патронажа семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
– содействие в предоставлении детям, нуждающихся в оздоровлении, соответствующих услуг и направлении их на санаторно – курортное лечение;
– осуществление деятельности по организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних;
– организация досуга несовершеннолетних (вовлечение несовершеннолетних в клубную и кружковую деятельность, проведение мероприятий, акций, конкурсов);
– внедрение в практику инновационных форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости в социальной помощи;
– содействие в привлечении к ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми.
В настоящее время на учете в органах социальной защиты населения области состоят 345 семей (832 ребенка), находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
Профилактическая работа ОГБУСО «СРЦН» по предотвращению насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних проводится в форме социального сопровождения и патронажа семей.
Специалисты учреждения проводят профилактическую работу с родителями, направленную на улучшение детско-родительских отношений, недопущение конфликтов, ссор, жесткого обращения с детьми.
Так, за 8 месяцев 2018 года проведено 2438 индивидуальных занятий: из них педагогом-психологом – 1595, социальным педагогом – 843. Родителям дано 908 консультаций по вопросам детско-родительских отношений.
За восемь месяцев 2018 года по факту жестокого обращения в стационарное отделение ОГБУСО «СРЦН» поступили 3 несовершеннолетних (за аналогичный период прошлого года – 2 детей).
В ходе реабилитации детей проводится работа, направленная на коррекцию внутрисемейных отношений, восстановление утраченных семьей социальных связей.
После социальной реабилитации ребенка в центре продолжается постреабилитационное сопровождение семьи и несовершеннолетнего с целью закрепления позитивных изменений в жизнедеятельности семьи. Для родителей разрабатываются рекомендации по воспитанию и содержанию детей.
Профилактикой жестокого обращения с несовершеннолетними является повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания, развития и социальной адаптации детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
С этой целью на базе ОГБУСО «СРЦН» проводятся занятия в «Школе подготовки родителей». Так, в текущем году проведены занятия по темам: «Пять тактик семейного воспитания», «Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ», «Взрослые и дети», «Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития».
Также профилактической мерой в части предупреждения жестокого обращения с детьми является оказание адресной психолого-педагогической, социальной и иной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в рамках выездных мобильных бригад.
Так, в 2018 году организовано 14 выездов мобильной бригады специалистов в муниципальные районы области, в ходе которых проведено
73 посещения семей, в которых воспитывается 215 детей.
В рамках выездов оказана консультативная помощь 34 родителям по вопросам детско-родительских отношений, проведено 5 групповых занятий со школьниками на базе образовательных учреждений, оказана индивидуальная консультативная помощь 22 несовершеннолетним.
Информация предоставлена комитетом социальной защиты населения правительства ЕАО
Дата размещения информации: 21.08.2018
Источник: http://www.eao.ru/isp-vlast/komitet-sotsialnoy-zashchity-naseleniya-pravitelstva-evreyskoy-avtonomnoy-oblasti/sotsialnaya-zashchita/deyatelnost-komiteta-po-preduprezhdeniyu-zhestokogo-obrashcheniya-s-detmi/
Жестокое обращение с детьми
- Одна четверть всех взрослых сообщают о том, что в детстве они подвергались физическому насилию.
- Одна из 5 женщин и 1 из 13 мужчин сообщают о том, что в детстве они подвергались актам сексуального надругательства.
- Последствия жестокого обращения с детьми включают пожизненные нарушения физического и психического здоровья, а его последствия в социальной и профессиональной области могут в конечном итоге замедлить экономическое и социальное развитие страны.
- Жестокое обращение с детьми можно предотвращать — для этого необходим многосекторальный подход.
- С помощью эффективных программ по предотвращению можно поддерживать родителей и прививать им позитивные навыки воспитания детей.
- Непрерывная забота о детях и семьях может способствовать снижению риска повторного жестокого обращения и минимизации его последствий.
Жестокое обращение с детьми – это плохое обращение с детьми в возрасте до 18 лет и отсутствие заботы о них.
Оно охватывает все типы физического и/или эмоционального жестокого обращения, сексуального насилия, пренебрежения, невнимания и эксплуатации в коммерческих или иных целях, что приводит к нанесению реального или потенциального вреда здоровью, выживаемости, развитию или достоинству ребенка в контексте взаимосвязи ответственности, доверия или власти. Насилие со стороны сексуального партнера также иногда считается формой жестокого обращения с детьми.
Жестокое обращение с детьми является глобальной проблемой с серьезными пожизненными последствиями. Несмотря на то, что недавно были проведены исследования в некоторых странах с низким и средним уровнем дохода, многих данных до сих пор не хватает.
Жестокое обращение с детьми представляет собой сложную и трудную для изучения проблему. Имеющиеся оценки варьируются в широком диапазоне в зависимости от страны и используемого исследовательского метода. Оценки зависят от следующих аспектов:
- применяемые определения жестокого обращения с детьми;
- изучаемый тип жестокого обращения с детьми;
- статистический охват и качество официальных статистических данных;
- охват и качество обследований, при которых требуются отчеты самих жертв, родителей или воспитателей.
Тем не менее международные исследования показывают, что одна четверть всех взрослых подвергались в детстве физическому насилию, и что 1 из 5 женщин и 1 из 13 мужчин подвергались в детстве актам сексуального надругательства. Помимо этого, многие дети становятся жертвами эмоционального (психологического) насилия и пренебрежительного отношения.
По оценкам, ежегодно происходит 41 000 убийств детей в возрасте до 15 лет. Эта цифра недооценивает истинные масштабы проблемы, так как значительная доля случаев смерти в результате жестокого обращения с детьми неправильно приписывается к падениям, ожогам, утоплениям и другим причинам.
В условиях вооруженных конфликтов и в лагерях для беженцев девочки особенно подвержены сексуальному насилию, эксплуатации и жестокому обращению со стороны военных, представителей сил безопасности, других членов их сообществ, гуманитарных работников и других лиц.
Жестокое обращение с детьми причиняет страдания детям и семьям и может иметь долговременные последствия. Жестокое обращение приводит к стрессу, который связан с нарушением раннего развития мозга.
Экстремальный стресс может нарушать развитие нервной и иммунной систем.
Вследствие этого, в зрелом возрасте людям, подвергавшимся жестокому обращению в детстве, угрожает повышенный риск возникновения проблем в области поведения и физического и психического здоровья, таких как:
- совершение насилия или становление жертвой насилия;
- депрессия;
- курение;
- ожирение;
- сексуальное поведение высокого риска;
- незапланированная беременность;
- вредное употребление алкоголя и наркотиков.
В результате таких последствий для поведения и психического здоровья жестокое обращение может приводить к развитию сердечных и онкологических заболеваний, самоубийствам и инфекциям, передаваемым половым путем.
Помимо последствий для здоровья и общества жестокое обращение с детьми оказывает также воздействие на экономику, включая расходы на госпитализацию, лечение нарушений психического здоровья, охрану детства и расходы в связи с долговременными нарушениями здоровья.
Определены факторы риска жестокого обращения с детьми. Эти факторы риска присутствуют не во всех социальных и культурных условиях, но они дают общее представление при попытках понять причины жестокого обращения с детьми.
Важно подчеркнуть, что дети являются жертвами и их никогда нельзя обвинять за жестокое обращение. Некоторые индивидуальные особенности ребенка могут усилить вероятность жестокого обращения с ним:
- ребенок в возрасте до 4 лет или подросток;
- нежеланный или не оправдывающий ожиданий родителей ребенок;
- ребенок, имеющий особые потребности, постоянно плачущий или имеющий патологические физические особенности.
Некоторые особенности родителей или воспитателей могут повысить риск жестокого обращения с ребенком. Среди них можно перечислить следующие:
- трудности, связанные с новорожденным;
- оставление ребенка без внимания;
- подвергание жестокому обращению в детстве;
- неосведомленность в отношении развития ребенка или нереальные ожидания;
- вредное употребление алкоголя или наркотиков, в том числе во время беременности;
- вовлеченность в преступную деятельность;
- испытываемые финансовые трудности.
Ряд факторов во взаимоотношениях в семьях или между сексуальными партнерами, друзьями и ровесниками может повышать риск жестокого обращения с детьми, например:
- проблемы в области физического или психического здоровья или развития какого-либо члена семьи;
- разлад в семье или насилие между другими членами семьи;
- изолированность в сообществе или отсутствие круга поддержки;
- отсутствие поддержки в воспитании ребенка со стороны других членов семьи.
Ряд характерных особенностей отдельных общин и сообществ может повысить риск жестокого обращения с детьми. Они включают:
- гендерное и социальное неравенство;
- отсутствие надлежащего жилья или услуг для поддержки семей, а также соответствующих институтов;
- высокие уровни безработицы и нищеты;
- легкий доступ к алкоголю и наркотикам;
- ненадлежащие стратегии и программы по предотвращению жестокого обращения с детьми, детской порнографии, детской проституции и детского труда;
- социальные и культурные нормы, поддерживающие или прославляющие насилие над другими, одобряющие применение телесных наказаний, требующие жестких гендерных ролей или принижающие статус ребенка во взаимоотношениях между родителями и детьми;
- социальные, экономические, медико-санитарные и образовательные стратегии, которые приводят к плохим жизненным стандартам или социально-экономическому неравенству или нестабильности.
Для профилактики жестокого обращения с детьми необходим многосекторальный подход. Эффективными являются те программы, которые поддерживают родителей и прививают позитивные родительские навыки. Они включают:
- посещения родителей и детей на дому медсестрами для поддержки, обучения и предоставления информации;
- обучение родителей, обычно групповое, для улучшения навыков воспитания детей, расширения знаний о развитии ребенка и стимулирования стратегий позитивного обращения с детьми; и
- многокомпонентные мероприятия, обычно включающие поддержку и обучение родителей, дошкольное образование и уход за ребенком.
Другие программы по предотвращению также перспективны в некоторых отношениях.
- Программы по предотвращению травм головы в результате жестокого обращения (называемых также синдромом встряхнутого ребенка и нанесенным травматическим повреждением мозга). Обычно это программы на уровне больниц, ориентированные на молодых родителей до их выписки, которые информируют об опасностях синдрома встряхнутого ребенка и рекомендуют меры в отношении безутешно плачущих детей.
- Программы по предотвращению сексуального насилия над детьми. Они обычно проводятся в школах и обучают детей в следующих областях:
- право собственности на свое тело;
- разница между хорошими и плохими прикосновениями;
- как распознавать угрожающие ситуации;
- как сказать “нет”;
- как рассказать о неправильном обращении заслуживающему доверие взрослому человеку.
Такие программы эффективны в усилении защитных факторов от сексуального насилия над детьми (например, знания о сексуальном насилии и защитных формах поведения), но данные о том, способствуют ли такие программы уменьшению масштабов других видов насилия, отсутствуют.
Чем раньше в жизни ребенка проводятся такие мероприятия, тем более полезными они являются для ребенка (например, когнитивное развитие, поведенческая и социальная компетенция, образовательная подготовка) и для общества (например, уменьшение числа правонарушений и преступлений).
Кроме того, раннее распознавание случаев в сочетании с непрерывной заботой о детях, ставших жертвами насилия, и семьях может способствовать уменьшению масштабов повторного жестокого обращения и его последствий.
Для максимального воздействия мероприятий по предотвращению и проявлению заботы ВОЗ рекомендует проводить их в качестве составной части четырехэтапного подхода в области общественного здравоохранения:
- определение проблемы;
- определение причин и факторов риска;
- разработка и тестирование мероприятий, направленных на минимизацию факторов риска;
- распространение информации об эффективности мероприятий и расширение масштабов проведения проверенных эффективных мероприятий.
ВОЗ в сотрудничестве с рядом партнеров в следующих областях:
- предоставляет техническое и нормативное руководство по предотвращению жестокого обращения с детьми на основе фактических данных;
- призывает к усилению международной поддержки мероприятий по предотвращению жестокого обращения с детьми на основе фактических данных и к инвестициям в эту область;
- обеспечивает техническую поддержку программ по предотвращению жестокого обращения с детьми на основе фактических данных в некоторых странах с низким и средним уровнем дохода.
Источник: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/child-maltreatment
Методические рекомендации по противодействию жестокого обращения с детьми и популяризации здорового образа жизни
Жестокое обращение с детьми: что это такое?
Всегда считалось, что самое безопасное место для детей — это собственный дом и семья. Однако, факты ставят это утверждение под сомнение.
По данным статистики, около двух с половиной миллионов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет избивают родители, более 50 тыс.
ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, более 50% преступлений в быту совершаются в присутствии детей, 30-40% всех тяжких преступлений в быту совершается в семье.
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
2. Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
3. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
-открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
-угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;
-замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;
-преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;
-ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
-однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
4. Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:
-отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
-отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.
К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжкой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.
Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.
Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Признаки, с помощью которых мы можем узнать о физическом насилии:
– необъяснимые травмы или ожоги на теле ребенка (особенно повторяющиеся);
– ребенок уходит от разговора об этих травмах;
– нежелание ребенка ходить в шортах и футболке в жаркие дни;
– ребенок боится идти домой и боится встречи с родителями;
– неоднократные побеги ребенка из дома.
Признаки, с помощью которых мы можем узнать о сексуальном насилии:
Дети в возрасте до 5 лет:
– нет ощущения безопасности и полные страха глаза;
– в присутствии конкретного человека показывают очень сильный страх (более чем в 90% случаев это известный человек или родственник, почти 50% собственных родителей);
– наличие повреждения гениталий, анальной области;
– регресс как защитный механизм, уход на более ранние ступени развития, когда ребенок был младше;
– проблемы с приемом пищи;
– играя в куклы или другие игры дети имитируют сексуальное поведение;
– потеря интереса к игре;
– словарный запас ребенка отличается наличием бранных слов.
Дети от 5 до 12 лет:
– ребенок начинает лгать, воровать, ругаться, чтобы привлечь внимание к себе;
– ребенку становятся скучными мероприятия, которые ранее ему были интересны;
– ребенок не желает посещать уроки физкультуры
– у ребенка появляется не пропорциональная возрасту сексуальная активность.
– у ребенка появляются инфекции мочевыводящих путей, кровотечения или повышенная чувствительность в области гениталий или анальной области;
– у ребенка появляются проблемы с приемом пищи – анорексия или переедание;
– подавленное настроение;
– покушение на самоубийство;
– плохое мнение о себе, как правило, причинение вреда самому себе;
– побег из дома;
– регрессия в поведении;
– у ребенка появляются попытки сексуального надругательства над другими детьми;
– у ребенка нет желания идти домой.
Дети старше 13 лет (также относится к любой предыдущей)
– у ребенка подавленное настроение;
– ребенок употребляет ПАВ (наркотики, алкоголь);
– у ребенка появляются проблемы с памятью;
– ребенок хронически страдает от кошмаров, боится темноты;
– ребенок не в состоянии сосредоточиться;
– ребенок стремится к одиночеству;
– для эмоциональных реакций ребенка характерны вспышки гнева;
– наличие у ребенка неоправданного чувства вины.
Признаки, с помощью которых мы можем узнать о психическом (эмоциональном) насилии:
– боязнь новых ситуаций;
– попытка суицида;
– невротические симптомы;
– выражения неопределенности в отношениях с большинством других людей, неспособность устанавливать дружеские контакты;
– чрезмерно пассивное поведение, или, наоборот, чрезвычайно агрессивное;
– замечание о возможном наказании;
– недоверие к взрослым людям, которые пытаются помочь детям, или, наоборот, чрезмерная зависимость от опекаемого поведения взрослого и постоянное выражение благодарности за любое внимание;
– ребенок находит любые причины, чтобы не оставаться в своей собственной семье, хотя это совершенно неуместно;
– ребенок убежден, что никто его не любит.
Памятка родителям по предупреждению жестокого обращения сдетьми в семье
Важно помнить!
Когда взрослый человек бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и фрустрацию. Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным.
Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить. Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну.
Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить – это нормально и приемлемо. Дети будут думать, что это нормальная практика – добиваться желаемого с помощью насилия. Учите своих детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами. Затем – примите, покажите им, что вы принимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно.
Иногда слишком уставший или встревоженный родитель начинает трясти кричащего – как грудного возраста, так и старше. Так делать нельзя ни в коем случае – это может привести к слепоте, повреждениям мозга или даже смерти ребенка.
Что делать? Остановитесь! Если вас «достает» плач, обратитесь за помощью к другу, родственнику, соседке, попросите их посидеть с ребенком, хоть десять минут, пока вы примете душ или просто выйдете на улицу, успокоитесь. Научитесь просить и принимать помощь других людей.
В крайнем случае, оставьте грудного ребенка в кроватке или манеже и уйдите в душ на 5 минут – пусть лучше ребенок плачет, чем вы причините ему непоправимый вред.
Физическое насилие (в любом виде) – пугает. Контролируйте себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы – взрослый человек.
Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его нежелательное поведение «на людях». К сожалению, многие мамы и папы стесняются того, что ребенок время от времени выходит у них из-под контроля и это видят другие люди (а иногда и комментируют). И предпочитают прекратить это поведение с помощью насилия.
Поймите, что как вам может быть неудобно, что ребенок раскапризничался на улице, в магазине, на празднике, ребенку в сто раз тяжелее пережить насилие, совершенное на виду у других (а что еще хуже – с одобрения чужих людей). Кроме того, вы, таким образом, даете понять ребенку, что его эмоции и его мнение ничего не значат для вас.
Запомните – ребенок не может и не должен быть «удобен» окружающим, это не игрушка, которую можно в нужный момент положить в ящик или выключить. Если вас наказывали в детстве, очень легко передать это поведение дальше. Вспомните, как вы себя чувствовали ребенком. А также попытайтесь найти время для себя.
Вы почувствуете себя лучше и станете лучшим родителем своему ребенку.
Во многих капризах и шалостях Вашего малыша повинны Вы сами, потому что:
– вовремя не поняли его;
– пожалели свои силы и время;
– стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд или простого раздражения;
– стали требовать от него того, что он попросту не может Вам дать – в силу особенностей возраста или характера.
Подготовила психолог Центра «Вега»
Сибгатова Рината Илгизяровна
Методические рекомендации “предупреждение жестокого обращения с детьми в семье”
Методические рекомендации “Профилактика жестокогообращения с подростками”
Источник: http://hmrn.ru/raion/socs/cms/metodicheskie-rekomendatsii-zog/
Социальный видеоролик по профилактике жестокого обращения с детьми
или по ссылке: https://minobchestvo.sakha.gov.ru/respublikanskaya-mezhvedomstvennaya-komissiya-po-delam-nesovershennoletnih/novosti-v-sfere-kdnizp-rsja-i-organov-sistemy-profilaktiki-pravonarushenij-i-beznadzornosti-
Жестокое обращение с детьми не может быть допустимым ни при каких обстоятельствах, а уверенность в том, что применение насилия идет на пользу интересам ребенка, крайне ошибочна и даже преступна. Что такое жестокое обращение, что считать насилием, какая ответственность может последовать за его применение и как защитить ребенка.
Недопустимость жестокого обращения с детьми юридически закреплена как на международном, так и на всероссийском уровне: статья 19 «Конвенции о правах ребенка» одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.
1989) обязывает все участвующие в ней государства (к которым с 1990 года относится СССР, а с 1999 года — Россия как правопреемник Советского Союза) принимать все возможные меры по защите детей от любых форм насилия.
Защита детей от насилия: телефон доверия, обращение в специальные службы
Горячая телефонная линия, занимающаяся защитой прав детей, есть в каждом более-менее крупном городе. Номер телефона при желании и необходимости всегда можно найти в Интернете.
Однако проблема в том, что дети, подвергающиеся жестокому обращению, часто воспитываются в неблагополучных семьях, претерпевающих перманентные финансовые трудности (то есть доступ к глобальной сети есть не у всех).
Кроме того, по статистике, низкий культурный уровень и, как следствие, допущение жестокого обращения с детьми наиболее характерны для жителей небольших населенных пунктов, где крайне редко бывает организован нужный телефон доверия.
В таких случаях оптимальной защитой детей от насилия становится обращение в органы опеки и попечительства, а также в инспекцию по делам несовершеннолетних, которые существуют в каждом подразделении МВД. Инициатива обращения может исходить как от самого ребенка, страдающего от жестокого обращения, так и от любого другого лица, не равнодушного к его судьбе.
В обязанности уполномоченных органов входит проведение тщательной объективной проверки условий жизни ребенка, по результатам которой может быть принято одно из следующих решений:
- передача материалов в полицию или прокуратуру для решения о возбуждении дела в отношении родителей или других членов семьи за жестокое обращение с детьми
- направление в прокуратуру заключения о целесообразности лишения родителей родительских прав (или ограничения в правах) и передаче ребенка на попечение другим родственникам или в специализированное детское учреждение;
- вынесение родителям предупреждения и постановка семьи на контроль с последующими систематическими проверками (как правило, при этом выдается предписание об изменении образа жизни — например, об обязательном трудоустройстве, прохождении лечения от алкогольной или наркотической зависимости, недопустимости применения к ребенку любого рода насилия и пр.).
Ответственность за жестокое обращение с детьми: юридическое оформление
Жестокое обращение с детьми в России неизменно влечет наступление ответственности — уголовной, гражданско-правовой или административной.
Так, в соответствии со статьей 156 УК РФ, родителям или лицам, призванным заменять их в силу закона, за применение насилия к ребенку грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет либо уплата крупного штрафа.
Также возможны такие санкции, как обязательные или исправительные работы.
Эта норма в равной степени распространяется также на педагогов, воспитателей или сотрудников учреждений, осуществляющих надзор за детьми, оставшимися без попечения родителей (детские дома, дома ребенка, приюты и пр.).
Важно: при нанесении ребенку телесных повреждений, допущении в отношении него развратных действий, сексуальных домогательств или полового насилия виновным лицам помимо статьи 156 вменяются также и иные преступления. Например, если в результате жестокого обращения здоровью ребенка был причинен вред средней тяжести, действия родителя (другого лица), применявшего насилие, подлежат квалификации по статьям 156 и 112 УК РФ.
В дополнение к судимости недобросовестные родители рискуют подвергнуться куда более жесткой санкции — лишению родительских прав, о чем недвусмысленно свидетельствует статья 69 Семейного кодекса РФ. Эта мера может быть необратимой: с появлением в России элементов ювенальной юстиции процедура восстановления в родительских правах стала гораздо сложнее, нежели процедура по их лишению.
Вопреки распространенному мнению, доказать применение насилия к ребенку вполне возможно, даже если последний это отрицает: плановый медицинский осмотр, появление в детском учреждении с явными следами побоев, показания соседей — этого более чем достаточно для привлечения родителей к ответственности.
Сложнее обстоят дела с доказыванием насилия психологического характера, однако и в этом случае способы есть: патологические изменения эмоционального состояния ребенка являются бесспорным основанием для проведения проверки со стороны представителей органов опеки и попечительства.
В Российском же законодательстве ответственность за подобные действия предусмотрена множеством отраслей права: уголовным, семейным, административным и пр.
Профилактика жестокого обращения с детьми
Еще одна немаловажная обязанность органов опеки — профилактика жестокого обращения с детьми. Для этого существуют специально разработанные программы и инструкции, которые содержат следующие меры:
- выявление неблагополучных семей и семей с низким уровнем дохода (как правило, при сотрудничестве с полицией, в частности с участковыми уполномоченными и инспекторами ИДН);
- проведение профилактических бесед с родителями, входящими в группу риска;
- контроль посещения несовершеннолетними образовательных учреждений, адекватных их возрасту и развитию;
- организация взаимодействия с участковыми педиатрами и представителями образовательных учреждений;
- мониторинг поступающих в полицию заявлений о без вести пропавших несовершеннолетних (в том числе связанных с постоянным длительным отсутствием дома);
- содействие в трудоустройстве членов малообеспеченных семей и организации их лечения от алкогольной и наркотической зависимости.
Этот перечень далеко не полон, основные принципы работы органов опеки — индивидуальный подход и соблюдение закона. Поэтому, если применение к ребенку насилия носило разовый характер и являлось скорее исключением, чем правилом, особых санкций не последует. Однако вероятность попадания в поле зрения и пристального внимания уполномоченных организаций все же существует.
501 1
Источник: http://xn--80ashehr1bou.xn--p1ai/?p=761