Учебно вспомогательный персонал в школе

Перечень должностей работников образования узаконили в Приморье

Учебно вспомогательный персонал в школе

Заседание краевого парламента. Пресс-служба ЗСПК

В первом чтении данный законопроект был принят в феврале текущего года.

По инициативе Думы Дальнегорского городского округа действующий закон предлагалось дополнить новым приложением, содержащим перечень должностей педагогических работников, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала муниципальных общеобразовательных организаций, оплата труда которых осуществляется за счет краевого бюджета. Цель изменений – исключить возможность нецелевого использования средств субвенций, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на пресс-службу Законодательного собрания Приморского края.

Как сообщил председатель комитета по социальной политике и защите прав граждан Игорь Чемерис, рабочая группа ко второму чтению подготовила проект закона в новой редакции.

В частности, из перечня были исключены должности “мастер производственного обучения” и “руководитель физического воспитания”, относящиеся к среднему профессиональному образованию, а также должности, которые не указаны в едином квалификационном справочники должностей руководителей, специалистов и служащих.

В то же время включены в перечень должности: “преподаватель”, “концертмейстер”, “методист”, “инструктор-методист”, “тренер-преподаватель”. Наряду с уточнением наименований ряда должностей, понятие “учебно-вспомогательный персонал” было заменено на “иные работники общеобразовательных организаций”.

Напомним, что разработка законопроекта была продиктована неопределенностью в определении должностей работников образования, оплата труда которых осуществляется за счет средств краевого бюджета.

В июле 2014 года Верховный суд РФ определил, что в нормативы затрат на реализацию образовательных программ по каждому уровню образования в муниципальных общеобразовательных организациях включается, в том числе оплата труда инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции, за исключением персонала, непосредственно связанного с обслуживанием зданий и оборудования (истопники, кочегары, операторы бойлерных, водители, грузчики, кладовщики, подсобные рабочие, слесари-сантехники и пр.)”.

Споры о том, какой бюджет – краевой или муниципальный, должен финансировать затраты на заработную плату работникам школ и детских садов, должности которых относят к “иным”, шли несколько лет.

Но поскольку вопрос так и не был решен на краевом уровне, а неопределенность при расходовании средств породила ряд судебных разбирательств, с законодательной инициативой выступили депутаты Думы Дальнегорского городского округа.

Как пояснил председатель комитета по социальной политике и защите прав граждан Игорь Чемерис, принятый законопроект является базовым. “Данные изменения позволят урегулировать те спорные ситуации, которые были.

Следующий шаг — мониторинг применения данного закона на территориях.

Уверен, что на практике будут некоторые перекосы с финансированием, но именно принятие данного закона позволит более качественно подойти к определению суммы субвенций, которые поступают в муниципальные образования”.

В окончательном варианте в перечень включены следующие должности:

№ п/пНаименование должности
12
Педагогические должности
1.Воспитатель (включая старшего)
2.Инструктор по труду
3.Инструктор по физической культуре
4.Музыкальный руководитель
5.Педагог дополнительного образования (включая старшего)
6.Педагог-библиотекарь
7.Педагог-организатор
8.Педагог-психолог
9.Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
10.Социальный педагог
11.Старший вожатый
12.Тьютор
13.Учитель
14.Учитель-дефектолог
15.Учитель-логопед
16.Преподаватель
17.Концертмейстер
18.Методист (включая старшего)
19.Инструктор-методист (включая старшего)
20.Тренер-преподаватель (включая старшего)
Административно-хозяйственный персонал
1.Руководитель (директор, заведующий, начальник) общеобразовательной организации
2.Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) общеобразовательной организации
3.Руководитель (заведующий, начальник) структурного подразделения общеобразовательной организации
Иные работники общеобразовательных организаций
1.Младший воспитатель
2.Секретарь учебной части
3.Диспетчер образовательного учреждения
4.Вожатый
5.Помощник воспитателя
6.Лаборант (кабинетов **физики, химии)
7.Техник-программист

196773

Источник: https://primamedia.ru/news/692205/?from=37

Учебно вспомогательный персонал в школе кто относится

Учебно вспомогательный персонал в школе

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н
“Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования”

С изменениями и дополнениями от:

23 декабря 2011 г.

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3; N 30, ст. 3014, 3033; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст.

3607; 2005, N 1 (ч. I), ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст.

812) приказываю:

Утвердить прилагаемые профессиональные квалификационные группы должностей работников образования.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 мая 2008 г.

Регистрационный N 11731

Информация об изменениях:

Приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2011 г. N 1601н в настоящие профессиональные квалификационные группы должностей внесены изменения

Профессиональные квалификационные группы должностей работниковобразования*(1)(утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ

от 5 мая 2008 г. N 216н)

ГАРАНТ:

О профессиональных квалификационных группах должностей работников и руководителей см. справку

Профессиональная квалификационная группа должностей работников учебно-вспомогательного персонала первого уровня

Должности, отнесенные к квалификационным уровням

Вожатый; помощник воспитателя; секретарь учебной части

Профессиональная квалификационная группа должностей работников учебно-вспомогательного персонала второго уровня

Должности, отнесенные к квалификационным уровням

1 квалификационный уровень

Дежурный по режиму; младший воспитатель

2 квалификационный уровень

Диспетчер образовательного учреждения; старший дежурный по режиму

Профессиональная квалификационная группа должностей педагогических работников

Должности, отнесенные к квалификационным уровням

1 квалификационный уровень

Инструктор по труду; инструктор по физической культуре; музыкальный руководитель; старший вожатый

2 квалификационный уровень

Инструктор-методист; концертмейстер; педагог дополнительного образования; педагог-организатор; социальный педагог; тренер-преподаватель

3 квалификационный уровень

Воспитатель; мастер производственного обучения; методист; педагог-психолог; старший инструктор-методист; старший педагог дополнительного образования; старший тренер-преподаватель

4 квалификационный уровень

Педагог-библиотекарь; преподаватель*(2); преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности; руководитель физического воспитания; старший воспитатель; старший методист; тьютор*(3); учитель; учитель-дефектолог; учитель-логопед (логопед)

Профессиональная квалификационная группа должностей руководителей структурных подразделений

Должности, отнесенные к квалификационным уровням

1 квалификационный уровень

Заведующий (начальник) структурным подразделением: кабинетом, лабораторией, отделом, отделением, сектором, учебно-консультационным пунктом, учебной (учебно-производственной) мастерской и другими структурными подразделениями, реализующими общеобразовательную программу и образовательную программу дополнительного образования детей*(4)

2 квалификационный уровень

Заведующий (начальник) обособленным структурным подразделением, реализующим общеобразовательную программу и образовательную программу дополнительного образования детей; начальник (заведующий, директор, руководитель, управляющий): кабинета, лаборатории, отдела, отделения, сектора, учебно-консультационного пункта, учебной (учебно-производственной) мастерской, учебного хозяйства и других структурных подразделений образовательного учреждения (подразделения) начального и среднего профессионального образования*(5); старший мастер образовательного учреждения (подразделения) начального и/или среднего профессионального образования

3 квалификационный уровень

Начальник (заведующий, директор, руководитель, управляющий) обособленного структурного подразделения образовательного учреждения (подразделения) начального и среднего профессионального образования

*(1) За исключением должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования.

*(2) Кроме должностей преподавателей, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу.

*(3) За исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования.

*(4) Кроме должностей руководителей структурных подразделений, отнесенных ко 2 квалификационному уровню.

*(5) Кроме должностей руководителей структурных подразделений, отнесенных к 3 квалификационному уровню.

Должности работников образования (кроме должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования) разделены на следующие квалификационные группы: учебно-вспомогательный персонал первого уровня (вожатый, помощник воспитателя, секретарь учебной части); учебно-вспомогательный персонал второго уровня (дежурный по режиму, младший воспитатель, диспетчер образовательного учреждения, старший дежурный по режиму); педагогические работники (инструктор по труду, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатель, методист, педагог-психолог и т. д.); руководители структурных подразделений (заведующий кабинетом, лабораторией, отделом, отделением и т. д.).

Должности, составляющие квалификационную группу, структурированы по квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, которая должна быть у работника (квалификационные уровни отсутствуют только в группе должностей работников учебно-вспомогательного персонала первого уровня).

С учетом профессиональных квалификационных групп Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки зарплаты работников.

Зарплата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н “Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования”

Читать еще:  Что лучше составить завещание или оформить дарственную

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 мая 2008 г.

Регистрационный N 11731

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в “Российской газете” от 28 мая 2008 г. N 113

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2011 г. N 1601н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

В трудовом законодательстве под штатным расписанием понимают утверждаемый собственником имущества предприятия, руководителем или вышестоящим органом перечень наименований должностей постоянных сотрудников с указанием количества одноимённых должностей (вакансий) и размеров должностных окладов [1]. Штатное расписание отражает структуру организации.

В соответствии с п. 9 и п. 2 ст. 32 закона РФ «Об образовании» установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей относится к компетенции образовательного учреждения. На практике разработку, корректировку штатного расписания образовательного учреждения (ОУ) осуществляет администрация в лице его руководителя.

Утверждает штатное расписание ОУ вышестоящий орган управления образованием. При этом для органов управления образованием нормативными документами в данной ситуации выступают Типовые штаты ОУ [2], утверждённые государственными органами управления образования (Минпросвещением СССР, Госкомитетом СССР по профтехобразованию, Минобразованием РФ), не утратившие силу до настоящего времени.

Например:

– Приказ Минпросвещения СССР от 312.12.1971 № 103 «Об утверждении Типовых штатов дошкольных учреждений»;

Источник: http://binbank-info.ru/uchebno-vspomogatelnyj-personal-v-shkole-kto.html

Квалификационные характеристики должностей работников образования

Учебно вспомогательный персонал в школе

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
II.

ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
  Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения
  Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения
  Руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного подразделения
  Старший мастер
III.

ДОЛЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
  Учитель
  Преподаватель
  Педагог-организатор
  Социальный педагог
  Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)
  Педагог-психолог
  Воспитатель (включая старшего)
  Тьютор
  Педагог-библиотекарь
  Старший вожатый
  Педагог дополнительного образования (включая старшего)
  Музыкальный руководитель
  Концертмейстер
  Руководитель физического воспитания
  Инструктор по физической культуре
  Методист (включая старшего)
  Инструктор-методист (включая старшего)
  Инструктор по труду
  Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
  Тренер-преподаватель (включая старшего)
  Мастер производственного обучения
IV. ДОЛЖНОСТИ УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПЕРСОНАЛА
  Дежурный по режиму (включая старшего)
  Вожатый
  Помощник воспитателя
  Младший воспитатель
  Секретарь учебной части
  Диспетчер образовательного учреждения

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.

“Квалификационные характеристики должностей работников образования” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования” ЕКС состоит из четырех разделов: I – “Общие положения”, II – “Должности руководителей”, III – “Должности педагогических работников”, IV – “Должности учебно-вспомогательного персонала”.

3.

Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

4. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: “Должностные обязанности”, “Должен знать” и “Требования к квалификации”.

В разделе “Должностные обязанности” содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.

В разделе “Должен знать” содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе “Требования к квалификации” определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.

5.

При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.

6. В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой.

В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

7.

При разработке должностных инструкций по должностям работников, относящимся к общеотраслевым должностям служащих, а также по должностям работников, свойственным другим видам экономической деятельности (медицинские работники, работники культуры: художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.), применяются квалификационные характеристики, предусмотренные для соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях.

8. Должностное наименование “старший” применяется при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.

Должность “старшего” может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

9.

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе “Требования к квалификации”, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Источник: http://bizlog.ru/eks/eks-18/

Какие функции выполняет вспомогательный персонал?

Учебно вспомогательный персонал в школе

Вспомогательный персонал какой-либо организации является неотъемлемой и необходимой структурой, обязанности которой будут рассмотрены далее.

В структуру всех крупных компаний и предприятий входят не только руководящие работники, осуществляющие постоянное оперативное управление процессами внутри подразделений, но и другие сотрудники.

Их обязанности заключаются в поддержке организации за рамками основных технологических моментов.

При этом каждая единица данного персонала имеет свою специальность и определенный нормативными документами перечень обязанностей. Следует постараться получить как можно больше сведений о данном виде персонала, понять, где и какую работу он выполняет, а также рассмотреть несколько примеров из различных трудовых отраслей.

Как понять данное определение?

На сегодняшний день в юридической документации понятию вспомогательный, или технический, персонал есть достаточно четкое и понятное описание.

В нем сказано, что под это определение попадают государственные служащие или работники частных компаний, трудовая деятельность которых не влияет на основную работу структуры и не касается принятия решений, принимаемых при административном управлении организацией.

Как правило, их работа подразумевает регулярное проведение материально-технических мероприятий, направленных на улучшение условий функционирования органов управления предприятием, учреждением и другими частными или государственными структурами.

В некоторых случаях вспомогательному персоналу отводится консультативная работа при руководстве предприятия или компании.

Это при том, что его основные функции не включают в себя возможность осуществления стандартизации и занимания должностей, подразумевающих проведение технологических мероприятий с высоким уровнем квалификации.

Чаще всего такое случается, когда компании необходимо сократить свои расходы на содержание слишком большого количества должностей и максимально эффективно распределить их обязанности между другими сотрудниками, у которых есть подобный опыт.

Это привело к тому, что многими руководителями для того, чтобы повысить качество выполняемых работ, создаются замкнутые вспомогательные подразделения, укомплектованные из числа рабочих, которые показали наилучший результат на занимаемой ими должности.

Они уже способны самостоятельно контролировать происходящие процессы в том или ином направлении деятельности компании и вносить свои конструктивные дополнения, ориентированные на повышение продуктивности.

Иногда такие подразделения могут получать финансирование из общего бюджета и при этом оставаться независимыми от административного ядра.

На сегодняшний день практически все отрасли имеют в своем штате вспомогательные подразделения. Они стали частью огромных промышленных предприятий, частных корпораций и фирм с крупным капиталом, военно-промышленных комплексов, и даже в сфере образования они встречаются довольно часто.

Благодаря особенностям своей организации, они дали возможность снять нагрузку с руководящего состава и распределить ее между сотрудниками с меньшим уровнем квалификации.

Часто случается так, что содержать постоянный штат сотрудников для выполнения сезонных или других работ, носящих временный характер, не представляется возможным, и тогда на выручку приходит технический персонал предприятия, который выполняет ту или иную работу после заключения с ним договора.

А когда срок его действия закончится, руководителем организации осуществляется наличный или безналичный расчет.

Примеры структур, в которых данное явление встречается часто

Учебно-вспомогательный персонал в образовании — это сотрудники, которые предусмотрены штатным расписанием школы, института, университета или другого учреждения педагогической направленности, в чьи обязанности входит оказание помощи для улучшения эффективности получения знаний студентами либо учениками. В принципе, к этому критерию мы сможем отнести весь действующий состав учебного заведения, который осуществляет лишь косвенную поддержку при получении знаний. Ими могут стать лаборанты, инженеры по ремонту оборудования, а также работники для проведения хозяйственно-технических мероприятий.

Технический персонал на производстве — в независимости от того, какую продукцию выпускает завод, для его бесперебойного функционирования требуется наличие определенного количества рабочих, которые будут выполнять все мероприятия, направленные на обслуживание оборудования, разгрузку и погрузку готовых изделий, ведение учетной документации и осуществлять охрану территории и находящихся на ней материальных ценностей. Сюда относится персонал предприятия, в обязанности которого входит выполнение действий для нормальной и эффективной работы данного производства.

Вспомогательные структуры в здравоохранении — это весьма важное подразделение, в которое входят не только врачи, но еще и медсестры, акушерки, санитары, фармацевты, фельдшеры.

Их главной функцией является обеспечение качественного ухода за больными, снабжение их необходимыми для скорейшего выздоровления медикаментами, чтобы основной состав врачей имел возможность нормально проводить терапевтические и другие процедуры.

В некоторых случаях этот список может состоять из работников склада, пищеблока, бухгалтерии и водителей скорой помощи. Это обусловлено тем, что при наличии нескольких отделений в поликлинике может потребоваться дополнительный технический персонал, который должен быть внесен в штатное расписание.

Военно-промышленный комплекс тоже не остается в стороне.

Для его обслуживания необходимы достаточно много специалистов с различным уровнем квалификации, в том числе и персонал предприятия для вспомогательных работ.

Здесь условия труда требуют особого внимания, поскольку основной поток производства ориентирован на выпуск военного оборудования, а значит, и требования к персоналу будут другими.

Сегодня практически все организации совместно со своими подразделениями решились переходить на обустройство собственных технических структур.

Причиной тому послужила их приемлемость в плане экономии средств и максимальное удобство при оперативном управлении.

Работающий в них персонал предприятия, как правило, обладает всеми необходимыми навыками и приспособлениями для выполнения задач любой сложности за минимальный промежуток времени.

http:

Будь то учебно-вспомогательный персонал или другой вид аналогичной структуры, можно с уверенностью сказать, что они являются неотъемлемой частью эффективного управления.

Источник: https://1popersonalu.ru/info/vspomogatelnyj-personal.html

Единый квалификационный справочник должностей работников образования: квалификационные характеристики педагога

Учебно вспомогательный персонал в школе

Российская система образования находится в стадии непрерывного реформирования и совершенствования, а потому неудивительно, что к специалистам, которые отвечают за воспитательно-образовательное воздействие на новое поколение, приобщение его общечеловеческим ценностям, развития и роста выдвигаются высокие запросы. Они сконцентрированы в соответствующем издании — Едином квалификационном справочнике должностей работников образования.

Квалификатором пользуются кадровики, бухгалтеры и представители школьной администрации, чтобы:

  • правильно подбирать персонал и осуществлять кадровые перестановки;
  • определять потребность в аттестации и последипломном профобразовании;
  • использовать унифицированный подход в определении компетенций и функций подчиненных. 

В отечественной кадровом деле издано два нормативных издания, используемых работодателями для регламентирования названия должностей и определения профессиональной деятельности:

  1. ЕТКС — Единый тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий. Издавался в 72 выпусках, где должности интегрированы по видам деятельности или областям применения. Этот справочник достаточно архаичен, поскольку девять разделов уже утратили силу, а часть долгое время не обновлялась.
  2. ЕКС — Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он описывает требования к работнику, его трудовой деятельности с позиции рынка. Он прошел непростой путь становления, поскольку является преемником Общероссийского классификатора должностей и профессий, изданного еще в 1994 году. Четыре года спустя Минтруда был утвержден ЕКС, включающий список квалификационных характеристик работников и руководителей. Среди 30 разделов издания один посвящен сфере образования.

Поскольку обобщающий справочник не разработан, оба являются действующими, однако отличаются спецификой. Справочники постепенно будут вытеснены профстандартами, а потому последние обновления вышли почти десятилетие назад. Согласно положениям трудового законодательства, оба справочника необходимы для:

  • тарификации разрядов, используемых для определения заработной платы;
  • аттестации работников;
  • поощрения, аттестации или оценки эффективности труда;
  • планирования самообразования и дополнительного профобразования;
  • написания должностных инструкций. 

Хотя на законодательством не установлены нормы создания должностных инструкций, работодатели опираются на текст ЕКС, где уточняются трудовые права и обязанности. Более того, специалисты кадровой службы могут отказать в трудоустройстве, когда в школе к соискателям выдвигаются особые требования, не зафиксированные в справочниках. 

Единый квалификационный справочник должностей работников образования (ЕКС) — раздел справочника, регламентирующий федеральные стандарты компетенций, знаний и опыта, которым должны соответствовать педработники.

Его используют для разработки должностных инструкций и проведения кадровой политики.

Структура документа строится по должностному признаку: обязанности обуславливают названия должностей и определяют квалификационные требования.

Последняя редакция раздела 2010 года была утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ № 761н. В нем уполномоченный орган регламентировал требования к учебно-воспитательному персоналу, педагогам и руководящим должностям. После этого изменения в документ не вносились.

Справочники являются одними из четырех документов, определяющих деятельность специалистов народного образования, наряду с ФГОС, законом «Об образовании в РФ» и профессиональными стандартами. Профстандарты были введены в действие с июля 2016 года, они должны устранить пробелы в квалификационных справочниках и модернизировать систему запросов к квалификации педработников. Действие их распространяется на предприятия государственного сектора, лиц, претендующих на определенные гарантии и льготы, а также если законодательством для определенных должностей установлен требуемый уровень квалификации.

Согласно правительственной инициативе, справочники постепенно будут заменены профстандартами. Последние характеризуют профессиональную деятельность педагога и участие в учебно-воспитательном процессе. Как и Единый квалификационный справочник должностей работников дополнительного образования, профстандарт выполняет несколько функций:

  • регламентирует законодательные требования к должности;
  • определяет наличие права работника на льготы, компенсации или ограничения на трудоустройство;
  • используется в формировании эффективной системы оплаты труда. 

В 2019 году вопрос отмены ЕКС и ЕТКС провоцирует бурную полемику среди специалистов кадровых служб, однако ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что действие справочников будет отменено, остается открытым вопрос, когда это произойдет.

По этой причине при разработке должностных инструкций работников образования и руководителей образовательных учреждений целесообразно ориентироваться не на положения устаревших справочников, а на недавно принятые профессиональные стандарты.

Профстандарты и справочники являются равнозначными документами, при применении субъектам трудовых правоотношений предоставляется альтернатива, что иногда является источником трудовых споров и правовых коллизий, поскольку квалификационные требования и трудовые функции в указанных документах разные. 

Единый тарифно-квалификационный справочник должностей работников образования, как и ЕКС используется в кадровом делопроизводстве с 1960-х, однако более полувека спустя многие из указанных в перечнях профессий и специальностей (по подсчетам аналитиков, до 60 %) давно утратили актуальность и устарели, тогда как новые должности и профессии в справочниках не указываются. Очевидно, что потребность в актуализации нормативных документов для приближения их к запросам современного рынка труда не вызывает сомнений. Именно поэтому отмена ЕКС и ЕТКС будет сопряжена с интеграцией системы профессиональных стандартов, которая уже частично реализована в образовательной сфере. Профстандарты представляют собой более полный вариант квалификационных характеристик, зафиксированных в справочных изданиях. План разработки профстандартов и их экспертиза были утверждены правительственным распоряжением от 31 марта 2014 г. N 487-р. Именно в нем было впервые указано, что профстандарты постепенно вытеснят квалификационные справочники. Более того, некоторые отраслевые требования к квалификации специалистов будут утверждены иными федеральными актами. На сегодня процесс перехода на профстандарты находится частично в разработке и реализации, поскольку с сентября 2017 года Минтруда РФ собирает информацию относительно отмены части параграфов квалификаторов в связи с утратой актуальности профессий и введением профстандартов. 

Профессиональные стандарты более современны и отвечают запросам сегодняшнего рынка труда, поскольку точнее описывают портрет работника-профессионала, служат ориентиром для работодателей, стимулом для работников и базой для образовательных программ. Новая система стандартизации призвана решить проблемы неактуальности старого законодательства.

К сожалению, на сегодня недостаточно урегулирован порядок перехода к новой системе, проверки соответствия работника определенному профессиональному стандарту.

Несмотря на то, что действие Единого квалификационного справочника должностей работников образования пока не отменено, многие школы предпочли перейти на профстандарты, придерживаясь примерного алгоритма:

  1. Утвердить рабочую группу из числа специалистов различных подразделений, например, главного бухгалтера, сотрудника кадровой службы, заместителя директора, педагога. План-график внедрения профессиональных стандартов поможет членам рабочей группы придерживаться установленных сроков, отведенных на анализ существующих профстандартов относительно должностей, присутствующих в организации, сверку трудовых функций в профстандартах и действующих локальных актах. 
  2. Редактировать текст должностных инструкций. Проверить актуальные запросы к компетенциям работников и сверить их с действующими в документах, а после внести правки в должностные инструкции, ориентируясь на положения стандартов, и утвердить их приказом директора. 
  3. Создать программу повышения квалификации и аттестации работников, закрепив это в приказах, утвердив сроки аттестации, перечень специалистов, которые должны пройти повышение квалификации.  
  4. Переход на профстандарты закрепить отдельными протоколами и приказами. 

Профстандарты призваны решить ряд существующих проблем, восстановить пробелы в законодательстве.

Они внесут ясность для работодателей, не дадут им предъявлять слишком высокие требования к подчиненным, а работников, напротив, будут стимулировать к самообразованию и росту.

Но еще до конца не урегулирован переходный период к новой системе, существует недоработка самих профессиональных стандартов и законодательно не определен ряд вопросов, связанных с применением.

Единый тарифно-квалификационный справочник должностей работников образования: квалификационная характеристика

Синонимом Единого квалификационного справочника должностей работников образования являются «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования» (далее — КХД).

Их часто считают отдельными документами, однако по факту это синонимичные названия одного раздела, обобщающего требования, регламентированные Приказом Минздавсоцразвития №448 в 2011 году.

КХД применяется для решения кадровых вопросов в школах, назначений, замен и объединения должностей, регулирования трудовых отношений в образовательных учреждениях. Квалификатор включает такие разделы: «Общие положения» (I) и «Должности руководителей, педработников и учебно-вспомогательного персонала» (III-IV).

Для всех должностей разработаны индивидуальные квалификационные характеристики, регламентирующие должностные обязанности, требования к знаниям («Должен знать») и квалификации специалиста. Квалификационная характеристика — документ прямого действия, применяемый для:

  • установления и поддержания унифицированных требований к выполнению профессиональных обязанностей учителей и воспитателей;
  • аттестации педработников, оценки квалификации учителей и персонала;
  • разработки программ повышения квалификации и профессионального развития учителей и представителей школьной администрации;
  • осуществления аккредитации образовательных программ. 

Любое изменение трудовой функции работника на той или иной должности необходимо отразить в квалификационных характеристиках, а поскольку справочники давно не редактировались, с этой задачей справляются профстандарты. Согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику должностей работников образования, квалификационные характеристики содержат:

  1. Перечень трудовых функций работника, которые он должен частично или в полной мере выполнять, занимая определенную должность.
  2. Требования к профильным и узко специализированным знаниям, которыми работник должен обладать, чтобы выполнять свои обязанности.
  3. Требования к стажу, опыту и квалификации. 

Сегодня квалификатор содержит обобщенные требования к работникам без уточнения коммуникативных или правовых компетенций, а также конкретизированные требования к квалификации рядовых учителей и администрации.

Квалификационные характеристики из ЕКС — нормативные документы, определяющие трудовую функцию работника и ее содержание, чем способствуют повышению эффективности труда, рациональному распределению работы, росту дисциплинированности, организованности, совершенствованию системы управления персоналом.

Характеристики всех сотрудников образовательной системы составлены согласно профессиональным квалификационным группам, определенным приказом Минздравсоцразвития от 2008 года. №216н. Положения Единого квалификационного справочника должностей работников образования направлены на:

  • оптимизацию кадровой работы в школе;
  • эффективное использование трудовых ресурсов и потенциала работников;
  • повышение квалификации и эффективности труда сотрудников образовательных учреждений различных форм собственности. 

Следовательно, профстандарты и издания-квалификаторы используются в управленческой деятельности школ не только при приеме учителей на работу, но и в разработке текста конкретизированной под потребности учреждения должностной инструкции, распределении трудовых функций между несколькими специалистами. В ходе написания должностной инструкции важно отойти от формального подхода дублирования положений ЕКС или ЕТКС в документе, используя текст справочников для конкретизации трудовых функций, меры ответственности и прав специалистов. Инструкции, которые не вносят ничего нового в положения справочников, не несут юридической или управленческой пользы. Поскольку в справочниках регламентированы права и обязанности всех работников образовательных учреждений, именно на них ссылаются в случае возникновения трудовых споров или иных конфликтных ситуаций, требующих разъяснения.

Источник: https://www.menobr.ru/article/65184-qqq-16-m12-edinyy-kvalifikatsionnyy-spravochnik-doljnostey-rabotnikov-obrazovaniya

СоцЗащита
Добавить комментарий