Срок действия разрешения на строительство

Продление разрешения на строительство: как продлить, документы, образцы заявлений, сроки получения

Срок действия разрешения на строительство

08:11 13.03.19

С 2018 года из списка объектов, на которые обязательно должно быть получено разрешение на строительство, были исключены малоэтажные дома, построенные на землях ИЖС и ЛПХ.

Теперь лишь требуется уведомление о начале и завершении строительства.

Уведомление включает в себя основные характеристики объекта, поэтому этот документ позволяет местным властям решение о том, может ли он быть построен на участке.

Подтвердить, что на участке можно строить – это далеко не единственная цель документа. Помимо того, что он дает право на застройку, он еще и определяет сроки, когда объект должен быть введен в эксплуатацию.

Законодательные нормы, касающиеся получения разрешения на строительство, регламентирует ст. 51 Градостроительного кодекса. Но здесь нужно помнить, что закон наделяет местные власти правом принимать собственные правовые акты.

Эти акты могут дополнять и расширять регламенты.

Строительство не закончено в срок?

Эта проблема знакома многим застройщикам. И чем ближе подходит срок прекращения действия разрешения, тем больше встает вопрос – что делать, когда документ станет недействительным. Многие застройщики ошибочно полагают, что в этом случае единственный выход – получать новые документы. На самом деле, закон наделяет застройщиков более широкими правами.

Действует документ 10 лет, но это касается не всех объектов. Для некоторых могут устанавливаться собственные сроки. В этом случае отдел архитектуры во время экспертизы проекта учтет архитектурные особенности, материалы, технологии, строительные нормы, особенности участка и другие параметры.

Федеральный закон и местные регламенты

Изменения графика работ уже во время стройки – не редкое явление. Даты могут переноситься неоднократно.

В результате в определенный момент становится понятно, что полностью построить объект до того момента, как выйдет срок действия разрешения, невозможно.

Пролонгировать срок действия можно, но в законе есть нюансы, незнание которых легко может привести к тому, что вместо завершения работ придется заново собирать все разрешительные документы.

Основной правовой документ, которым руководствуются местные власти – Градостроительный кодекс (ст.51). Но на местах могут быть приняты и собственные местные регламенты, которые также регулируют работу отдела архитектуры и градостроения. Обычно местные регламенты устанавливают требования:

  • К заявлению, его форме и содержанию.
  • Дополнительным документам, которые нужно представить вместе с заявлением.

Когда требования закона и регламенты соблюдаются, продлить срок действия разрешения на строительство быстро и просто.

Но прежде чем обращаться с заявлением, рекомендуем или изучить местные регламенты или сразу обращаться за помощью к специалистам. Например, может отличаться состав пакета документов.

В результате вы предоставляете неполную документацию и получаете обоснованный отказ в продлении.

Необходимые условия для продления разрешения

Условия, необходимые для того, чтобы без труда продлить разрешение на строительство, указаны в Градостроительном кодексе:

  • За 10 дней до того, как срок действия разрешения выйдет, нужно подать заявление в отдел архитектуры о продлении документа. 10-дневный срок установлен только в 2018 году. Раньше этот период был 60 дней.
  • Собрать дополнительные документы по перечню, установленному местными регламентами.
  • Строительство должно вестись и этот факт должен быть подтвержден документами. Это может быть акт о начале строительства, формы КС-2 и КС-3, договоры подряда, уведомление о начале строительных работ и т.д. Если по закону вы должны уведомить местные органы власти о начале строительства, то отсутствие такого уведомления будет оценено, как факт того, что стройка не ведется. А это – основание для отказа в продлении разрешения.

Заявление на продление

Форма и содержание заявления устанавливаются местными регламентами. Единой формы не существует. Тем не менее, есть требования по его содержанию. Неполные данные в заявлении влекут отказ в его приеме и регистрации.

А так как до конца срока действия документов времени, как правило, остается немного, такая задержка может привести к тому, что вместо пролонгации вы получите отказ по причине пропущенных сроков.

Поэтому лучше воспользоваться типовым бланком или обратиться за помощью.

Обязательным пунктом в заявлении будут причины задержки строительства. Важно!! Когда указываете причины, не стоит ссылаться на финансовые сложности. Это не считается уважительной причиной.

Скачать утвержденный образец Заявление о продлении срока действия разрешения на строительство, реконструкцию (для юридических лиц).

Скачать пример заполнения Заявление о продлении срока действия разрешения на строительство, реконструкцию (для юридических лиц).

Скачать утвержденный образец Заявление о продлении срока действия разрешения на строительство, реконструкцию (для физических лиц, индивидуальных предпринимателей).

Скачать пример заполения Заявление о продлении срока действия разрешения на строительство, реконструкцию (для физических лиц, индивидуальных предпринимателей).

Дополнительные документы

Список документов в разных регионах может отличаться. Уточнять его надо в местных регламентах или у специалистов. В любом случае, при подготовке пакета документов нужно ориентироваться на местные нормы. Стандартный пакет включает в себя:

  • Правоустанавливающие документы на участок застройки.
  • Еще действующее разрешение.
  • Проект со скорректированными датами завершения стройки.
  • График работ.

Сроки продления

Нововведения 2018 года изменили сроки продления. Раньше нужно было подать заявление за 2 месяца до окончания срока действия документа, потом местные власти в течение 30 дней рассматривали его и выносили решение.

Сейчас все намного быстрее. Решение о продлении или отказ выносится в течение 7 дней с момента регистрации вашего заявления.

Основания для отказа в пролонгации

Причины для отказа в продлении определены регламентами:

  • Не хватает документов, в них допущены неточности, нет нужных сведений.
  • Строительство не велось и к моменту окончания срока действия разрешения на площадке нет признаков работ.
  • Пропущен срок подачи заявления или оно подано уже после того, как срок действия разрешения истек.

Получили отказ: что делать?

Когда местные власти отказывают продлевать действие документа, вы получаете мотивированное решение. В документе указаны причины, по которым вам отказали. К сожалению, встречаются ситуации, когда отказ не обоснован с точки зрения закона. В этом случае можно попробовать обжаловать отказ. Основания для обжалования:

  • Нарушение сроков со стороны местных властей, затягивание процедуры.
  • Отказ на основании того, что были представлены не все документы, но как недостающая указана документация, которой нет в регламентах.
  • Власти отказали вам в оказании услуги.

Что делать, если отказали?

Сразу после получения отказа можно подать жалобу. Ее оформляют на бумажном или электронном носителе. Если вы направляете электронную жалобу, она должна быть заверена ЭЦП. В жалобе указываются аргументы, почему вы не согласны с решением местных властей.

Если обращение с жалобой не помогло, можно обратиться в суд. Прежде чем подавать исковое заявление и начинать тяжбу, нужно учитывать, что суд не всегда встает на сторону истца. Суд примет решение в вашу пользу, если:

  • Выявлены нарушения со стороны должностных лиц.
  • Вы пропустили срок подачи заявления, но подали его еще до того, как разрешение стало недействительным.

Не получится обжаловать отказ даже через суд в следующих случаях:

  • Вы подали заявление после истечения срока действия.
  • Стройка не была начата.
  • В процессе строительства сильно изменились характеристики объекта (в проект были внесены изменения).

Это абсолютные основания для отказа. Если вы оказались в одной из таких ситуаций, проще и быстрее получить новые документы.  

Если стройка не начиналась, скрыть этот факт невозможно. Вам придется заново пройти все этапы, включая подготовку документов, проекта или эскизов, планов коммуникаций и пр. Здесь есть один нюанс, который все же нужно знать.

Закон однозначно говорит о том, что продлить разрешение, если строительство не было начато, невозможно и единственный выход – получение новых документов. Но в законе нет указаний на то, на какой стадии должно находиться строительство.

То есть, если вы начали работы непосредственно перед тем, как подать заявление, у властей нет законных оснований отказать вам. Но прежде чем пользоваться этим методом, оцените риски. Разрешение нельзя продлевать бесконечно.

С момента его пролонгации у вас будет 3 года, чтобы полностью завершить работы. Иногда проще получить новое разрешение.

Цена продления разрешения на строительство

Услуга бесплатна. Для того чтобы продлить действие разрешения, нужно только подать заявление и документы, госпошлины или других платежей вносить не нужно. Платно могут быть, только услуги оказываемы кадастровыми инжинерами в подготовке необходимых документов.

Срок действия

После пролонгации разрешение действительно еще три года. На этот срок не влияют никакие внешние факторы, а это значит, что за 3 года строительство должно быть закончено. Если вам не хватит и этого дополнительного периода, придется получать новые документы.

Как избежать проблем при пролонгации

Условия для пролонгации указаны в Градостроительном кодексе. Если все условия соблюдены, через неделю вы получите разрешение и сможете спокойно продолжать работы. Процедура, в целом, не имеет сложностей, поэтому все можно сделать самостоятельно.

Закон дает право собственнику действовать через представителя, оформив нотариальную доверенность. Когда ваши интересы представляют специалисты нашей компании, риск отказа сводится к минимуму. Мы соберем все нужные документы, подадим заявление, будем общаться с местными властями. Благодаря помощи наших специалистов, вы сможете продлить срок разрешения без проблем.

Источник: https://geomergroup.ru/article/prodlenie-sroka-dejstviya-razresheniya-na-stroitelstvo.html

Продление разрешения на строительство

Срок действия разрешения на строительство

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Службой, должностными лицами Службы, государственными гражданскими служащими Службы в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителей документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Службы, должностного лица Службы в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя.

В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • договор, в том числе договор между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом, решение собрания, содержащие указания на полномочия доверенного лица по представлению заявителя при предоставлении государственной услуги;
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем gри личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе, непосредственно в Службу, в месте предоставления государственной услуги, по почте, в электронном виде посредством Портала. В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Службы, ее должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Службой.

Жалобы на решения, принятые начальником Службы, подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Службы в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2014 №14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга, уполномоченный на ее рассмотрение, и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение исполнительном органе государственной власти Санкт‑Петербурга.

Жалоба должна содержать:

  • наименование исполнительного органа государственной власти Санкт‑Петербурга, должностного лица государственного органа, либо государственного гражданского служащего исполнительного органа государственной власти Санкт‑Петербурга, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) исполнительного органа государственной власти Санкт‑Петербурга, должностного лица исполнительного органа государственной власти Санкт‑Петербурга, либо государственного гражданского служащего исполнительного органа государственной власти;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) исполнительного органа государственной власти Санкт‑Петербурга, должностного лица исполнительного органа государственной власти Санкт‑Петербурга, либо государственного гражданского служащего исполнительного органа государственной власти. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в Службу, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом Службы, наделенным полномочием по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

В случае обжалования отказа Службы, должностного лица Службы в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Служба принимает одно из следующих решений: удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Службой опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах; отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы уполномоченный на ее рассмотрение орган принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование государственного органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя; основания для принятия решения по жалобе; принятое по жалобе решение;
  • в случае, если жалоба признана обоснованной, — информация о действиях, осуществляемых Службой в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается начальником Службы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления, должностное лицо Службы, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Служба отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Служба вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в ней вопросов в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае если в обращении (жалобе) содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение (жалобу), о недопустимости злоупотребления правом.

О данном решении гражданин, направивший жалобу, уведомляется тем государственным органом или должностным лицом, в адрес которых поступила указанная жалоба.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Служба в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Порядок обжалования решения по жалобе

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Службы (справочно‑информационная служба Правительства Санкт‑Петербурга 315‑98‑83, справочная информация о непосредственно координирующем и контролирующем деятельность Службы размещена на сайте администрации Санкт‑Петербурга www.gov.spb.ru), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Службы, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

Источник: https://gu.spb.ru/246083/eservice/

Разрешение на строительство дома на земле ИЖС

Срок действия разрешения на строительство

Возведение дома регулируется соответствующими строительными нормами и правилами и контролируется органами государственного строительного надзора. Однако весь этот сложный процесс начинается с первого шага — получения разрешения на строительство.

Перед началом строительства необходимо, чтобы проектная документация жилого дома имела полное соответствие с требованиями градостроительного регламента, проекта межевания и планировки территории.

Поскольку каждый участок земли, согласно категории земель к которым он относится, имеет свои требования и ограничения по размещению объектов на его территории, то требуется также подтверждение о том, что на нем можно осуществлять строительство жилого дома.

Чтобы понять, какие постройки можно возводить в случае индивидуального строительства на землях ИЖС, необходимо обратиться к Классификатору, который является приложением к Приказу N 540. В нем говорится, что в данном случае можно строить:

  1. Жилой дом в котором, в силу условий, могут постоянно проживать люди. Он должен иметь не более трех этажей. Нормы строительства, СНиП и порядок расположения объектов на территории описаны в этой статье.
  2. Подсобные помещения и индивидуальные гаражи.

Возводить жилые дома на территории земельного участка без разрешения на строительство запрещено. Законом предусмотрены исключения лишь в случае, если к такой земле не применяется и на нее не распространяется действие градостроительного регламента. (ч.3ст.51  ГК).

Где и как получить разрешение на строительство

Ответственным за выдачу разрешения на строительство является орган местного самоуправления по месту нахождения участка предполагаемой застройки (ч.4 ст.51  ГК).

Именно туда застройщик направляет заявление и сопутствующие документы.

Также существует возможность направить заявление и прилагающийся к нему пакет документов через многофункциональный центр, который предоставляет государственные и муниципальные услуги.

К заявлению требуется приложить следующий пакет документов:

  1. Документы на правовладение земельным участком.
  2. Градостроительный план на земельный участок, причем между датой его выдачи и моментом подачи заявления не должно пройти больше 3-х лет.
  3. Планировочная организация участка (схемы) в которой обозначено место, где размещается объект индивидуального жилищного строительства.
  4. Описание внешнего вида объекта при условии, что он будет строиться на территории исторического поселения, которое имеет федеральное или региональное значение (ч.9 ст.51  ГК).

Проектная документация на дом может быть предоставлена по желанию гражданина.

Порядок рассмотрения заявления

Если застройщик самостоятельно не предоставил документы, перечисленные в п.1 и 2, то уполномоченные органы сами запрашивают их у подведомственных организаций, имеющих доступ к ним. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) данных о документах из п.1, застройщик обязан предоставить их сам.

В срок до семи дней с момента получения заявления, органы местного управления проверяют наличие всей документации и ее соответствие нормативам и требованиям. В результате застройщику выдадут либо разрешение на строительство, либо обоснованный отказ в его выдаче (ч.11 ст.51  ГК).

В случае отказа застройщик может его обжаловать через судебные инстанции. Если же разрешение было выдано, то к нему прилагается описание внешнего вида будущего жилого дома (ч.16.1 ст.51  ГК).

В срок 3 дня с момента, когда разрешение было выдано, государственный орган его выдавший направляет копию разрешения в органы, которые имеют полномочия осуществлять государственный строительный надзор (ч.15 ст.51  ГК).

После выдачи документа, застройщик обязан в срок 10 дней предоставить данные об объекте строительства в органы власти, выдавшие разрешение.

К такой информации относятся результаты инженерных изысканий, проектная документация или планировочная организация участка (схемы) в которой обозначено место, где размещается объект индивидуального жилищного строительства (все в копии 1 экземпляр), площадь, высота и количество этажей жилого дома (ч.18 ст.51  ГК).

Когда разрешение не нужно

Не всегда для строительства на землях ИЖС требуется разрешение. В определенных случаях законом разрешено не получать его. К таким вариантам относится строительство:

  • гаража на земле, которая предоставлена владельцу для ведения садоводческого или дачного хозяйства или для целей не коммерческого характера;
  • киосков, навесов и всего того, что не является объектом капитального строительства;
  • сооружения/строения, имеющего вспомогательный характер;
  • буровых скважин или проведение капитального ремонта уже имеющегося жилого объекта, при условии, что данные изменения не затронут его надежности, а все нормативы законодательства по его строительству останутся прежними;
  • в иных случаях, которые предусмотрены законом (ч.17 ст.51 ).

Срок действия разрешения на строительство

Разрешение на строительство выдается на весь срок, оговоренный в проекте. В случае индивидуального строительства жилого дома, срок действия ограничивается 10 годами.

Однако все эти сроки застройщик может продлить, если подаст соответствующее заявление за 60 дней до их истечения.

Органы местного самоуправления вынуждены будут отказать в продлении, если выяснится, что за истекший период стройка так и не началась (ч.19-20 ст.51  ГК).

Если вдруг право собственности перейдет другому владельцу, сроки разрешения на строительство останутся неизменными. Однако, по решению органов, выдавших его, данный документ может быть отменен если:

  1. Имеет место принудительное прекращение прав собственности или их изъятие в пользу государства.
  2. Владелец оформил отказ от права собственности на участок земли.
  3. Расторгнут договор, присваивавший право владения участком застройщику.

Дом должен был быть построен на участке земли и для целей, предназначенных для использования ее недр, но на данную деятельность был наложен запрет (ч.21-21.1 ст.51  ГК).

Решение о том, чтобы прекратить действие разрешения принимается уполномоченными органами в срок 30 дней со дня прекращения прав владения на участок (ч.21.2 ст.51  ГК).

Строительство можно начинать сразу после получения разрешения. В ч.1, 2 ст.51 говорится, что данный документ дает право и основание на осуществление такой деятельности.

После завершения строительного процесса новую постройку необходимо зарегистрировать. Сделать это можно обратившись в учреждение Росреестра с соответствующим заявлением и документами.

Итогом регистрации будет выдача владельцу свидетельства о праве собственности на построенный им дом.

Источник: http://www.landatlas.ru/kategorii-zemel/izhs/razreshenie-na-stroitelstvo-doma-na-zemle-izhs.htm

Какие риски могут возникать при покупке недостроя?

Срок действия разрешения на строительство

Кислов С.С., эксперт журнала

Организация рассматривает целесообразность приобретения объекта незавершенного строительства (не МКД) и земельного участка. Свидетельства о праве собственности на оба объекта у продавца есть.

Проблема в том, что «незавершенка» имеет невысокий процент готовности, а срок действия разрешения на строительство у организации истек.

Какие риски могут возникнуть у покупателя недвижимости? Правильно ли мы понимаем, что уполномоченный орган обязан выдать покупателю новое разрешение на строительство?

Получив данный вопрос от читателя, мы решили «копнуть» чуть глубже. Подробнее о нюансах продления разрешения на строительство и внесения изменений в него, а также о рисках покупателя – в этом материале.

Легко ли продлить разрешение на строительство?

 По общему правилу (если объект не является объектом долевого строительства) в соответствии с ч. 20 ст.

 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения.

В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Иными словами, для продления разрешения на строительство необходимо:

  • подать заявление не менее чем за 60 дней до истечения срока действия ранее выданного разрешения;
  • начать строительные работы до подачи такого заявления.

Причем правоприменительная практика исходит из того, что несоблюдение установленного срока подачи заявления не является основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Соответственно, если строительство объекта начато в период действия разрешения на строительство и это разрешение не отменено и не признано недействительным (незаконным), уполномоченный орган не вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство.

Обратите внимание:

Указанный вывод справедлив при условии, что заявление подано с нарушением срока (менее чем за 60 дней), но до того как истек срок действия разрешения на строительство.

Если заявление подано после истечения срока действия разрешения на строительство, рассчитывать на его продление можно лишь в некоторых случаях. Суды считают законным отказ уполномоченного органа в продлении разрешения на строительство, поскольку закон (ч. 20 ст.

 51 ГрК РФ) не предусматривает возможности продления срока действия истекшего к моменту обращения разрешения на строительство, после истечения срока действия разрешения на строительство может быть выдано только новое разрешение (постановления АС ВВО от 13.12.

2016 № Ф01-5530/2016 по делу № А82-18126/2015, Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 № 09АП-8930/2017 по делу № А40-223852/16[2]).

Тем не менее окончательная судьба фактически утратившего силу разрешения на строительство зависит от конкретных обстоятельств, важными среди которых являются следующие:

  • период просрочки;
  • степень готовности объекта.

Пример 1.

Застройщик подал заявление о продлении разрешения на строительство спустя два дня после того, как истек срок его действия. Степень готовности объекта составляла 90%.

Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения, сославшись на то, что срок его действия истек и законодательством не предусмотрено продление срока действия недействующего разрешения на строительство.

Арбитражный суд встал на сторону застройщика, решив, что при указанных обстоятельствах (двухдневная просрочка и 90%-я степень готовности) отказ в продлении срока действия разрешения на строительство нарушает права организации (Постановление АС ЗСО от 15.

12.2015 № Ф04-27933/2015 по делу № А46-4326/2015). Причем судья ВС РФ не нашел оснований для передачи данного дела в Судебную коллегию для пересмотра (Определение от 18.04.2016 № 304‑КГ16-2723), тем самым подтвердив обоснованность выводов нижестоящего суда.

Пример 2.

Воспользуемся условиями примера 1 с той разницей, что заявление подано спустя пять лет после истечения срока действия разрешения на строительство, а степень готовности объекта оценена в 11%.

Отказ в продлении срока действия разрешения на строительство суд признал законным, отметив, что в данном случае имеет место не просто нарушение срока для обращения с заявлением о продлении действующего разрешения на строительство.

Организация требует продлить действие разрешения, срок которого истек пять лет назад. При этом нет доказательств противоправного бездействия администрации либо наличия иных обстоятельств, препятствовавших застройщику своевременно обратиться с соответствующим заявлением.

При таких обстоятельствах продление срока действия разрешения на основании ч. 20 ст. 51 ГрК РФ недопустимо. Исходя из смысла положений градостроительного законодательства возможно продление только действующего разрешения на строительство.

После истечения срока его действия может быть выдано только новое разрешение (Постановление АС ВВО от 13.12.2016 № Ф01-5530/2016 по делу № А82-18126/2015).

Представленные примеры из судебной практики свидетельствуют, что позиция арбитров зависит от конкретных обстоятельств, прежде всего от добросовестности действий застройщика.

При этом, даже вставая на сторону уполномоченных органов, суды отмечают, что застройщик вправе обратиться с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство (см., например, Постановление АС МО от 21.06.

2017 № Ф05-8315/2017 по делу № А40-223852/2016).

Внесение изменений в разрешение на строительство

 По общему правилу, установленному ч. 21 ст. 51 ГрК РФ, при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства срок действия разрешения на строительство сохраняется (исключения перечислены в ч. 21.1 этой же статьи).

Лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка (ч. 21.5 ст. 51 ГрК РФ).

Приобретатель земельного участка обязан в письменной форме уведомить о переходе к нему права на земельный участок орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (ч. 21.10 той же статьи).

В срок не более чем десять рабочих дней со дня получения уведомления уполномоченный орган примет решение о внесении изменений в разрешение на строительство (ч. 21.14) и в течение пяти рабочих дней уведомит об этом застройщика (ч. 21.16 ст. 51 ГрК РФ).

Таким образом, покупатель земельного участка вправе продолжать строительство на основании ранее выданного первоначальному застройщику (продавцу) разрешения на строительство, которое сохраняет свое действие до указанного в нем срока.

Вывод: покупатель земельного участка не обязан получать новое разрешение на строительство. Закон позволяет обратиться в уполномоченный орган с заявлением о внесении изменений в разрешение, выданное продавцу (в части наименования застройщика).

Сказанное справедливо, если срок действия ранее выданного разрешения не истек. В противном случае речь будет идти о просьбе внести изменения в фактически утративший силу документ. Понятно, что уполномоченный орган не удовлетворит такую просьбу.

А есть ли шансы в судебном порядке добиться внесения изменений в разрешение на строительство, срок действия которого истек? Полагаем, подход к решению этого вопроса может быть таким же, как и в отношении продления разрешения (с той лишь разницей, что теперь 60‑дневный срок не имеет значения).

Иными словами, можно предположить, что, рассматривая иск, арбитры также будут оценивать конкретные обстоятельства – продолжительность просрочки и степень завершенности объекта.

На наш взгляд, суд может обязать администрацию внести изменения в разрешение на строительство, если срок его действия закончился за несколько дней до обращения покупателя в уполномоченный орган и степень готовности близка к 100%. В случае если срок действия разрешения закончился за несколько лет до перехода права собственности, нет оснований рассчитывать на благосклонность судей.

По сути, до совершения сделки купли-продажи первоначальный застройщик должен был обратиться с просьбой продлить срок действия разрешения, что позволило бы покупателю просить о внесении в него изменений. Заявлять иск одновременно о продлении давно утратившего силу разрешения и внесении в него изменений практически бессмысленно. Арбитры откажут покупателю (Определение ВС РФ от 17.10.2017 № 307‑КГ17-14507 по делу № А05-8878/2016).

Возможные варианты развития событий

 Трудным, но все‑таки благоприятным для покупателя следует признать такой вариант, когда организации пришлось в судебном порядке добиваться внесения изменений в разрешение на строительство. Однако возможно и иное: суд отказал покупателю в удовлетворении требований, признав законным отказ уполномоченного органа.

Хорошо, если в такой ситуации организации удастся получить новое разрешение на строительство. А если нет? Чем это чревато? Выполнение работ без разрешения на строительство влечет административную ответственность (ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ предусматривает наложение а организацию штрафа в размере от 500 тыс. до 1 млн руб.

или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Отсутствие разрешения на строительство означает невозможность принятия объекта для осуществления государственного строительного надзора и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Причем эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию также является административным правонарушением и в соответствии с ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа, в частности, на юридических лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

Важно, что уплата штрафа не освобождает организацию от исполнения требований законодательства. Поэтому неправильно полагать, что, однажды заплатив штраф, организация сможет в дальнейшем использовать здание по своему усмотрению.

Также важно понимать, что здание, возведенное без получения разрешения на строительство, может быть признано самовольной постройкой.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки (п. 1 и 2 ст.

 222 ГК РФ). По общему правилу самовольная постройка подлежит сносу.

Закон предоставляет возможность признания права собственности на самовольную постройку в судебном порядке (п. 3 той же статьи). Однако это потребует больших трат времени и сил, к тому же успех в суде не гарантирован.

[1] См. определения ВС РФ от 09.02.2017 № 305‑КГ16-19936 по делу № А40-62700/2016 и от 04.05.2016 № 136‑ПЭК16 по делу № А63-11027/2013, постановления АС МО от 21.11.2016 № Ф05-16820/2016 по делу № А41-106633/15 и от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, ФАС ДВО от 15.12.2013 № Ф03-6140/2013 по делу № А51-7498/2013 и др. [2] Постановлением АС МО от 21.06.2017 № Ф05-8315/2017 данное постановление оставлено без изменения.

Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение, №11, 2017 год

Источник: https://www.audar-press.ru/riski-pri-pokupke-nedostroya

СоцЗащита
Добавить комментарий