Срок пребывания иностранных граждан в россии в 2018 году

Новые правила работы с иностранными гражданами

Срок пребывания иностранных граждан в россии в 2018 году

Работодатели всегда очень аккуратны при приёме иностранных граждан на работу, ведь законодательные требования довольно строги, а при нарушении установленного порядка предусмотрены большие штрафы. Да и нормы законодательства часто меняются, за всем не уследить.

Вот и летом 2018 года законодатель внёс несколько изменений в работу с иностранными гражданами. Некоторые новеллы уже вступили в силу, но на практике возникает множество вопросов.

В статье мы рассмотрим основные изменения и попробуем разобраться, как работают новые правила.

Изменения миграционного учёта иностранных граждан

Первые нововведения внесены Федеральным законом от 27.06.2018 № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”». Уже с 8 июля 2018 года действуют новые правила миграционного учёта иностранных сотрудников. В частности:

– определён перечень мест пребывания, по адресу которых иностранный гражданин подлежит учёту по месту пребывания.

Теперь местом пребывания может быть  жилое помещение, в котором иностранец постоянно проживает, либо гостиница или иная организация, оказывающая  гостиничные услуги, санаторий, дома отдыха, пансионаты, детские оздоровительные  лагеря, туристские базы, кемпинги или иные помещения, в которых он фактически проживает, либо иностранец может зарегистрироваться по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определённого места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится;

– устанавливается, что иностранный гражданин подлежит постановке на учёт по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещённую законодательством РФ деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном;

– уточняется, что под местом пребывания понимается жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в которых иностранный гражданин фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин подлежит постановке на учёт по месту пребывания.

Таким образом, работодатель будет принимающей стороной при соблюдении двух условий:

– у него трудится иностранец или лицо без гражданства;

– этот сотрудник живет по адресу компании или в её помещении без адреса.

Ранее  организацию признавали  принимающей стороной, если иностранец или лицо без гражданства в ней фактически проживал или работал (находился).

Но у принимающей стороны возникает множество  практических вопросов.

Например, можно ли зарегистрировать иностранного гражданина по адресу арендованного помещения? Исходя из буквального толкования принятых изменений, запрета на это не установлено.

Сказано лишь, что регистрация возможна в любом помещении организации. А таких требований, как наличие права собственности на помещение, не предусмотрено.

Кроме этого, работодатели задаются вопросом: какие нормы установлены к помещениям, в которых можно регистрировать мигрантов? Такие нормы не утверждены (к примеру, по аналогии с требованиями по количеству квадратных метров на человека в жилом помещении). Как видим, вопросов больше, чем ответов, содержащихся в законодательстве.

Итак, в связи с вступлением в силу данного закона, работодатели иностранных граждан больше не смогут ставить мигрантов на миграционный учёт по месту пребывания по адресу своей организации, если иностранный гражданин фактически не проживает по этому адресу.

Иностранные граждане, поставленные на миграционный учёт по адресу работодателя, но фактически там не проживающие, будут оштрафованы за отсутствие регистрации в случае, если это обнаружится.

Например, если проверка застанет иностранца в месте проживания мигрантов, проверит его регистрацию, а она будет оформлена на адрес работодателя, что не будет соответствовать месту фактического проживания.

Правовое положение иностранцев в 2019 году

С 16 января 2019 года вступают в силу изменения в статью 16 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 19.07.2018 № 216-ФЗ.

Установлено, что приглашающая сторона принимает меры по обеспечению соблюдения приглашённым иностранным гражданином порядка пребывания в РФ в части соответствия заявленной им цели въезда фактически осуществляемой в период пребывания в РФ деятельности или роду занятий, а также по обеспечению своевременного выезда приглашённого иностранного гражданина за пределы России по истечении определённого срока его пребывания в РФ. Перечень и порядок применения указанных мер устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Если приглашённый иностранец ведёт в РФ деятельность, отличную от той, которую он заявил при въезде как цель визита в страну, либо задержался в стране дольше установленного срока, отвечать за  его поведение будет пригласившая организация.

Так, неподобающее поведение иностранного гостя (например, работа вместо учёбы) может иметь последствия: пригласившего его российского гражданина могут оштрафовать на сумму от 2 000 до 4 000 рублей, а организацию – на сумму от 400 000 до 500 000 рублей. Должностным лицам компаний в подобной ситуации грозит штраф в размере от 45 000 до 50 000 рублей.

Изменения в процедуре снятия иностранца с учёта по месту пребывания

Федеральный закон от 29.07.

2018 № 257-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 23 Федерального закона “О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” в части снятия иностранного гражданина или лица без гражданства с учёта по месту пребывания в Российской Федерации» вносит изменения в процедуру снятия иностранца с учёта. Такие изменения вступили в силу 10 августа 2018 года.

По факту вводится такой документ, как «Уведомление об убытии иностранного гражданина из места пребывания». Согласно содержанию закона представление уведомления об убытии становится обязанностью принимающей стороны.

Уведомление может быть подано принимающей стороной одним из следующих способов:

  • непосредственно в соответствующий орган миграционного учёта, в котором иностранный гражданин был поставлен на миграционный учёт;
  • направлено почтовым отправлением;
  • передано через многофункциональный центр.

При этом форма уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания, порядок его заполнения и передачи (в том числе и сроки) в органы миграционного учёта находятся на стадии утверждения МВД России.

Вместе с тем закон не даёт ответа на вопрос, что следует понимать под убытием иностранного гражданина из места пребывания (каковым является помещение, которое он регулярно использует для отдыха и сна).

Несмотря на то что закон уже вступил в силу 10 августа, точные сроки обязательного снятия с миграционного учёта иностранных граждан пока не установлены. Кроме того, на сегодняшний день также нет ни регламента, ни бланков уведомления о снятии иностранцев с миграционного учёта. 

Возможно, ответ будет дан в соответствующем Приказе МВД России, иначе уведомления придётся подавать при каждом случае фактического отсутствия иностранца в предоставляемом ему для проживания помещении.

Итак, ознакомившись с основными изменениями в отношении иностранной рабочей силы, кадровики подкованы в своей дальнейшей работе. В разъяснения того, что приняли, как показывает практика, появятся вскоре после вступления в силу новых норм.

Проверьте себя

  • При приёме на работу иностранный сотрудник предъявляет те же документы, что и гражданин РФ:

а) верно, при приёме на работу иностранцы должны предоставить перечень того, что поименовано в статье 65 ТК РФ;

б) кроме документов, которые представляет гражданин РФ, иностранец обязан представить документы, поименованные в статье 327.3 ТК РФ.

2) Всегда ли с иностранными гражданами заключается срочный трудовой договор?

а) да, всегда – на срок оплаченного патента;

б) срочный трудовой договор заключается только в случаях, предусмотренных статьёй 59 ТК РФ. В остальных случаях договор должен быть бессрочным.

  • О приёме всех иностранных граждан необходимо уведомить территориальный орган в сфере миграции в течение трёх рабочих дней:

а) да, исключений не установлено;

б) согласно позиции ВС РФ (Постановление ВС РФ от 30.05.2017 № 78-АД17-19) работодателям  при заключении трудового  договора с гражданином Беларуси не нужно уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.

  • Нужно ли уведомлять службу занятости об увольнении иностранного работника?

а) не нужно, данная норма отменена;

б) нужно всегда;

в) нужно только при увольнении иностранца, обучающегося в РФ по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по имеющей госаккредитацию основной профессиональной образовательной программе.

Ответы

Источник: https://www.4dk.ru/news/d/20181026110912-novye-pravila-raboty-s-inostrannymi-grazhdanami

Иностранным гражданам и лицам без гражданства

Срок пребывания иностранных граждан в россии в 2018 году

Уважаемые иностранные граждане и лица без гражданства!

Федеральным законом от 21.12.2013 № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» усиливается ответственность (вплоть 

до уголовной) за нарушение правил регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания (жительства) в пределах Российской Федерации и миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Место пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации – жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин и (или) по адресу которых иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания.

При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения. Постановку на миграционный учет осуществляет принимающая иностранного гражданина сторона (организация или частное лицо).

Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания

Для постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранный гражданин по прибытии в город Москву предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту.

Принимающая сторона направляет в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного в место пребывания через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направлением почтового отправления в течение 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления.

Принимающая сторона с соблюдением сроков представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр или направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.

Подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета, или организацией федеральной почтовой связи.

Отрывная часть бланка уведомления о прибытии возвращается иностранному гражданину.

Срок пребывания на территории Российской Федерации

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, а прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток.

По истечении разрешенного срока временного пребывания иностранный гражданин должен покинуть пределы Российской Федерации.

Срок временного пребывания трудящегося-мигранта определяется сроком действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем либо сроком действия патента не осуществление трудовой деятельности у физического лица.

Ответственность за нарушение правил миграционного учета

За нарушение правил миграционного учета иностранных граждан предусмотрена ответственность согласно Кодексу об административных правонарушениях и Уголовному кодексу Российской Федерации.

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации:

– за нарушение иностранным гражданином правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) (отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или утрата таких документов, уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания) – влечет наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до семи тыс. рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

– за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. рублей.

За фиктивную регистрацию или постановку на учет иностранного гражданина установлена уголовная ответственность (статьи 322.2 и 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации), предусматривающая наказание в виде:

– штрафа в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей;

– принудительных работ на срок до трех лет либо лишения свободы на тот же срок.

Источник: https://butyrsky.mos.ru/direction-of-activity/security/the-migratory-account/foreign-citizens-and-persons-without-citizenships/

Учет иностранных граждан в гостиницах и организациях, оказывающих гостиничные услуги

Срок пребывания иностранных граждан в россии в 2018 году

Особенности миграционного учета иностранных граждан в гостиницах и организациях, оказывающих гостиничные услуги (актуально для санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, детских оздоровительных лагерей, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, организаций социального обслуживания)

Миграционный учет иностранных граждан регулируется Федеральным законом от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон, Закон о миграционном учете).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 2 статьи 22 Закона обязанность по уведомлению органа власти в сфере миграции о прибытии иностранного гражданина (далее по тексту под иностранными гражданами понимаются также лица без гражданства) ложится на принимающую сторону.

Применительно к описываемой ситуации принимающей стороной является юридическое лицо, предоставившее в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину жилое помещение.

Уведомление о прибытии по общему правилу представляется принимающей стороной в течение 7-ми рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания.

При этом постановка на учет по месту пребывания иностранных граждан осуществляется по адресу гостиницы, в которой они фактически проживают [1].

Однако, в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 20 Закона, в случае, если иностранный гражданин находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания.

Это правило распространяется на всех иностранных граждан, как временно пребывающих и временно проживающих (то есть получивших разрешение на временное проживание) [2], так и постоянно проживающих (то есть получивших вид на жительство в Российской Федерации) [3].

При этом согласно подпункта «а» пункта 2 части 2 статьи 22 Закона уведомление о прибытии может быть представлено в орган миграционного учета непосредственно (то есть «ногами») либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) либо направлено в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи [4].

Казалось бы Закон излагает всю процедуру предельно понятно. Однако:

I. Порядок выполнения действий администрацией гостиницы при постановке на учет иностранного гражданина.

1. Проверка документов иностранного гражданина при заселении в гостиницу.

По прибытии иностранного гражданина (его заселении) в гостиницу он, согласно подпункту «а» пункта 1 части 2 статьи 22 Закона, обязан предъявить паспорт и миграционную карту (у иностранцев-визовиков виза, как правило, вклеивается в паспорт [10]).

В силу части 2 статьи 25.10 Закона № 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” физические и юридические лица, содействующие иностранному лицу в незаконном пребывании (проживании) в Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, далее необходимо установить, что гость находится на территории Российской Федерации, соблюдая установленный для иностранных граждан порядок пребывания.

В противном случае, если в ходе проведения проверки органами миграционного контроля будет установлено, что иностранец на момент заселения находился в России с нарушением установленного порядка, оказание ему гостиничных услуг может повлечь административную ответственность гостиницы по части 3 статьи 18.9 КоАП РФ.

1.1. Документами, подтверждающими право на законное нахождение иностранцев в России являются следующие документы, действительные на момент заселения гостя и в период его нахождения в гостинице:

√ Паспорт/удостоверение беженца/свидетельство о предоставлении временного убежища [11]. В случае представления гостем удостоверения беженца/свидетельства о предоставлении временного убежища заселение его возможно на весь период действия документа, вне зависимости от того региона, где документ был оформлен;

√ Разрешение на временное проживание (при наличии). В случае если разрешение на временное проживание выдано в виде отдельного документа, его владелец является лицом без гражданства и указанный документ признается удостоверяющим его личность [12]. Заселение возможно на весь период действия разрешения на временное проживание, вне зависимости от того региона, где документ был оформлен;

√ Вид на жительство (при наличии).

В случае если вид на жительство выдан в виде отдельного документа, его владелец является лицом без гражданства и указанный документ признается удостоверяющим его личность [13].

Лицам, получившим вид на жительство виза не требуется [14]. Заселение возможно на весь период действия вида на жительство, вне зависимости от того региона, где документ был оформлен;

√ Миграционная карта (не выдается гражданам Республики Беларусь и иностранцам, получившим разрешение на временное проживание или вид на жительство);

√ Виза (в соответствии с некоторыми межправительственными соглашениями виза не требуется гражданам Германии, Италии, Македонии, Турции, получившим разрешение на временное проживание в Российской Федерации [15]).

В отношении визовых иностранцев необходимо исходить из положений пункта 1 статьи 5 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, согласно которым срок пребывания визового иностранца определяется сроком действия его визы.

Таким образом, иностранцы-визовики законно находятся в России в течение срока действия их визы. Заселение возможно на весь период действия визы.

Группа риска – это иностранные граждане, въехавшие в Россию по многократным деловым и гуманитарным визам (выданным на 1 год), которые действуют 90 дней из каждых 180.

Таким образом, нахождение в нашей стране таких иностранцев свыше установленного срока (особенно при многократном въезде и выезде) является незаконным и заселение таких лиц в гостиницу чревато привлечением к административной ответственности.

Следовательно, при заселении в гостиницу иностранцев, въехавших в Россию по многократным деловым и гуманитарным визам следует производить лишь после проверки периодов их нахождения в России, руководствуясь алгоритмом:

Для первого полугодия: дата начала действия визы + 180 дней – t (где t – общее количество дней пребывания в России, которые рассчитываются по отметкам о въезде и выезде в паспорте иностранца). Если иностранный гражданин в течение первых 180 дней превысил установленный срок пребывания в 90 дней, находиться в России он права не имеет.

√ Патент и документы, подтверждающие оплату фиксированного авансового платежа по оплате налога на доходы физических лиц. Заселение возможно на весь период действия патента, независимо от региона, где он был выдан.

Патент необходим к истребованию у граждан Азербайджана, Молдовы, Украины, Узбекистана, Таджикистана, неграждан Латвии и неграждан Эстонии (апатридов) если:

– они находятся в России свыше 90 дней на момент заселения в гостиницу либо в случае, если срок их проживания в гостинице превысит период времени в 90 дней с даты их въезда в Россию

– они не имеют свидетельства о предоставлении временного убежища, удостоверения беженца, разрешения на временное проживание или вида на жительство в Российской Федерации.

Поскольку действующее законодательство связывает выдачу патента с фактическим получением его иностранцем на руки [16], а узнать эту дату можно только со слов самого иностранца (сервисы, размещенные на официальном сайте ГУВМ МВД России позволяют получить информацию лишь о выдаче документа как такового, но не о его действительности в конкретный момент времени), руководствоваться приходится одним из двух алгоритмов. Расчет ведется исходя из даты, указанной в патенте как дата выдачи и даты оплаты фиксированного платежа в первой из оплаченных за патент квитанций.

Так как, исходя из положений пункта 6 статьи 13.3 Закона мигрант не может получить патент на руки без предъявления первой оплаченной квитанции, за точку отсчета при расчете срока действия патента берется дата, наиболее близкая к настоящему (сегодняшнему) дню.

Источник: https://sdo-regional.ru/prof-post/uchet-inostrannykh-grazhdan-v-gostinitsakh-i-organizatsiyakh-okazyvayushchikh-gostinichnye-uslugi

Изменения в правилах регистрации иностранцев по месту пребывания

Срок пребывания иностранных граждан в россии в 2018 году

Суть изменений сводится к следующему:

  • Раньше компании могли регистрировать иностранных сотрудников по месту нахождения организаций. С 8 июля необходимо, чтобы такие сотрудники были зарегистрированы там, где они проживают.
  • Так как многие владельцы жилья неохотно занимаются регистрацией, мы рекомендуем составлять доверенность на сотрудника компании, который регистрирует иностранцев.

Ниже мы подробнее рассказываем о причинах и последствиях изменений.

Почему закон изменился?

В 2016 году двое граждан США были оштрафованы и приговорены к административному выдворению из России, потому что они были зарегистрированы по месту пригласившей их организации, а фактически проживали в другом месте в том же городе. Они обратились в Конституционный суд РФ, потому что считали, что действующие правила регистрации противоречат Конституции РФ.

По решению суда, в законе о миграционном учёте содержатся неопределённые условия миграционного учёта иностранцев и противоречия некоторым статьям Конституции.

С одной стороны, закон разрешает принимающей организации регистрировать иностранных граждан по своему месту нахождения (в нежилом помещении). При этом они часто проживают в другом месте, где фактически не зарегистрированы.

В результате в законодательство о миграционном учёте были внесены поправки, которые вступают в силу 8 июля 2018 года.

Какие изменения внесены в закон?

Новая редакция закона запрещает организациям регистрировать иностранцев в помещении, где они работают, но фактически не проживают. Только если принимающая сторона может обеспечить у себя в помещении условия для проживания, то она сможет регистрировать иностранных граждан у себя.

Как МВД будет проверять фактическое проживание иностранных граждан в организация, не уточняется. Скорее всего, необходимо наличие спального места.

Если иностранный гражданин будет проживать в съёмном жилье, то ему необходимо заботиться о регистрации самостоятельно, потому что ответственность будет лежать не на организации, а на нём и владельце жилья. Исключение – отели, которые сами отвечают за регистрацию своих арендаторов. Там можно просто получить бланк уведомления о регистрации.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение новых правил?

Если организация осуществила регистрацию по своему адресу, а иностранец фактически не живёт там, то организации грозит ответственность за фиктивную регистрацию (раньше понятие фиктивной регистрации распространялось только на жилые помещения, а сейчас нет разделения на жилые и нежилые).

Ответственность иностранного гражданина за такое нарушение: административный штраф 2000-5000 рублей с административным выдворением или без него. В Москве и Санкт-Петербурге и в их областях штраф выше: 5000-7000 рублей.

Ответственность принимающей стороны за предоставление ложных сведений об иностранном гражданине или подложных документов – административный штраф:

  • на граждан: от 2000 до 5000 рублей
  • на должностных лиц: от 35000 до 50000 рублей
  • на юридических лиц: от 300 000 до 800 000 рублей.

Если МВД найдены признаки уголовного деяния, то уголовная ответственность может быть в виде:

  • штрафа в размере от 100 000 до 500 000 рублей
  • штрафа в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х лет
  • принудительных работ на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового
  • лишения свободы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового

Рекомендации для иностранных граждан

Иностранным гражданам, арендующим квартиры, нужно урегулировать вопрос регистрации с собственниками.

При проживании в отелях риски минимальны, но также лучше заранее уточнять, регистрирует ли отель иностранцев, так как некоторые отели не регистрируют.

Замечание: иностранные граждане со статусом высококвалифицированных специалистов могут находиться в России без регистрации в течение 90 дней с прибытия в страну

Рекомендации для принимающих организаций

Также рекомендуем запрашивать у своего иностранного сотрудника документы, подтверждающие его регистрацию по месту пребывания, чтобы быть уверенными в том, что такой гражданин не нарушает режим пребывания в РФ и не рискует быть оштрафованным или депортированным.

Свяжитесь с нами, если у вас возникнут вопросы.

Источник: https://www.accountor.com/ru/russia/changes-rules-registration-foreign-nationals

Изменения миграционного учета иностранных граждан с 8 июля 2018 года

Срок пребывания иностранных граждан в россии в 2018 году

Суть изменений объясняют партнер и операционный директор Statera Veris Ольга Маркова, руководитель кадровой практики КСК групп Аида Ибрагимова и юрист Валерия Сергиенко.

Ольга Маркова, партнер и операционный директор Statera Veris

Теперь иностранные граждане должны быть поставлены на миграционный учет исключительно по адресу места пребывания — жилого помещения, в котором они фактически проживают.

Внесенные изменения:

а) обязывают принимающую сторону осуществлять постановку на учет иностранных арендаторов, тем самым возлагая ответственность за соблюдение миграционных правил на российских граждан, предоставляющих помещения;

б) снимают обязанность с иностранного гражданина вставать на миграционный учет;

в) лишают работодателей права регистрировать иностранных специалистов по юридическому адресу компании.

Однако такая возможность сохраняется, если территория организации, где работает иностранный гражданин, оснащена специально оборудованными для проживания местами, и иностранные работники действительно в них проживают.

Ранее иностранный гражданин мог проживать в арендованной квартире, но при этом быть зарегистрированным по адресу компании.

Как повлияют изменения на текущую ситуацию и что можно предпринять?

Если иностранный гражданин был поставлен на миграционный учет по адресу организации до вступления в силу изменений, то его миграционный учет будет действителен до выезда и нового въезда в РФ. Такое право дает Конституция РФ.

А вот при следующем въезде иностранный гражданин подлежит постановке на учет уже по новым требованиям — по адресу фактического проживания в месте пребывания. И об этом должна позаботиться принимающая сторона, предоставляющая жилое помещение.

Если быть точнее — собственник данного жилого помещения. Деловая практика показывает, что представителям собственников, действующим по нотариально заверенной доверенности, в большинстве случаев отказывают в постановке на учет иностранных граждан. При этом за непостановку иностранного гражданина на миграционный учет владельцу жилья грозит штраф в размере от 2000 до 4000 руб.

Как действовать, если собственник, например, находится за пределами страны и не имеет физической возможности выполнить возложенную на него обязанность? Что делать, если иностранному гражданину отказано в найме квартиры по причине сложностей с его постановкой на учет? Какие последствия можно ожидать для работника-иностранного гражданина и его работодателя?

Что должен сделать иностранец:

  • осуществить дополнительный поиск и снять жилое помещение у арендодателя, который согласится поставить на учет;
  • разместиться в отеле или хостеле;
  • находиться на территории РФ без постановки на учет;
  • «купить» постановку на учет в жилом помещении, отличном от его места пребывания.

Очевидно, что последние два пункта нарушают требования законодательства. От покупной регистрации или ее отсутствия, например, может пострадать и работодатель. Косвенно законодательство возлагает на него ответственность по контролю за реальной регистрацией работников-иностранцев.

Сложности с регистрацией говорят о нелегальном работнике.

Может ли работодатель посодействовать работнику-иностранцу, чтобы избежать возможных рисков? Да, может. Потенциальные варианты:

  • помочь работнику в поиске нового жилого помещения и договориться с собственником о постановке гражданина на учет;
  • заключить договор с отелем или хостелом и разместить в них своих работников;
  • по возможности оборудовать необходимые места для проживания на территории организации;
  • заключить договор аренды квартиры от имени организации и осуществлять самостоятельно постановку иностранных граждан на учет по месту проживания в арендованной квартире, представив необходимый пакет документов на организацию, договор аренды квартиры и доверенность на представителя.

От поставки на миграционный учет иностранного работника по адресу компании при отсутствии мест для проживания лучше воздержаться. Работодателю грозит штраф за предоставление ложных сведений об иностранце при постановке на миграционный учет в размере от 350 000 руб. до 800 000 руб. (ч. 2 ст. 19.27 КоАП). 

Как видим, законные выходы есть. Просто любые изменения всегда очень болезненны и могут вести к дополнительным расходам.

На что направлены изменения в законодательстве? Версий может быть приличное количество. В, частности, по нашему мнению, это:

  • вывод собственников, сдающих жилье мигрантам, на легальные взаимоотношения с государством;
  • возможность более точно вести учет мигрантов и определять их местонахождение;
  • повышение ответственности работодателей за соблюдение правил найма иностранных граждан, проявление должной осмотрительности при заключении трудовых договоров.

Именно на тему трудового договора в настоящее время правительством разрабатываются изменения в КоАП, направленные на введение наказания для работников иностранных граждан и нанявших их работодателей за отсутствие заключенного трудового договора.

Как быстро нужно переоформить миграционный учет? Как работодатель может помочь работнику это сделать?

Если иностранец был поставлен на миграционный учет до 8 июля 2018 года, до окончания срока действия текущего миграционного учета переоформлять ничего не нужно, поэтому у работодателей есть время на решение вопроса с регистрацией своих иностранных работников до окончания срока текущей регистрации.

Работодатель может оказать работнику следующую помощь: организовать проживание работника-иностранца в гостинице или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, либо оборудовать в компании помещение, которое будет предназначено для проживания иностранца.

Что можно сделать сейчас, если вы не успели сделать это до 8 июля (например, продлить текущий миграционный учет на максимальный срок)?

Фактически такого понятия, как продление миграционного учета в законодательстве нет, и такое продление повторяет процедуру первоначальной постановки на миграционный учет.

С 8 июля 2018 года постановка на миграционный учет возможна только по адресу фактического проживания иностранца. Это значит, что, если работник-иностранец только работает в компании и фактически в компании не проживает и ему в организации не оборудовано место для сна и отдыха, то по месту нахождения компании работник на миграционный учет поставлен быть не может.

Поэтому, если компания не успела оформить миграционный учет сделать до 8 июля 2018 года, то сейчас необходимо заново поставить работника-иностранца на миграционный учет, но только уже по месту фактического проживания.

Валерия Сергиенко, юрист в Acsour

Работодатели больше не смогут осуществлять постановку своих сотрудников-иностранцев на миграционный учет по юридическому адресу организации, как раньше.

Исключение составляют лишь те иностранные граждане, которые фактически проживают по адресу организации-работодателя, либо в помещении организации-работодателя, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном, например, в строящихся объектах.

В остальном процедура постановки на миграционный учет осталась прежней. Оформлять новую регистрацию необходимо каждый раз, когда иностранный гражданин выезжает из России и въезжает вновь, получая новую миграционную карту.

С 26 июля 2018 года прекратил свое действие особый миграционный режим, действующий в период проведения Чемпионата мира по футболу, согласно которому иностранный гражданин должен оформить регистрацию в течение трех календарных дней с момента въезда на территорию России.

Что делать тем, кто уже имеет документы о постановке на миграционный учет и не покидал территорию России после 8 июля 2018 года?

Такая регистрация остается в силе на весь период ее действия. Никаких дополнительных действий предпринимать не требуется. Регистрироваться по новым правилам иностранным гражданам придется только в следующий приезд в Россию.

Что делать иностранному гражданину после 8 июля 2018?

Вариант А:

Попросить собственника жилого помещения поставить вас на миграционный учет. Пока не все собственники жилых помещений ознакомлены с новым порядком регистрации иностранных граждан, поэтому рекомендую работодателям оказывать поддержку своими сотрудникам и принимать участие в переговорах с собственниками жилых помещений.

Вариант Б:

Иностранный гражданин может быть собственником помещения, в такой ситуации он может самостоятельно заполнить необходимые формы документов, подписать их, приложив свидетельство о собственности или выписку из Единого государственного реестра прав (ЕГРП), после чего обратиться в органы МВД для получения подтверждающего регистрацию документа.

Вариант В:

Иностранный гражданин может также являться собственником доли жилого помещения. В этом случае он также вправе самостоятельно осуществить свою постановку на миграционный учет только при условии наличия у него согласий остальных собственников, оформленных в нотариальном порядке.

Вариант Г:

Если ни один их вышеперечисленных вариантов не удается реализовать, то на период проведения переговоров с собственником жилого помещения иностранного гражданина можно заселить в отель.

Гостиницы или иные организации, оказывающей гостиничные услуги, обязаны осуществлять постановку всех иностранных граждан на миграционный учет на весь период их проживания.

Как еще работодатель может помочь иностранному гражданину:

1. Подготовить документы для миграционного учета:

Чтобы получить регистрацию, необходимо заполнить форму уведомления (Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, установленное Приложением N 3 к Приказу МВД России от 23.11.2017 N 881).

Так как иностранные граждане зачастую не знают русского языка, а собственники жилых помещений могут не обладать достаточной информацией о требованиях законодательства, работодателю рекомендуется проконтролировать корректность заполнения уведомления, а также оказать помощь при выборе учреждения (Почта России, МФЦ, органы МВД) для его предоставления.

2. Работодатель вправе осуществить постановку сотрудника на миграционный учет при наличии доверенности от собственника жилого помещения:

2.1. Собственник жилого помещения вправе выдать нотариальную доверенность на сотрудников компании работодателя для постановки иностранного гражданина на миграционный учет, однако следует обратить внимание на некоторые особенности такой доверенности:

  • доверенность должна быть нотариально заверена;
  • доверенность должна содержать ФИО и паспортные данные тех иностранных граждан, миграционный учет которых планируется осуществлять в дальнейшем.

2.2. Что делать если собственник помещения не проживает в России, но готов выдать доверенность: Такую доверенность необходимо нотариально заверить за рубежом и включить в документ информацию об иностранных гражданах, подлежащих миграционному учету.

Затем доверенность необходимо легализовать (обычно это значит «поставить апостиль») и направить в Россию. После получения доверенность ее следует перевести на русский язык и нотариально заверить перевод.

После этого документ может быть использован на территории России.

3. Разъяснить иностранным гражданам новый порядок постановки на миграционный учет:

Чтобы исключить риски, связанные с отсутствием или несвоевременной постановкой на миграционный учет работников, являющихся иностранными гражданами, работодателям рекомендуется:

  • дополнительно разъяснять работникам новые требования законодательства;
  • обеспечить поддержку при коммуникациях с собственниками жилых помещений;
  • обсудить возможные варианты помощи иностранному гражданину с постановкой его на миграционный учет с учетом новых требований законодательства (как получение доверенности от собственника жилого помещения);
  • в случае сложных ситуаций оказать юридическую помощь или обратиться к специалистам для получения разъяснений.

Источник: https://kontur.ru/articles/5218

СоцЗащита
Добавить комментарий