Профилактика жестокого обращения с детьми

Как выявить жестокое обращение с ребенком: эмоциональное насилие. Психологическое исследование ребенка на портале Ya-roditel.ru

Профилактика жестокого обращения с детьми

Профилактика и решение проблемы жестокого обращения с детьми невозможны без взаимодействия. Как правило, координируют этот процесс социальный педагог и психолог. Но заниматься профилактикой жестокого обращения должны и педагоги, и классные руководители, и воспитатели.

При выявлении признаков жестокого обращения к педагогам и психологам должны присоединиться юристы. Ошибочно сводить жестокое обращение лишь к проявлениям физического насилия. Скорее, это действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Хотя официального определения в действующем законодательстве нет.

Жестокое обращение с детьми может выражаться в форме физического, психологического (эмоционального) насилия, сексуального насилия над детьми или принимать форму пренебрежения потребностями ребенка.

Профилактику можно разделить на несколько этапов.

1 этап: Диагностика

  1. На основании информации, поступающей от педагогов, родителей, врачей, выявить детей группы риска.
    К этой группе относятся дети, у которых есть трудности в обучении, дети, которые часто проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым, неуверенные в себе, неспособные к самоорганизации, неуравновешенные.

    Возможно проявление асоциальных наклонностей (воровство, табакокурение, употребление наркотиков, ранние половые связи).

  2. Сбор информации о родителях. Выявление родителей, способных причинить ущерб ребенку – как физический, так и психологический.
  3. Анализ взаимоотношений в классе.

    Задача – выявить учащихся, которые чувствуют себя в коллективе некомфортно, а затем найти причины этого состояния. Эта информация выявляется в ходе проведения классных часов с элементами группового тренинга.

В диагностике возможно использование опросника Басса-Дарки. Его применяют как в работе с детьми, так и с родителями. Тест, разработанный А.

Бассом и А. Дарки в 1957 году, предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

2 этап: Коррекция

  1. Работа с учителями, направленная на выявление и преодоление трудностей в коллективе. Необходимо объяснить педагогам, что дети, подвергающиеся насилию, нуждаются в особой заботе и внимании.
  2. Работа с родителями по изменению установок по отношению к детям. Осуществляется как при личном контакте с конкретными родителями, так и в форме классных собраний, бесед, дискуссий.
  3. Работа с учениками, испытывающими дискомфорт в коллективе, трудности с обучением.

3 этап: Профилактика

  1. Проведение разъяснительной работы с педагогами, детьми и родителями. Необходимо рассказать, какие действия являются проявлением жестокого обращения с детьми.

    Это умышленное и неумышленное причинение вреда здоровью, истязание, изнасилование, понуждение к действиям сексуального характера, оставление в опасности, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, доведение до самоубийства, угрозы о причинении физического вреда.

  2. Сбор информации.

    Информация может поступить откуда угодно – от соседей, сверстников ребенка, дальних родственников.

  3. Принятие мер после поступления сигнала о жестоком обращении.

    Нужно иметь четкий ответ на два вопроса:

    1. Действительно ли имело место жестокое обращение с ребенком?
    2. Безопасно ли ребенку оставаться в семье?
  4. Защита пострадавшего ребенка.
  5. Информирование. В ходе общих родительских собраний необходимо объяснить, какую ответственность влечет за собой жестокое обращение с детьми.

    Окружающие должны знать телефоны специализированных горячих линий (единый общероссийский детский телефон доверия
    8-800-2000-122), телефон городской службы социальной защиты и т.д.)

  6. Пропаганда семейных ценностей. Этот пункт предполагает организацию совместных тренингов и конкурсов, а также праздников, направленных на формирование позитивного образа семьи, например, Дня семьи, любви и верности, и многое другое.

Как определить, что ребенок переживает жестокое обращение?

  1. Педагоги отмечают депрессивное состояние ребенка. Признаки депрессии: постоянное подавленное настроение, плач, раздражительность, низкая концентрация и самооценка, нехватка энергии. Возможны физические проявления депрессии: частые боли в животе, головные боли.

  2. Ребенок становится жестоким
  3. Ребенок разговаривает на «взрослые» темы, говорит об отношениях полов, явно повторяя слова старших
  4. Ребенок проявляет асоциальные наклонности, например, ворует, убегает из дома
  5. Не доверяет взрослым
  6. Не может объяснить свои физические потребности (например, не отличает потребность поесть или сходить в туалет)

Как помочь ребенку восстановиться после случая жестокого обращения?

  1. Внимательно наблюдать за его успехами и отмечать любой прогресс, хвалить за успехи в учебе, спорте, творчестве. Например, если ребенок убрал за собой вещи, обязательно отметить этот факт.
  2. Требовать от ребенка выполнения тех или иных заданий, поручений аргументированно, не превращая отношения в противостояние.

    Если ребенка отправляют в магазин, следует объяснить, почему это должен сделать именно он (вы заняты уборкой/срочной работой и надеетесь на помощь).

  3. Выбирать методы реабилитация, исходя из вида жестокого обращения, которому подвергался ребенок (психологическое, сексуальное или физическое насилие). В каждом случае методы реабилитации – разные.

  4. Обратить внимание на внешний вид ребенка и стиль его общения. Для реабилитации необходимо стабильные отношения в обществе, коллективе.

Часто адаптация ребенка в коллективе зависит от вещей, которые несложно скорректировать. Возможно, достаточно проследить за тем, чтобы ребенок был чисто и опрятно одет.

Порой наладить процесс коммуникацию со сверстниками помогут изменения в поведении самого ребенка.

Елена Кононова

Источник: https://www.ya-roditel.ru/professionals/help/prevention-of-child-abuse/

Власти раскрыли данные о жестоком обращении с детьми в регионах :: Общество :: РБК

Профилактика жестокого обращения с детьми
Ежегодно только в Дагестане около 1240 девочек до трех лет подвергается калечащим операциям на половых органах, следует из доклада «Правовой инициативы» за 2018 год.

Речь идет о так называемом женском обрезании, в результате которого у ребенка удаляют клитор.

За год резко выросло число зарегистрированных случаев жестокого обращения в Калужской области — с одного до 15, Курганской — с четырех до 21, Вологодской — с четырех до 16, а также в Еврейской автономной области — с восьми до 26.

В чем проблема со статистикой

По абсолютным цифрам судить о ситуации в каждом конкретном регионе неправильно, считает Семья.

«В одних регионах специалисты нацелены и подготовлены к выявлению жестокого обращения — [поэтому фиксируется] много случаев, в других — нет, и мало того, они могут получить требование не указывать причину», — говорит эксперт.

Она связывает лидерство Пермского края с тем, что в регионе активно занимаются профилактикой насилия. Статистику по Кавказу она называет «слабым местом».

Правовое поле в этой сфере «резиновое», отмечает уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович. То, что один педагог или работник органа опеки посчитает вопиющим случаем, другой сочтет обычным делом, поясняет он.

«Из-за этого такая разница в статистике по разным регионам, и именно поэтому она ничего не означает, кроме того, что мы не видим реальную картину», — считает омбудсмен. С одной стороны, многие случаи жестокого обращения не доходят до правоохранительных органов, с другой — действия добросовестных родителей могут быть записаны как жестокое обращение.

«Например, какой-нибудь папа, который случайно споткнулся с ребенком на шее и упал. Кому лучше от того, что этого папу еще будут штрафовать, как-то наказывать и так далее?» — задается вопросом Бунимович.

«Данные статистики о насилии в отношении детей можно рассматривать как верхушку айсберга, не отражающие реальную картину. Проводить сравнительный анализ затруднительно ввиду отсутствия единых методов сбора и оценки показателей, отсутствия данных в свободном доступе. Каждое ведомство имеет свои показатели и статистику, которая не анализируется совокупно», — отмечает Галина Семья.

Как часто лишают родительских прав за жестокое обращение

Статистика по жестокому обращению с детьми не коррелирует с данными по лишению родительских прав. Регион — лидер по количеству родителей, лишенных прав за жестокое обращение с детьми, — Крым. Там за 2018 год было принято 26 таких решений. В Приморском крае — 17, Архангельской области — 14, Нижегородской и Оренбургской — по 11.

По общему количеству случаев лишения родительских прав по всем причинам (а не только за жестокое обращение) лидирует Московская область с показателем 1165. В Красноярском крае — 1126, Свердловской области — 981, Пермском крае — 964, Нижегородской области — 947.

«Суд прописывает только одну причину как основную и, как правило, ту, что легче доказать. Например, алкоголизм и насилие практически всегда связаны, а суд лишает прав за алкоголизм (3284 случая в 2018 году, а за жестокое обращение — 276)», — отмечает Галина Семья.

Сколько возбуждается уголовных дел на недобросовестных родителей

Пятерка антилидеров по уголовным делам по ст.

156 Уголовного кодекса (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего) в 2018 году выглядит следующим образом: на первом месте Оренбургская область с 118 делами, затем Башкирия — 114, Пермский край — 73, Саратовская область — 70, Челябинская область — 66 случаев (данные Генпрокуратуры). Во всех регионах, кроме Перми, количество уголовных дел превышает количество зафиксированных случаев жестокого обращения с детьми.

По данным МВД, в 2018 году число преступлений против несовершеннолетних увеличилось на 5% (с 91 554 в 2017 году до 96 150), в том числе на 4,9% (с 13 487 до 14 152) — направленных против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. Более 60% (54 697, в 2017 году — 44 568) уголовно-наказуемых деяний в отношении детей совершено в семьях.

«Чтобы дошло до лишения родительских прав, надо доказать умышленность жестокого обращения. Есть политический фактор, бывают ситуации, когда суды получают негласное указание не портить статистику и не лишать родительских прав», — говорит Галина Семья.

Негативную роль сыграл закон о декриминализации домашних побоев, утверждает Бунимович. «Теперь наказание за побои детей — штраф. Штраф взимается с той же семьи и бьет в том числе по тем же детям, которые и так пострадали», — пояснил он.

В пресс-службе Минпросвещения сообщили, что ведомство занимается профилактикой жестокого обращения с детьми.

«Психологическая и методическая поддержка родительского сообщества — эффективный механизм, который во многом может препятствовать и предотвращать возникновение случаев жестокого обращения с детьми.

В национальном проекте «Образование» заложено создание центров помощи семьям, которые охватят все страну», — указали в ведомстве.

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы насилие в отношении детей было признано одним из главных вызовов современности и был предложен комплекс мер, но его так и не удалось реализовать из-за отсутствия единого органа, ответственного за решение проблемы, считает Галина Семья.

Эксперт отмечает, что анализ статистических данных свидетельствует о тревожной тенденции увеличения более чем в два раза числа несовершеннолетних, пострадавших от преступлений, сопряженных с насильственными действиями, совершенных членами их семей, фактически проживающими совместно с ними: в 2011 году — 5,4 тыс., в 2016-м — 12,3 тыс.

Авторы: Полина Звездина, Дада Линделл

При участии: Юлия Старостина, Елизавета Ефимович

Источник: https://www.rbc.ru/society/14/08/2019/5d5126249a79479ea5f4db0a

Деятельность комитета по предупреждению жестокого обращения с детьми

Профилактика жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение и насилие в отношении детей считается одной из важнейших проблем современного общества. 

В Российской Федерации создана правовая база в части профилактики жестокого обращения с детьми, а также с детьми, ставшими жертвами жестокого обращения.

Основополагающим документом, регламентирующим деятельность органов социальной защиты населения по профилактике жестокого обращения с детьми, является Федеральный закон от 24.06.

1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Органы социальной защиты являются одним из органов государственной системы, деятельность которого направлена на профилактику жестокого обращения с детьми.

Исполнителем мероприятий, проводимых в рамках социального обслуживания семей с детьми, является учреждение, подведомственное комитету социальной защиты населения правительства области – ОГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее – ОГБУСО «СРЦН»), рассчитанное на 82 места (стационарное – 32 места, отделение помощи семье и детям – 50 мест).

Основными направлениями работы ОГБУСО «СРЦН», направленной на профилактику жестокого обращения с детьми являются:

– выявление семей с детьми и детей, нуждающихся в социальном обслуживании, совместно с государственными и муниципальными органами, общественными и религиозными организациями и объединениями;

– создание банка данных и осуществление дифференцированного учета семей с детьми и детей, нуждающихся в социальном обслуживании, осуществление обмена необходимой информацией с заинтересованными государственными и общественными организациями и учреждениями;

– определение конкретных форм помощи детям и семьям с детьми, периодичности (временно, на разовой основе) ее предоставления, нуждающимся в социальном обслуживании, с учетом индивидуальных потребностей и при условии соблюдения принципов адресности, доступности, гуманности, добровольности, приоритетности, конфиденциальности;

– оказание поддержки и помощи семьям с детьми в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению ситуаций, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности;

– проведение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав, профилактике жестокого обращения в отношении несовершеннолетних; проведение мероприятий, направленных на профилактику социального сиротства;

– проведение социального патронажа семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

– содействие в предоставлении детям, нуждающихся в оздоровлении, соответствующих услуг и направлении их на санаторно – курортное лечение;

– осуществление деятельности по организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних;

– организация досуга несовершеннолетних (вовлечение несовершеннолетних в клубную и кружковую деятельность, проведение мероприятий, акций, конкурсов);

– внедрение в практику инновационных форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости в социальной помощи;

– содействие в привлечении к ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми.

В настоящее время на учете в органах социальной защиты населения области состоят 345 семей (832 ребенка), находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Профилактическая работа ОГБУСО «СРЦН» по предотвращению насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних проводится в форме социального сопровождения и патронажа семей.

Специалисты учреждения проводят профилактическую работу с родителями, направленную на улучшение детско-родительских отношений, недопущение конфликтов, ссор, жесткого обращения с детьми.

Так, за 8 месяцев 2018 года проведено 2438 индивидуальных занятий: из них педагогом-психологом – 1595, социальным педагогом – 843. Родителям дано 908 консультаций по вопросам детско-родительских отношений.

За восемь месяцев 2018 года по факту жестокого обращения в стационарное отделение ОГБУСО «СРЦН» поступили 3 несовершеннолетних (за аналогичный период прошлого года – 2 детей).

В ходе реабилитации детей проводится работа, направленная на коррекцию внутрисемейных отношений, восстановление утраченных семьей социальных связей.

После социальной реабилитации ребенка в центре продолжается постреабилитационное сопровождение семьи и несовершеннолетнего с целью закрепления позитивных изменений в жизнедеятельности семьи. Для родителей разрабатываются рекомендации по воспитанию и содержанию детей.

Профилактикой жестокого обращения с несовершеннолетними является повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания, развития и социальной адаптации детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

С этой целью на базе ОГБУСО «СРЦН» проводятся занятия в «Школе подготовки родителей». Так, в текущем году проведены занятия по темам: «Пять тактик семейного воспитания», «Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ», «Взрослые и дети», «Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития».

Также профилактической мерой в части предупреждения жестокого обращения с детьми является оказание адресной психолого-педагогической, социальной и иной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в рамках выездных мобильных бригад.

Так, в 2018 году организовано 14 выездов мобильной бригады специалистов в муниципальные районы области, в ходе которых проведено
73 посещения семей, в которых воспитывается 215 детей.

В рамках выездов оказана консультативная помощь 34 родителям по вопросам детско-родительских отношений, проведено 5 групповых занятий со школьниками на базе образовательных учреждений, оказана индивидуальная консультативная помощь 22 несовершеннолетним. 

Информация предоставлена комитетом социальной защиты населения правительства ЕАО
Дата размещения информации: 21.08.2018

Источник: http://www.eao.ru/isp-vlast/komitet-sotsialnoy-zashchity-naseleniya-pravitelstva-evreyskoy-avtonomnoy-oblasti/sotsialnaya-zashchita/deyatelnost-komiteta-po-preduprezhdeniyu-zhestokogo-obrashcheniya-s-detmi/

Жестокое обращение с детьми

Профилактика жестокого обращения с детьми

  • Одна четверть всех взрослых сообщают о том, что в детстве они подвергались физическому насилию.
  • Одна из 5 женщин и 1 из 13 мужчин сообщают о том, что в детстве они подвергались актам сексуального надругательства.
  • Последствия жестокого обращения с детьми включают пожизненные нарушения физического и психического здоровья, а его последствия в социальной и профессиональной области могут в конечном итоге замедлить экономическое и социальное развитие страны.
  • Жестокое обращение с детьми можно предотвращать — для этого необходим многосекторальный подход.
  • С помощью эффективных программ по предотвращению можно поддерживать родителей и прививать им позитивные навыки воспитания детей.
  • Непрерывная забота о детях и семьях может способствовать снижению риска повторного жестокого обращения и минимизации его последствий.

Жестокое обращение с детьми – это плохое обращение с детьми в возрасте до 18 лет и отсутствие заботы о них.

Оно охватывает все типы физического и/или эмоционального жестокого обращения, сексуального насилия, пренебрежения, невнимания и эксплуатации в коммерческих или иных целях, что приводит к нанесению реального или потенциального вреда здоровью, выживаемости, развитию или достоинству ребенка в контексте взаимосвязи ответственности, доверия или власти. Насилие со стороны сексуального партнера также иногда считается формой жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с детьми является глобальной проблемой с серьезными пожизненными последствиями. Несмотря на то, что недавно были проведены исследования в некоторых странах с низким и средним уровнем дохода, многих данных до сих пор не хватает.

Жестокое обращение с детьми представляет собой сложную и трудную для изучения проблему. Имеющиеся оценки варьируются в широком диапазоне в зависимости от страны и используемого исследовательского метода. Оценки зависят от следующих аспектов:

  • применяемые определения жестокого обращения с детьми;
  • изучаемый тип жестокого обращения с детьми;
  • статистический охват и качество официальных статистических данных;
  • охват и качество обследований, при которых требуются отчеты самих жертв, родителей или воспитателей.

Тем не менее международные исследования показывают, что одна четверть всех взрослых подвергались в детстве физическому насилию, и что 1 из 5 женщин и 1 из 13 мужчин подвергались в детстве актам сексуального надругательства. Помимо этого, многие дети становятся жертвами эмоционального (психологического) насилия и пренебрежительного отношения.

По оценкам, ежегодно происходит 41 000 убийств детей в возрасте до 15 лет. Эта цифра недооценивает истинные масштабы проблемы, так как значительная доля случаев смерти в результате жестокого обращения с детьми неправильно приписывается к падениям, ожогам, утоплениям и другим причинам.

В условиях вооруженных конфликтов и в лагерях для беженцев девочки особенно подвержены сексуальному насилию, эксплуатации и жестокому обращению со стороны военных, представителей сил безопасности, других членов их сообществ, гуманитарных работников и других лиц.

Жестокое обращение с детьми причиняет страдания детям и семьям и может иметь долговременные последствия. Жестокое обращение приводит к стрессу, который связан с нарушением раннего развития мозга.

Экстремальный стресс может нарушать развитие нервной и иммунной систем.

Вследствие этого, в зрелом возрасте людям, подвергавшимся жестокому обращению в детстве, угрожает повышенный риск возникновения проблем в области поведения и физического и психического здоровья, таких как:

  • совершение насилия или становление жертвой насилия;
  • депрессия;
  • курение;
  • ожирение;
  • сексуальное поведение высокого риска;
  • незапланированная беременность;
  • вредное употребление алкоголя и наркотиков.

В результате таких последствий для поведения и психического здоровья жестокое обращение может приводить к развитию сердечных и онкологических заболеваний, самоубийствам и инфекциям, передаваемым половым путем.

Помимо последствий для здоровья и общества жестокое обращение с детьми оказывает также воздействие на экономику, включая расходы на госпитализацию, лечение нарушений психического здоровья, охрану детства и расходы в связи с долговременными нарушениями здоровья.

Определены факторы риска жестокого обращения с детьми. Эти факторы риска присутствуют не во всех социальных и культурных условиях, но они дают общее представление при попытках понять причины жестокого обращения с детьми.

Важно подчеркнуть, что дети являются жертвами и их никогда нельзя обвинять за жестокое обращение. Некоторые индивидуальные особенности ребенка могут усилить вероятность жестокого обращения с ним:

  • ребенок в возрасте до 4 лет или подросток;
  • нежеланный или не оправдывающий ожиданий родителей ребенок;
  • ребенок, имеющий особые потребности, постоянно плачущий или имеющий патологические физические особенности.

Некоторые особенности родителей или воспитателей могут повысить риск жестокого обращения с ребенком. Среди них можно перечислить следующие:

  • трудности, связанные с новорожденным;
  • оставление ребенка без внимания;
  • подвергание жестокому обращению в детстве;
  • неосведомленность в отношении развития ребенка или нереальные ожидания;
  • вредное употребление алкоголя или наркотиков, в том числе во время беременности;
  • вовлеченность в преступную деятельность;
  • испытываемые финансовые трудности.

Ряд факторов во взаимоотношениях в семьях или между сексуальными партнерами, друзьями и ровесниками может повышать риск жестокого обращения с детьми, например:

  • проблемы в области физического или психического здоровья или развития какого-либо члена семьи;
  • разлад в семье или насилие между другими членами семьи;
  • изолированность в сообществе или отсутствие круга поддержки;
  • отсутствие поддержки в воспитании ребенка со стороны других членов семьи.

Ряд характерных особенностей отдельных общин и сообществ может повысить риск жестокого обращения с детьми. Они включают:

  • гендерное и социальное неравенство;
  • отсутствие надлежащего жилья или услуг для поддержки семей, а также соответствующих институтов;
  • высокие уровни безработицы и нищеты;
  • легкий доступ к алкоголю и наркотикам;
  • ненадлежащие стратегии и программы по предотвращению жестокого обращения с детьми, детской порнографии, детской проституции и детского труда;
  • социальные и культурные нормы, поддерживающие или прославляющие насилие над другими, одобряющие применение телесных наказаний, требующие жестких гендерных ролей или принижающие статус ребенка во взаимоотношениях между родителями и детьми;
  • социальные, экономические, медико-санитарные и образовательные стратегии, которые приводят к плохим жизненным стандартам или социально-экономическому неравенству или нестабильности.

Для профилактики жестокого обращения с детьми необходим многосекторальный подход. Эффективными являются те программы, которые поддерживают родителей и прививают позитивные родительские навыки. Они включают:

  • посещения родителей и детей на дому медсестрами для поддержки, обучения и предоставления информации;
  • обучение родителей, обычно групповое, для улучшения навыков воспитания детей, расширения знаний о развитии ребенка и стимулирования стратегий позитивного обращения с детьми; и
  • многокомпонентные мероприятия, обычно включающие поддержку и обучение родителей, дошкольное образование и уход за ребенком.

Другие программы по предотвращению также перспективны в некоторых отношениях.

  • Программы по предотвращению травм головы в результате жестокого обращения (называемых также синдромом встряхнутого ребенка и нанесенным травматическим повреждением мозга). Обычно это программы на уровне больниц, ориентированные на молодых родителей до их выписки, которые информируют об опасностях синдрома встряхнутого ребенка и рекомендуют меры в отношении безутешно плачущих детей.
  • Программы по предотвращению сексуального насилия над детьми. Они обычно проводятся в школах и обучают детей в следующих областях:
    • право собственности на свое тело;
    • разница между хорошими и плохими прикосновениями;
    • как распознавать угрожающие ситуации;
    • как сказать “нет”;
    • как рассказать о неправильном обращении заслуживающему доверие взрослому человеку.

Такие программы эффективны в усилении защитных факторов от сексуального насилия над детьми (например, знания о сексуальном насилии и защитных формах поведения), но данные о том, способствуют ли такие программы уменьшению масштабов других видов насилия, отсутствуют.

Чем раньше в жизни ребенка проводятся такие мероприятия, тем более полезными они являются для ребенка (например, когнитивное развитие, поведенческая и социальная компетенция, образовательная подготовка) и для общества (например, уменьшение числа правонарушений и преступлений).

Кроме того, раннее распознавание случаев в сочетании с непрерывной заботой о детях, ставших жертвами насилия, и семьях может способствовать уменьшению масштабов повторного жестокого обращения и его последствий.

Для максимального воздействия мероприятий по предотвращению и проявлению заботы ВОЗ рекомендует проводить их в качестве составной части четырехэтапного подхода в области общественного здравоохранения:

  • определение проблемы;
  • определение причин и факторов риска;
  • разработка и тестирование мероприятий, направленных на минимизацию факторов риска;
  • распространение информации об эффективности мероприятий и расширение масштабов проведения проверенных эффективных мероприятий.

ВОЗ в сотрудничестве с рядом партнеров в следующих областях:

  • предоставляет техническое и нормативное руководство по предотвращению жестокого обращения с детьми на основе фактических данных;
  • призывает к усилению международной поддержки мероприятий по предотвращению жестокого обращения с детьми на основе фактических данных и к инвестициям в эту область;
  • обеспечивает техническую поддержку программ по предотвращению жестокого обращения с детьми на основе фактических данных в некоторых странах с низким и средним уровнем дохода.

Источник: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/child-maltreatment

Методические рекомендации по противодействию жестокого обращения с детьми и популяризации здорового образа жизни

Профилактика жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение с детьми: что это такое?

Всегда считалось, что самое безопасное место для детей — это собственный дом и семья. Однако, факты ставят это утверждение под сомнение.

По данным статистики, около двух с половиной миллионов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет избивают родители, более 50 тыс.

ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, более 50% преступлений в быту совершаются в присутствии детей, 30-40% всех тяжких преступлений в быту совершается в семье.

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

1.     Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

2.  Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

3.  Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

-открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;

-угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;

-замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;

-преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;

-ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

-однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.

4. Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

-отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

-отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжкой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Признаки, с помощью которых мы можем узнать о физическом насилии:

– необъяснимые травмы или ожоги  на теле ребенка (особенно повторяющиеся);

– ребенок уходит от разговора об этих травмах;

– нежелание ребенка ходить в шортах и футболке в жаркие дни;

– ребенок  боится идти домой и боится встречи с родителями;

– неоднократные побеги ребенка из дома.

Признаки, с помощью которых мы можем узнать о сексуальном насилии:

Дети в возрасте до 5 лет:

– нет ощущения безопасности и  полные страха глаза;

– в присутствии конкретного человека показывают очень сильный страх (более чем в 90% случаев это известный человек или родственник, почти 50% собственных родителей);

– наличие повреждения гениталий, анальной области;

– регресс как защитный механизм, уход на более ранние ступени развития,  когда ребенок был младше;

– проблемы с приемом пищи;

– играя в куклы или другие игры дети имитируют сексуальное поведение;

– потеря интереса к игре;

– словарный запас ребенка отличается наличием бранных слов.

 Дети от 5 до 12 лет:

– ребенок начинает  лгать, воровать, ругаться, чтобы привлечь внимание к себе;

– ребенку становятся скучными мероприятия, которые ранее ему были интересны;

– ребенок не желает посещать уроки физкультуры

–  у ребенка появляется не пропорциональная возрасту сексуальная активность.

– у ребенка появляются инфекции мочевыводящих путей, кровотечения или повышенная чувствительность в области гениталий или анальной области;

– у ребенка появляются  проблемы с приемом пищи – анорексия или переедание;

– подавленное настроение;

– покушение на самоубийство;

– плохое мнение о себе, как правило, причинение вреда самому себе;

– побег из дома;

– регрессия в поведении;

– у ребенка появляются попытки сексуального надругательства над другими детьми;     

–  у ребенка нет желания идти домой.  

Дети старше 13 лет (также относится к любой предыдущей)

– у ребенка подавленное настроение;

– ребенок  употребляет ПАВ (наркотики, алкоголь);

– у ребенка появляются проблемы с памятью;

– ребенок хронически страдает от кошмаров, боится темноты;

– ребенок  не в состоянии сосредоточиться;

– ребенок стремится к одиночеству;

– для эмоциональных реакций  ребенка характерны   вспышки гнева;

– наличие у ребенка неоправданного  чувства вины.

Признаки, с помощью которых мы можем узнать о психическом (эмоциональном) насилии:

– боязнь новых ситуаций;

– попытка суицида;

– невротические симптомы;

– выражения неопределенности в отношениях с большинством других людей, неспособность устанавливать дружеские контакты;

– чрезмерно пассивное поведение, или, наоборот, чрезвычайно агрессивное;

– замечание о возможном наказании;

– недоверие к взрослым людям, которые пытаются помочь детям, или, наоборот, чрезмерная зависимость от опекаемого поведения взрослого и постоянное выражение благодарности за любое внимание;

– ребенок находит любые причины, чтобы не оставаться в своей собственной семье, хотя это совершенно неуместно;

– ребенок убежден, что никто его не любит. 

Памятка родителям по предупреждению жестокого обращения сдетьми в семье

Важно помнить!

Когда взрослый человек бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и  фрустрацию. Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным.

Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить. Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну.

Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить – это нормально и приемлемо. Дети будут думать, что это нормальная практика – добиваться желаемого с помощью насилия. Учите своих детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами. Затем – примите, покажите им, что вы принимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно.

Иногда слишком уставший или встревоженный родитель начинает трясти кричащего – как грудного возраста, так и старше. Так делать нельзя ни в коем случае – это может привести к слепоте, повреждениям мозга или даже смерти ребенка.

Что делать?  Остановитесь! Если вас «достает» плач, обратитесь за помощью к другу, родственнику, соседке, попросите их посидеть с ребенком, хоть десять минут, пока вы примете душ или просто выйдете на улицу, успокоитесь. Научитесь просить и принимать помощь других людей.

В крайнем случае, оставьте грудного ребенка в кроватке или манеже и уйдите в душ на 5 минут – пусть лучше ребенок плачет, чем вы причините ему непоправимый вред.

Физическое насилие (в любом виде) – пугает. Контролируйте себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы – взрослый человек.

Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его нежелательное поведение «на людях». К сожалению, многие мамы и папы стесняются того, что ребенок время от времени выходит у них из-под контроля и это видят другие люди (а иногда и комментируют). И предпочитают прекратить это поведение с помощью насилия.

Поймите, что как вам может быть неудобно, что ребенок раскапризничался на улице, в магазине, на празднике, ребенку в сто раз тяжелее пережить насилие, совершенное на виду у других (а что еще хуже – с одобрения чужих людей). Кроме того, вы, таким образом, даете понять ребенку, что его эмоции и его мнение ничего не значат для вас.

 Запомните – ребенок не может и не должен быть «удобен» окружающим, это не игрушка, которую можно в нужный момент положить в ящик или выключить. Если вас наказывали в детстве, очень легко передать это поведение дальше. Вспомните, как вы себя чувствовали ребенком. А также попытайтесь найти время для себя.

Вы почувствуете себя лучше и станете лучшим родителем своему ребенку.

Во многих капризах и шалостях Вашего малыша повинны Вы сами, потому что:

– вовремя не поняли его;

– пожалели свои силы и время;

– стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд или простого раздражения;

– стали требовать от него того, что он попросту не может Вам дать – в силу особенностей возраста или характера.

Подготовила психолог Центра «Вега»

Сибгатова Рината Илгизяровна

Методические рекомендации “предупреждение жестокого обращения с детьми в семье”

Методические рекомендации “Профилактика жестокогообращения с подростками”

Источник: http://hmrn.ru/raion/socs/cms/metodicheskie-rekomendatsii-zog/

Социальный видеоролик по профилактике жестокого обращения с детьми

Профилактика жестокого обращения с детьми

или по ссылке: https://minobchestvo.sakha.gov.ru/respublikanskaya-mezhvedomstvennaya-komissiya-po-delam-nesovershennoletnih/novosti-v-sfere-kdnizp-rsja-i-organov-sistemy-profilaktiki-pravonarushenij-i-beznadzornosti-

Жестокое обращение с детьми не может быть допустимым ни при каких обстоятельствах, а уверенность в том, что применение насилия идет на пользу интересам ребенка, крайне ошибочна и даже преступна. Что такое жестокое обращение, что считать насилием, какая ответственность может последовать за его применение и как защитить ребенка.

Недопустимость жестокого обращения с детьми юридически закреплена как на международном, так и на всероссийском уровне: статья 19 «Конвенции о правах ребенка» одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.

1989) обязывает все участвующие в ней государства (к которым с 1990 года относится СССР, а с 1999 года — Россия как правопреемник Советского Союза) принимать все возможные меры по защите детей от любых форм насилия.

Защита детей от насилия: телефон доверия, обращение в специальные службы 

Горячая телефонная линия, занимающаяся защитой прав детей, есть в каждом более-менее крупном городе. Номер телефона при желании и необходимости всегда можно найти в Интернете.

Однако проблема в том, что дети, подвергающиеся жестокому обращению, часто воспитываются в неблагополучных семьях, претерпевающих перманентные финансовые трудности (то есть доступ к глобальной сети есть не у всех).

Кроме того, по статистике, низкий культурный уровень и, как следствие, допущение жестокого обращения с детьми наиболее характерны для жителей небольших населенных пунктов, где крайне редко бывает организован нужный телефон доверия.

В таких случаях оптимальной защитой детей от насилия становится обращение в органы опеки и попечительства, а также в инспекцию по делам несовершеннолетних, которые существуют в каждом подразделении МВД. Инициатива обращения может исходить как от самого ребенка, страдающего от жестокого обращения, так и от любого другого лица, не равнодушного к его судьбе.

В обязанности уполномоченных органов входит проведение тщательной объективной проверки условий жизни ребенка, по результатам которой может быть принято одно из следующих решений:

  • передача материалов в полицию или прокуратуру для решения о возбуждении дела в отношении родителей или других членов семьи за жестокое обращение с детьми
  •  направление в прокуратуру заключения о целесообразности лишения родителей родительских прав (или ограничения в правах) и передаче ребенка на попечение другим родственникам или в специализированное детское учреждение;
  • вынесение родителям предупреждения и постановка семьи на контроль с последующими систематическими проверками (как правило, при этом выдается предписание об изменении образа жизни — например, об обязательном трудоустройстве, прохождении лечения от алкогольной или наркотической зависимости, недопустимости применения к ребенку любого рода насилия и пр.).

Ответственность за жестокое обращение с детьми: юридическое оформление

Жестокое обращение с детьми в России неизменно влечет наступление ответственности — уголовной, гражданско-правовой или административной.

Так, в соответствии со статьей 156 УК РФ, родителям или лицам, призванным заменять их в силу закона, за применение насилия к ребенку грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет либо уплата крупного штрафа.

Также возможны такие санкции, как обязательные или исправительные работы.

Эта норма в равной степени распространяется также на педагогов, воспитателей или сотрудников учреждений, осуществляющих надзор за детьми, оставшимися без попечения родителей (детские дома, дома ребенка, приюты и пр.).

Важно: при нанесении ребенку телесных повреждений, допущении в отношении него развратных действий, сексуальных домогательств или полового насилия виновным лицам помимо статьи 156 вменяются также и иные преступления. Например, если в результате жестокого обращения здоровью ребенка был причинен вред средней тяжести, действия родителя (другого лица), применявшего насилие, подлежат квалификации по статьям 156 и 112 УК РФ.

В дополнение к судимости недобросовестные родители рискуют подвергнуться куда более жесткой санкции — лишению родительских прав, о чем недвусмысленно свидетельствует статья 69 Семейного кодекса РФ. Эта мера может быть необратимой: с появлением в России элементов ювенальной юстиции процедура восстановления в родительских правах стала гораздо сложнее, нежели процедура по их лишению.

Вопреки распространенному мнению, доказать применение насилия к ребенку вполне возможно, даже если последний это отрицает: плановый медицинский осмотр, появление в детском учреждении с явными следами побоев, показания соседей — этого более чем достаточно для привлечения родителей к ответственности.

Сложнее обстоят дела с доказыванием насилия психологического характера, однако и в этом случае способы есть: патологические изменения эмоционального состояния ребенка являются бесспорным основанием для проведения проверки со стороны представителей органов опеки и попечительства.

В Российском же законодательстве ответственность за подобные действия предусмотрена множеством отраслей права: уголовным, семейным, административным и пр.

Профилактика жестокого обращения с детьми

Еще одна немаловажная обязанность органов опеки — профилактика жестокого обращения с детьми. Для этого существуют специально разработанные программы и инструкции, которые содержат следующие меры:

  • выявление неблагополучных семей и семей с низким уровнем дохода (как правило, при сотрудничестве с полицией, в частности с участковыми уполномоченными и инспекторами ИДН);
  • проведение профилактических бесед с родителями, входящими в группу риска;
  • контроль посещения несовершеннолетними образовательных учреждений, адекватных их возрасту и развитию;
  • организация взаимодействия с участковыми педиатрами и представителями образовательных учреждений;
  • мониторинг поступающих в полицию заявлений о без вести пропавших несовершеннолетних (в том числе связанных с постоянным длительным отсутствием дома);
  • содействие в трудоустройстве членов малообеспеченных семей и организации их лечения от алкогольной и наркотической зависимости.

Этот перечень далеко не полон, основные принципы работы органов опеки — индивидуальный подход и соблюдение закона. Поэтому, если применение к ребенку насилия носило разовый характер и являлось скорее исключением, чем правилом, особых санкций не последует. Однако вероятность попадания в поле зрения и пристального внимания уполномоченных организаций все же существует.

501  1 

Источник: http://xn--80ashehr1bou.xn--p1ai/?p=761

СоцЗащита
Добавить комментарий