Реформа ск рф новое сегодня

Смена главных следователей в регионах — это начало большой реформы

Реформа ск рф новое сегодня

Следственный комитет России, похоже, ждут большие перемены Игорь Меркулов © URA.RU

В России началась волна отставок руководителей региональных управлений Следственного комитета России (СКР). В начале апреля Владимир Путин уволил главу свердловского СК Валерия Задорина.

Циркулируют активные слухи об уходе со своего поста руководителя челябинского СКР Дениса Чернятьева. Его тюменский коллега Михаил Богинский, как говорят, тоже «сидит на чемоданах». Также ходят слухи об увольнении Марины Заббаровой, руководителя СУ СКР по Пермскому краю.

Сложили полномочия главы управлений СКР в Белгородской, Псковской, Пензенской областях и в Красноярском крае.

В России назревает реформа следователей, которая коснется СКР, Генпрокуратуры, МВД и ФСБ, утверждает бывший старший следователь по особо важным делам, член президиума Национального антикоррупционного комитета Павел Зайцев. Специально для «URA.RU» он объяснил логику изменений в рядах силовиков.

— Павел Васильевич, после состоявшихся 18 марта президентских выборов страна входит в новый политический цикл. На ваш взгляд, поменяются ли принципиально позиции Следственного комитета?

— Я считаю, что необходима серьезная реформа силовых органов в целом и СКР в частности — надо объединять все следствие в одном подразделении. Началось все с того, что несколько лет назад следователей вывели из состава Генеральной прокуратуры. Тогда же назвали новую структуру Следственным комитетом России.

Однако это неверная формулировка, потому что в СКР собраны вовсе не 100 процентов всех следователей. Подавляющее большинство следователей на самом деле остались работать в других местах — в МВД и ФСБ, например. Почему они не вошли в СКР? Вот именно поэтому в стране назрела необходимость в создании объединенной следственной структуры.

Это главная задача на ближайшее время.

Служащие СКР на местах нередко конфликтуют с сотрудниками МВД

Kremlin.Ru

— Не спровоцирует ли это очередной «передел» власти силовых структур и обострение противостояния, которое мы наблюдаем сегодня?

— Да, надо признать, что противостояние, о котором вы говорите, действительно можно увидеть. Очень часто в судах я сталкиваюсь с тем, что у прокурора — одно мнение, а у следователя из СКР — совсем другое.

Например, следователи МВД с прокуратурой предпочитают не ругаться и, как правило, вырабатывают единую позицию. Чего не скажешь о сотрудниках СКР.

Соответственно между этими двумя ведомствами [Генеральной прокуратурой и СКР], мягко говоря, не все спокойно.

Следователи из СКР, вероятно, думают, что они выше, а следователи из Генпрокуратуры по старинке уверены, что выше и важнее они. Этот конфликт, кстати, требует и реорганизации Генеральной прокуратуры. В частности, ей необходимо придать те полномочия, которыми она обладала до 2007 года — прежде всего, вернуть контроль за ведением уголовных дел. Тогда и неразберихи станет в разы меньше.

Эксперты уверены: в России назрела реформа силовых ведомств

Владимир Андреев © URA.RU

— Павел Васильевич, какое сейчас место у СК в современной силовой иерархии?

— Это достаточно мощная структура, она фактически занимается всеми громкими политическими и экономическими делами. Мощнее по уровню следствия, думаю, нет. МВД, конечно, может поспорить за счет своей численности. Что касается ФСБ, то эта служба уступает [СКР].

Во-первых, их [сотрудников ФСБ] мало, во-вторых, у них колоссальный оперативный опыт, а следственный — минимальный. Это связано со спецификой работы: уголовных дел у ФСБ значительно меньше, и рука не так набита.

Это как сравнить врача, который оперирует раз в месяц, с тем, кто делает по пять операций в день. Вот и вся разница.

— Сейчас в регионах начинаются назначения руководителей местных Следственных комитетов. Очень часто кадровые решения представляются не вполне ясными. По какому принципу принимается решение — кого и куда именно назначить. Существует ли какая-то единая модель, общая логика?

Эксперт сулит Свердловской области больше политических уголовных дел с уходом местного главы СК Валерия Задорина

Александр Ельчищев © URA.RU

— Единого подхода при назначении кадров в регионы нет. К каждому конкретному случаю подходят индивидуально, с учетом специфики территории, личности претендента.

Учитываются, конечно, образование, опыт, компетенции возможного кандидата на пост. Но единой логики назначений нет.

Так, в некоторых случаях важно не допустить конфликта руководителя [территориального управления СКР] с губернатором, с ФСБ, например. А иногда, наоборот, намеренно идут на то, чтобы был конфликт.

Ротация кадров представляется востребованной. Не секрет, что многие сейчас критикуют СКР, в некоторых делах видна какая-то заинтересованность. Для этого и нужна смена части руководящего состава. Причем я не говорю, что людей в обязательном порядке надо отправлять в отставку — их вполне можно переставить на другие должности. Но всем уже очевидно: нужные свежие кадры, свежая кровь.

— А какая сегодня повестка у руководителей региональных управлений СКР?

— Опять же у каждого своя повестка — она зависит от конкретного региона. Например, в Астрахани главное направление работы СКР, так или иначе, связано с добычей природных ресурсов, а в Тюмени — с газом и нефтью.

Слышал, что главе СКР в Свердловской области якобы ставили в упрек то, что он не занимался «политическими» делами.

Новый руководитель, вероятно, теперь будет ими заниматься — наверняка получит соответствующие установки, чтобы подобных упреков больше не было.

Источник: //ura.news/articles/1036274589

Ск рф новости реорганизация –

Реформа ск рф новое сегодня

СК РФ НОВОСТИ РЕОРГАНИЗАЦИЯ

настоящей статьи

Реформа ск рф новое сегодня

По его словам, в структуре уже произошли сокращения и оптимизация, что позволит более эффективно проводить расследования преступлений.

Реализация рекламных и PR-проектов в рамках ресурсов холдинга ФедералПресс — Консалтинговое агентство «Главный Советникъ»

Председатель Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин инициировал масштабную реформу структуры ведомства. Об этом пишет «Коммерсантъ».

Всякая реформа, в любой области, всегда предполагает улучшение, оптимизацию и рационализацию всех, ранее существующих порядков.

Возможно, такие подвижки станут инструментом и позволят в будущем, исключить взяточничество и преступное лоббирование интересов.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Повышение эффективности деятельности СК РФ

Выступление Председателя Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкина А.И. в Московской академии Следственного комитета Российской Федерации

Но, прежде всего, давайте вспомним – с чего начиналась судебная реформа? Каких результатов мы достигли в ходе её реализации?

Прошедшее время показало нашу способность добиваться весомых результатов в противодействии преступности, и у нас есть, от чего испытывать удовлетворение.

Пресечена деятельность почти трехсот организованных преступных групп и 19 преступных сообществ, совершивших коррупционные преступления.

На раскрытии подобных коррупционных преступлений и будет сосредоточена наша деятельность в 2017 году.

статьей 170.1 (фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета);

Анализ практики расследования наглядно позволяет прийти к выводу об эффективности принятых в 2010 году «антирейдерских» норм.

Следует подчеркнуть, что важным инструментом следователя по делам о коррупционных преступлениях должна быть их действенная профилактика.

Кроме того, по нашему мнению, в целях противодействия рейдерству активнее следует использовать и административный ресурс.

Нами планомерно осуществляется работа по укреплению социального пакета сотрудников Следственного комитета.

В настоящее время проект закона готовится к внесению в Правительство Российской Федерации для дальнейшей работы.

Аналогичный порядок предусматривается и для российских организаций, совершивших преступления за пределами России.

В завершении скажу несколько слов о конституционно-правовом статусе Следственного комитета и его месте в системе государственной власти.

Реорганизация следственного комитета россии в 2018 году

ФСБ в новом ведомстве сможет контролировать ведение резонансных уголовных дел, которыми раньше занимался следственный комитет.

Два года назад, по указу Владимира Путина, была основана Росгвардия, курирующая внутренние войска, а также часть подразделений МВД.

Также планируется, что специалисты продолжат расследования по тем статьям Уголовного Кодекса, которыми они занимались до реформы.

проблема СКР в последние годы — “ручное” силовое ведомство президента страны стало слишком скандальным.

В дело вмешался тогдашний президент Медведев, и конфликт, по крайней мере публичный, быстро сошел на нет.

Ведомство и его глава вызывают все меньше уважения у публики и начинают доставлять верховной власти больше проблем, чем приносить конкретной пользы.

В предвыборной период плодить число недовольных президентом и его решениями высших чинов было бы неразумно.

Нынешняя структура следственных органов сложилась семь лет назад, когда из Генпрокуратуры был выделен Следственный комитет России.

Как отмечает собеседник Лайфа в СК РФ, последние заявления Александра Бастрыкина на совещании 15 декабря 2017 года с руководством СК кажутся серьёзными.

По информации Лайфа, осенью 2018 года в Госдуму РФ поступит законопроект о создании ФСР, куда на работу перейдут следователи из МВД, ФСБ и СК РФ.

Отдельное следствие останется только в Генпрокуратуре, куда перейдут работать наиболее опытные сотрудники СК РФ.

— Возглавить его может нынешний заместитель Александра Бастрыкина — генерал-майор юстиции Игорь Краснов, — отмечает источник Лайфа в СК РФ.

Весной 2018 года Следственный комитет России ждет масштабное реформирование, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией.

Предпосылки для «трёхведомственной» структуры следствия были созданы ещё при Иосифе Сталине.

Таким работникам посвящен профессиональный праздник. Когда отмечают День сотрудника органов следствия отмечается 25 июля.

Он учрежден Указом Президента России № 659 «О порядке установления в Российской Федерации памятных дней и профессиональных праздников» от 31 июля 2013 г.

Главного оппонента идеи единого следственного комитета — замминистра внутренних дел Алексея Аничина отправили в отставку еще летом 2011 года.

Пресс-секретарь главы государства добавил, что пока все это циркулирует на уровне слухов, а, как известно, слухи мы не комментируем.

Напомним, что накануне в СМИ появились сообщения о том, что якобы глава СК РФ Александр Бастрыкин подал Владимиру Путину прошение об отставке.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное.

Как указывает газета, ранее эти функции выполняло главное управление процессуального контроля СК, но сейчас оно фактически ликвидировано.

Также новое министерство будет заниматься обеспечением собственной безопасности во всех правоохранительных и силовых структурах, отмечает «Коммерсант».

210 УК РФ). Эти уголовные дела, по словам Иванова, будут направляться для расследования в Следственный комитет РФ.

Мы ждем дальнейших шагов и разъяснений от Следственного комитета, хотелось бы, что СК был открыт и информировал нас», — заявил Кудрин.

Мне казалось, что можно было бы попробовать создать единый следственный орган, это и экономически, и финансово было бы выгодно.

До конца этого году будут предприниматься действия по расформированию СКР и слиянию с органами прокуратуры.

По данным издания «Коммерсант», Александра Бастрыкина, главу СКР, не собирающегося подавать в отставку, ждет при прокуратуре должность без полномочий.

Источник: //reorga.ru/sk-rf-novosti-reorganizacija/

Ск рф – реформа 2018, последние новости

Реформа ск рф новое сегодня

С весны этого года прокатилась волна увольнений, которая коснулась высокопоставленных должностных лиц. Например, в апреле был вынужден подать в отставку В. Задорин, который занимал пост главы в следственном комитете свердловского края.

Сегодня вовсю идет «передел» силовых структур, который вызывает определенные противостояния.

Последние новости касаются вопроса реорганизации и возвращения данного органа под контроль Генпрокуратуры или его ликвидации.

Соответствующую идею высказал Председатель Правительства Дмитрий Медведев, обосновывая ее заботой о безопасности нации и страны.

Следственный комитет не проработал как самостоятельное ведомство и 10 лет, но уже сегодня стоит перед необходимостью проведения кардинальных изменений. Вероятно, причины этого кроются в следующих факторах:

  1. Отсутствие четкой и ясной кадровой политики. Средний стаж специалистов составляет 2–3 года. Подозревают, что высшие чины фактически не исполняют свои обязанности и просто сменяют друг друга на одних и тех же позициях.
  2. Огромные затраты на персонал комитета. В 2017 г. в ведомстве работало больше 21 тыс. человек. Бюджет прошлого года составил 38,9 миллиарда рублей и вряд ли уменьшится в будущем, если не будут осуществлены кардинальные изменения.
  3. Подозрения и прямые обвинения в коррупции и взяточничестве. Одно из громких дел – арест бывшего начальника управления капитального строительства СК Алексея Николаевича Скачкова по вопросу хищения бюджетных средств.
  4. Конфликтные отношения с другими ведомствами, в частности, с прокуратурой.

Следственный комитет РФ

Ожидаемые изменения

Предполагается, что в отношении будущего Следственного комитета могут быть реализованы следующие сценарии:

  1. Ведомство будет ликвидировано, а его полномочия распределяются между Генеральной прокуратурой и Министерством Внутренних Дел. В прокуратуру уйдут тяжкие и особо — тяжкие дела, а все остальные останутся в МВД. В этом случае влияние обоих органов усилится, что может привести к противостоянию между ними.
  2. СК превратится в российскую версию ФБР.

Вероятным сценарием развития событий называют именно второй вариант, а именно: создание нового органа – Федеральной службы расследований. В состав ФСР войдут некоторые из бывших сотрудников СК, МВД и ФСБ.

Соответствующий проект в настоящее время рассматривается в Администрации Президента. Цель его  создание силового ведомства, которое будет работать эффективно без привлечения огромных бюджетных средств.

СК будет российской версией ФБР в 2018 году

Все следственные мероприятия, в том числе попадающие под следующие статьи Уголовного кодекса РФ, будут осуществляться новым органом:

  • ст. 105 – «Убийство»;
  • ст. 199 – «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организаций, и (или) страховых взносов»;
  • ст. 276 – «Передача, собирание, похищение или хранение сведений, составляющих государственную тайну, в целях передачи иностранному государству»;
  • ст. 290 – «Получение взятки».

Органам МВД и ФСБ останутся только мероприятия по дознанию.

Впрочем, вероятно, новое ведомство попадет под юрисдикцию Генеральной прокуратуры, которая получит право возбуждать и закрывать дела в отношении не только следователей и прокуроров, но и в отношении сотрудников ФСР. Таким образом, будет создана конкуренция между ключевыми органами государства, что может привести к возникновению новых конфликтов.

Генерал-лейтенант юстиции Игорь Викторович Краснов

Претенденты на пост главы Федеральной Службы Расследований

В рамках предполагаемой реформы СК в 2018 году последние новости пестрят обсуждением кандидатов на ключевую должность ФСР. На текущий момент их два:

  1. Генерал-лейтенант юстиции Игорь Викторович Краснов – действующий заместитель председателя Следственного комитета. Его считают одним из лучших криминалистов страны. Он принимал участие в расследовании покушения на Анатолия Чубайса, убийства судьи Московского городского суда Эдуарда Чувашова, чемпиона мира по тайскому боксу Муслима Абдуллаева. С сентября 2014 по март 2015 г. расследовал дело по хищению денежных средств, выделенных на строительства космодрома «Восточный». Возглавлял следственную группу в отношении убийства Бориса Немцова. Участвовал в следственных мероприятиях в отношении деятельности радикальных националистов «БОРН».
  2. Вторым кандидатом называют Александра Владимировича Романова. Он является профессиональным юристом, прошел карьеру от обычного следователя до заместителя Министерства внутренних дел Российской Федерации – начальника Следственного департамента МВД РФ. Имеет медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. 22 февраля 2018 года ему было присвоено звание генерал-майора юстиции.

Александр Владимирович Романов

Последствия реформ

Очевидно, ликвидация или трансформация СК не решит всех проблем, связанных с вопросами следствия. Реформирование ждет всю правовую систему, и, следовательно, для подготовки и оценки рисков планируемых изменений потребуется время.

Плохо подготовленные, спонтанные реформы могут привести к конфликтам между органами, в зону ответственности которых входят правовые вопросы, и невозможность быстро и эффективно решать оперативные проблемы. Это, в свою очередь, выльется в скандалы и разбирательства, аналогичные тем проблемам во взаимоотношениях между ФСБ России и Следственным комитетом, о которых СМИ писали два года назад.

«

  • Происшествия
  • Общество
  • Шоу-бизнес
  • Политика
  • Спорт
  • Экономика
  • Интересное

»

Источник: //career-inform.ru/stati/news/69-obshchestvo/1933-sk-rf-reforma-2018-poslednie-novosti.html

Последний танец Бастрыкина: что не так со Следственным комитетом – МК

Реформа ск рф новое сегодня

Мы поговорили с экспертами о возможной реформе

Сейчас тема реформы Следственного комитета опять будируется — ведь, по слухам, председатель СК Александр Бастрыкин ушел в отпуск, там 27 августа отметит свое 65-летие (в принципе предельный возраст нахождения на службе), а значит, в свое кресло может и не вернуться. И вообще якобы может уже осенью начать работу в качестве судьи Конституционного суда РФ.

А тут еще «поклонники» Бастрыкина в Сеть выложили ролик, как председатель СК танцует на праздничном мероприятии, видимо, приуроченном ко Дню следственного работника (25 июля). И, конечно, последовали далеко идущие выводы: последний танец, мол.

Тут же можно было бы припомнить, что в феврале этого года на коллегии Генпрокуратуры президент Владимир Путин просил прокуроров «существенно усилить надзор за следствием, причем на всех его уровнях».

А чуть раньше «на самом высоком уровне» вновь якобы обсуждались два варианта реформы: создание на базе СК единого следственного органа, в который войдут следователи других силовых ведомств, или возвращение следственного органа под контроль Генпрокуратуры РФ.

Вообще количество вбросов о реформе Следственного комитета можно было бы считать удивительным. Но с другой стороны, оно почти соответствует числу связанных с СК громких скандалов.

Что далеко ходить, вот последний: по делу о получении взятки от «вора в законе» Шакро Молодого за решеткой оказались высокопоставленные офицеры Следственного комитета, в том числе начальник Управления собственной безопасности СК Михаил Максименко, его заместитель Александр Ламонов, бывший руководитель Главного следственного управления СКР по Москве Александр Дрыманов.

Плюс к этому очевидно недовольство отечественных пассионариев методами СК: все эти посадки за репосты, «новые величия» и прочее закручивание гаек. Ну и, конечно, основная причина — дележка силовиками поляны.

Но это все — какая-то ненародная история. А есть очень простой народный вопрос: нам, простым гражданам России, будет лучше от реформы СК? Нужна она вообще?

Его-то мы и задали нашим экспертам.

Эрнест Валеев. Заслуженный юрист РФ, первый зампредседателя Комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции. В 1993–2007 гг. — прокурор Тюменской области, в 2007–2010 гг. — заместитель Генерального прокурора РФ:

— О реформе СК я бы не стал говорить, но изменения нужны. В первую очередь надо изменить соотношение дел, по которым производится дознание и предварительное следствие.

Сегодня очень много составов преступлений отнесены именно к полномочиям предварительного следствия, хотя по ним могло бы проводиться дознание в короткий срок.

И поэтому статьи Уголовно-процессуального кодекса, которые определяют, где проводят предварительное следствие, а где дознание, они, безусловно, должны быть пересмотрены в пользу дознания. И соответственно, это за собой должно повлечь и реорганизацию следственного аппарата.

Я однозначно могу сказать, что сегодня неправильно значительно сузили прокурорский надзор за предварительным следствием, когда начальник следственного управления СК стал обладать функцией надзора. Я считаю, что в этом плане законодательство должно быть изменено в пользу увеличения объема прокурорского надзора за предварительным следствием.

Нынешнее состояние СК и объясняется как раз отсутствием прокурорского надзора. Изменения, произошедшие в 2007 году, когда СК передали функции, которыми обладала прокуратура, и за предварительным следствием прекратился внешний надзор, повлекли за собой массу отрицательных моментов.

Когда прокурор получает доступ к уголовному делу при утверждении обвинительного заключения, многие недостатки уже, к сожалению, невозможно устранить. Поэтому я остаюсь сторонником расширения объема прокурорского надзора. Не может структура сама за собой надзирать — это однозначно. Но расширение должно быть в разумных пределах, не лишая следствие самостоятельности.

Я сам работал прокурором и прекрасно понимаю отрицательные последствия отсутствия прокурорского надзора. Тем более что прокурору потом нужно поддерживать обвинение в суде.

Уже были проекты о создании единого следственного аппарата путем объединения следствия МВД и СК; были законопроекты, которые потом были отложены. Но когда и что будет, я затрудняюсь сказать.

Андрей Гривцов. Адвокат, бывший следователь по особо важным делам Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ:

— В целом существование самостоятельного Следственного комитета — это нормально. Вопрос у нас носит системный характер. Он не связан с тем, кто у нас глава СК, кто его заместители.

У нас в большей степени он связан с отношением власти к следствию.

До тех пор пока следствие, суды будут восприниматься властью как собственная дубинка и суды не будут носить независимый характер, у нас ничего хорошего не получится.

Мое мнение такое: те реформы, что происходили — а я их наблюдаю, работая в сфере уголовного преследования с разных сторон с 2002 года, — только ухудшали все, что было. У нас декларировалось, что прокурор арестовывает, потом сказали, что суд будет арестовывать.

В итоге стало хуже. Декларировалось, что следователи в прокуратуре, потом их вывели из прокуратуры. Все думали, что будет лучше, стало хуже. Поэтому мне кажется, что реформа не нужна. Лучше наконец-то вообще ничего не трогать и дать уже всем нормально работать.

Что касается Следственного комитета, то там все кадровые изменения и перестановки носят какой-то безумный, хаотичный характер. Постоянно что-то упраздняют. На моей памяти следователей центрального аппарата выводили за штат огромное количество раз.

Должности переименовывали, создавали какие-то новые управления, укрупняли, сокращали. Можно создавать отдельный следственный комитет, сливать его с кем-то, создавать единый следственный комитет из следственных органов всех структур — ничего не изменится.

Все проблемы идут, как говорится, от головы.

Николай Ковалев. Генерал армии запаса, член Комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции. В 1996–1998 гг. — директор ФСБ России:

— Я считаю, что в целом Следственный комитет со своими задачами справляется, но то, что происходит совсем уж внизу… Руководство идеально реагирует на все жалобы — я скажу из своего опыта, из опыта своих коллег. Абсолютно грамотные ответы приходят, проводят проверки.

Почему сейчас многие просят взять расследование именно в центральный аппарат СК? Потому что доверяют квалификации именно этих следователей. Но повторюсь, если дойти до низа, то там существуют и злоупотребления, и работа по заказу. Это совершенно очевидно. Впрочем, о необходимости реформирования СК речи не идет.

Мировая практика показала эффективность работы именно такой структуры. Но контроль обязательно нужен. Я за усиление контроля.

Внутриведомственный контроль обязателен, это первый этап, на предмет выявления конфликта интересов. Я стою на той точке зрения, что необходимо создать институт независимых прокуроров, потому что мы все чаще и чаще наблюдаем конфликт между ведомствами. Напоминает это в определенном смысле борьбу.

Независимых прокуроров надо вывести из-под контроля Генеральной прокуратуры, чтобы они были абсолютно свободны в принятии своих решений. В наших условиях это означает одно — подчинение этой структуры Президенту Российской Федерации. Это должна быть группа объективных людей, которые имеют неподмоченную, абсолютно безукоризненную репутацию.

Я даже разрабатывал по этому поводу законопроект, потом его приостановили. Но идея эта должна сработать.

А организационно все варианты перебрали. Объединять следствие всех структур — МВД, ФСБ и так далее — неэффективно и нецелесообразно. Получается некий монстр с подчинением одному человеку.

Дмитрий Аграновский. Адвокат, правозащитник:

— Я вспоминаю Жванецкого. Историю про сантехника, который, посмотрев на кран, сказал: «Да тут всю систему надо менять». Следственный комитет — это отражение тех процессов, которые идут в государстве. Вот и все. Потому что правоохранительная система сейчас стала абсолютно обвинительной, на мой взгляд, абсолютно бесконтрольной, по крайней мере со стороны граждан.

Следственный комитет — такая вот вещь в себе, спецслужба — нуждается в постоянном контроле. Я сейчас этого контроля не вижу. Либо параметры этого контроля власть удовлетворяют. Мне один молодой судья — давно, правда, — говорил: я судья начинающий, буду давать построже, чтобы прокуратура была довольна.

Понятно, что это не имеет ничего общего с состязательностью процесса.

Как адвокат, как защитник граждан, я плохо представляю, что можно поменять собственно в СК, чтобы изменилось положение с правами граждан. Мне бы хотелось, чтобы изменения были не столько в СК, сколько в надзирающих органах. Потому что любые наши жалобы на действия следователей, они или остаются вообще без ответа, или в 99,9% случаев мы получаем отказ во всем.

Мне бы хотелось, чтобы эффективность нашей борьбы со следствием, борьбы в смысле состязательности в процессе, была выше. Чтобы суды к нам внимательнее прислушивались, чтобы внимательнее прислушивались начальники СК. Мы же имеем по закону право обжаловать действия следствия и начальнику Следственного комитета. Но это 100% отказ.

А что, могут его сотрудники быть правы в 100% случаев? Суды — почти то же самое, прокуратура — почти то же самое. Не надо забывать, что у нас оправдательных приговоров практически не выносится. Ну, скажем, 99,9% обвинительных. А по тяжким статьям оправдательных вообще нет, кроме как в суде присяжных. При такой ситуации следствие должно быть просто идеальным, безукоризненным.

А оно, мягко говоря, далеко от этого. И с каждым годом уровень падает. Конечно, мне бы хотелось, чтобы в Следственном комитете работали более опытные сотрудники. Я когда начинал работать в 1996 году, те следователи, с которыми я имел дело, это были такие дядьки лет за 50.

А когда я вел «болотное дело», там было очень много следователей, порядка ста человек; средний их возраст был, наверно, даже до 30. При всем моем уважении к ним — они в таком возрасте не могут быть достаточно опытными просто физически.

Но то, что я говорю, это не пороки собственно СК. Сейчас как ни реформируй, все равно будет получаться как в анекдоте: или пистолет, или пулемет. Я подчеркну — я это вижу: все реформы последних лет — к худшему. И реформы судебные, и реформа следствия.

Я не понимаю, зачем нужно было разделять Следственный комитет и прокуратуру. И так все неплохо работало. По крайней мере не хуже, чем сейчас. Я не понимаю, зачем нужно было менять стройную систему обжалования в кассации и надзоре и вводить апелляцию. Вот сейчас делают апелляционные суды.

Их будет 5 или 6. У нас огромная страна. Как регионы, где этих судов не будет, будут обжаловать приговоры? Поэтому я, пожив 25 лет при реформах, противник любых реформ. Пусть, наоборот, будут укреплять то, что есть.

Потому что во время реформ не до соблюдения прав человека, тут бы разобраться со своими местами и постами.

Источник: //www.mk.ru/politics/2018/08/23/posledniy-tanec-bastrykina-chto-ne-tak-so-sledstvennym-komitetom.html

СоцЗащита
Добавить комментарий