Внеурочная деятельность обязательна или нет

Внеурочная деятельность по ФГОС в школах: насколько хорошо Вы знакомы с ней?

Внеурочная деятельность обязательна или нет

Одна из целей внеурочной деятельности по ФГОС– всестороннее развитие ребенка. Благодаря дополнительным занятиям школьник может открыть в себе талант певца, художника, спортсмена.

Решаем проблемы и пытаемся избежать ошибок

В апреле 2017 года был проведён вебинар на тему устройство внеурочной деятельности в образовательной организации в условиях реализации ФГОС общего образования. В мероприятии участвовало 25 человек.

Экспертом выступила Любовь Николаевна Буйлова (профессор, заведующая кафедрой воспитания и дополнительного образования ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования», кандидат педагогических наук, доцент, почетный работник общего образования, эксперт в области дополнительного образования детей и внеурочной деятельности, постоянный автор педагогических изданий (более 200 публикаций). С ней участники вебинара рассмотрели различные модели организации внеурочной деятельности и типичные проблемы при организации внеурочной работы, пути их решения, узнали, как разработать и оформить рабочую программу, разобрались в законодательных основах проведения внеурочной работы.

Со слов Любови Николаевны, наблюдая за тем, как в школах всей страны сегодня проходит реализация стандарта, анализируя и региональный, и московский опыт, сегодня можно говорить о том, что внеурочная деятельность, в том качестве, в котором она представлена во ФГОС педагогической общественностью — слаба.

За ней тянется шлейф исторических предшественников — внеклассная, внешкольная работа. На неё пробуют возложить всю ответственность за воспитательную работу. Она существует параллельно с дополнительным образованием детей. И дополнительное образование, и внеурочная деятельность находятся всё время в конкурентных отношениях.

Они пытаются друг друга подменить, если это выгодно для конкретной ситуации.

Исторические корни внеурочной деятельности:

По реализации внеурочной деятельности сегодня ведётся достаточно серьёзная работа. Как уже происходит много лет с воспитанием и дополнительным образованием, вопросу внеурочной деятельности уделяется недостаточно внимания. Про неё то забудут, то на неё не хватает времени, то оформят её на общественных началах без какой-либо оплаты.

И по причине такого отношения к внеурочной деятельности бытует очень много противоречивых трактовок, содержаний, понятий в функциях организации этой работы. Вопрос организации внеурочной деятельности в новом качестве обсуждается с 2009 года. В 2011 году Минобром были выпущены методические рекомендации.

В 2015 – тоже, но они были отозваны и объявлены недействующими.

Тем не менее, практика и огромное количество вопросов свидетельствуют о том, что очень многое сегодня остаётся непонятным в организации внеурочной деятельности. Особенно в крупных городах, где она в образовательных организациях существует параллельно с дополнительным образованием.

Проблем, которые связаны с организацией внеурочной деятельности, скорее всего, сегодня больше, чем решений к ним. Зачастую это не просто какие-то незначительные недочёты и вопросы, а системные и сложные проблемы. Часто они не соответствуют той идеологии, которую закладывает ФГОС во внеурочную деятельность.

Нормативно-правовые и программные документы РФ по внеурочной деятельности:

Обратите внимание, зачёркнутое письмо — отозвано. На него не стоит полагаться, как на действующий нормативный документ.

На мероприятии участникам были разъяснены сходства и различия дополнительного и внеурочного образования. Есть дополнительные программы общего образования, а есть программы – основные. Внеурочная деятельность входит в состав основной образовательной программы. Внеурочная деятельность и дополнительное образование — это два разных вида образования, у них – разная нормативно-правовая база.

В основе организации дополнительного образования лежат отдельные документы. Для внеурочной деятельности самый главный документ — это ФГОС, ее регламентируют именно те документы, которые регламентируют образовательный процесс в общем образовании.

Внеурочная деятельность по ФГОС – необъемлемая часть основной образовательной программы. Основная образовательная программа:

1) Определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание, организацию образовательной деятельности.

2) Реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований СанПиН.

Внеурочная деятельность включена в основную образовательную программу.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, и ее содержание определяет образовательная организация самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

Для тех, кто часто подглядывает в интернет за подсказками, эксперт привела распространённые заблуждения из методических рекомендаций, которые указывают на то, что относится к внеурочной деятельности:

  • все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации;
  • деятельность, организуемая вне уроков для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности;
  • деятельность, которая направлена на реализацию и развитие индивидуальных способностей, интересов и склонностей учеников в разных видах деятельности;
  • специально организованная деятельность, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в школе, отличная от урочной системы обучения и направленная на решение воспитательных задач;
  • разные формы и виды активности учеников после уроков;
  • это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

Как известно, образовательная программа состоит из двух частей: из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Внеурочная деятельность как раз входит в часть, формируемую участниками образовательного процесса. По стандарту эти две части находятся в соответствующих процентных соотношениях.

На вебинаре было подробно разобрано программное обеспечение дополнительного образования детей и внеурочной деятельности.

Эксперт рассказала об особенностях разработки дополнительных общеобразовательных программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности, о кадровом обеспечении дополнительных общеобразовательных программ и рабочих программ курсов внеурочной детальности, об особенностях финансирования дополнительных программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности.

Тема вебинара – настолько широкая, что охватить её за два часа полностью не удалось. У эксперта даже не осталось времени ответить на вопросы участников во время трансляции, участники получили ответы в течение недели после мероприятия.

Вопросы:

Вопрос №1. В нормативных документах пишется о том, что 3 час физической культуры можно реализовать через программы внеурочной деятельности. Но посещение внеурочных занятий – право, но не обязанность обучающегося. Как реализовать на практике 3 час физкультуры через внеурочную деятельность?

Ответ: Действительно, для образовательной организации ВД обязательна, а для школьников – внеурочная деятельность не является обязательной, только по выбору и по желанию.

Принудительное посещение ВД недопустимо, поэтому, если дети и родители хотят заниматься физкультурой дополнительно, вы должны написать заявление и вы реализуете эти 3 часа.

Если не хотят, то, соответственно, заставить никого нельзя.

Вопрос №2. Мы – практики! Посоветуйте, пожалуйста, как реально возможно реализовать разработанную школой программу внеурочной деятельности, когда ежедневно от Управления образованием, Департамента образования идут письма, согласно которым мы обязаны проводить то, что не входит в нашу программу внеурочной деятельности?

Ответ: 1)             Школа не разрабатывает Программу внеурочной деятельности… Школа разрабатывает ПЛАН внеурочной деятельности.

См. П. 17 ФГОС НОО: основная образовательная программа должна предусматривать учебные курсы, обеспечивающие индивидуальные потребности обучающихся, в том числе этнокультурные, и внеурочную деятельность. В образовательном учреждении должен быть учебный план и план внеурочной деятельности.

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении может быть использован план внеурочной деятельности.

Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.

План внеурочной деятельности формируется образовательным учреждением и должен быть направлен в первую очередь на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

2)            План внеурочной деятельности наполняется за счет рабочих программ курсов внеурочной деятельности.

3)            Ваши отношения с учредителем носят организационный характер и регулируются законодательством. Очень сложно со стороны судить, какие поручения дает вам учредитель, что вы обязаны делать, а что – нет.

Вопрос №3. Внеурочная деятельность может быть частью учебного плана. Как организовать учебную деятельность в школах, если учебный план – основа для расписания, а требования Санпин определяют обязательный перерыв не менее 40 минут между уроком и факультативным занятием (занятием внеурочной деятельности, как трактуют проверяющие из Роспотребнадзора)?

Ответ: Необходимо соблюдать требования СанПиН. Прочитайте статью А.Б. Вифлеемского – http://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2015-8/fgos-i-poop-razreshimi-li-problemi

ФГОС И ПООП: РАЗРЕШИМЫ ЛИ ПРОБЛЕМЫ? / А.Б. Вифлеемский // Народное образование .— 2015 .— №8 .— С. 69-79

https://docs.com/art-edu/1893?c=562ERr

Вифлеемский А. ФГОС и внеурочная деятельность // Воспитательная работа в школе — № 7. — 2015.— С. 27— 36.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/vneurochnaya-deyatelnost-po-fgos-organizaciya

Внеурочная деятельность в начальной школе: это обязательно?

Внеурочная деятельность обязательна или нет

Евгения Климкович

Здравствуйте, мои многоуважаемые читатели! Не в любом учебном заведении есть продлёнки, потому проблема свободного времени у младших школьников возникает в каждой второй семье. Об этой проблеме знает  наше государство, потому принимает меры, чтобы российские дети в свободное внешкольное время были заняты по полной, предоставляя возможность поучиться-потрудиться и после уроков тоже.

Однако, хорошо ли это быть до вечера занятыми или всё-таки для юных учеников тяжело?

Педагоги считают, что внеурочная деятельность в начальной школе очень важна, ведь она даже предусмотрена ФГОС.

Более того, воспитание в свободное от уроков время на законодательном уровне теперь стало частью основной образовательной программы.

Но тут появляется резонный вопрос родителей: обязательно ли посещать такие мероприятия, проводимые в рамках внеурочной деятельности, или это дело добровольное: хочу – хожу, хочу – не хожу?

Зачем нам внеурочка?

Министерство образования и науки РФ нам поясняет, с какой целью оно в ФГОС предусматривает для начальной школы внеурочную деятельность:

  1. в первую очередь, это метод для быстрой адаптации детей 1-4 классов к учебному процессу;
  2. во-вторых, это способ перераспределить учебную нагрузку, тем самым улучшив условия для развития младших школьников;
  3. в-третьих, это возможность учесть индивидуальные особенности каждого.

Основная задача внеурочки в младшей школе – достигнуть запланированных учебным заведением результатов освоения основной программы начального общего образования.

Особенно важна она для первоклашек, когда ещё сложно семилеткам выдерживать статические нагрузки и быстро переключаться с одной деятельности на другую. Вот тут-то и помогают выходы после уроков на природу для изучения окружающего мира, посещение выставок и экскурсий для познания истории родного края, хождения на спектакли для освоения русского языка и литературы.

Как организуют внеурочку?

В рекомендациях Минобрнауки есть ряд направлений, в которых школой может быть организована внеурочная деятельность.

Спортивно-оздоровительное

Необходимое для повышения двигательной активности школьников, укрепления их здоровья и закрепления основ здорового образа жизни. Здесь вам и физкультурные состязания с праздниками, и секции с факультативами. И почему сегодня незаслуженно подзабыта такая военно-спортивная игра как «Зарница»? Помнится мне из своего школьного детства, мы очень любили эти соревнования.

Социальное

Нужное для формирования в каждом ученике личности, его понимания социально одобряемых и неодобряемых форм поведения, воспитания в школьниках патриотической жилки.

Встречайтесь с ветеранами, устраивайте поиск информации в архивах, занимайтесь волонтёрством, организуйте тематические конкурсы, смотрите патриотические фильмы, собирайте экспонаты для школьных музеев — в общем, несите добро окружающим через свою социальную роль.

Духовно-нравственное

Требуемое для осознания общественных норм, формирования правильного отношения к базовым человеческим ценностям, таким как природа, семья, мир, человек, а также с целью получения опыта самостоятельных общественных действий.

Здесь может быть всё, что связано с душой: музеи и кино, выставки и фестивали искусств, школьные театры и художественные кружки, походы и прогулки.

Общекультурное

Предполагающее ознакомление  с культурным наследием и овладение творческими навыками. Познакомиться поближе со своим (и не только) краем помогают экскурсионные программы.

Привьют интерес к творчеству кружки прикладного искусства, где можно научиться вязать и вышивать, как это делали наши бабушки, резать по дереву, как это умели наши дедушки, а ещё расписывать камни и дерево, творить из бумаги и ткани.

Общеинтеллектуальное

Связанное с самостоятельным поиском новых и обработкой уже полученных знаний, их применением на практике. Это, в первую очередь, факультативы, где школьные дисциплины можно изучить изнутри, глубоко. Здесь и проектная работа, и конкурсы исследований, и всем известная «Что? Где? Когда?», и интеллектуальные марафоны и олимпиады, — всё, что развивает детский ум и повышает IQ.

Все эти направления реализует каждое учебное заведение по своему усмотрению. И совсем необязательно, чтобы всё это было в стенах школы. Могут быть организованы занятия в свободное время в учреждениях дополнительного образования. На «всё — про всё» учебными СанПиНами отводится не более 10 академических часов в неделю.

А вот теперь о том, что интересует родителей больше всего: а обязательно ли это? Для школы организация внеурочной деятельности – да, обязательна, а вот для нас, родители, её посещение — вовсе нет.

ФГОС предполагает участие во внеурочной деятельности школы исключительно на добровольной основе, предоставляя детям право выбора. Это подтверждает и Закон «Об образовании», давая «лазейку» для ленивых: обучающиеся имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебных планом, а ФГОС разделяет между собой учебный план от плана внеурочного.

Но снова и снова мы в каждом отдельном городе сталкиваемся с «метлой, которая по-своему метёт»: обязаны быть и точка! В таких случаях рекомендую писать официальные заявления-отказы от участия во внеурочке на имя администрации школы.

Ну, а в случае игнорирования Ваших требований из многих наших статей о юридических аспектах организации учебного процесса Вы, наверное, уже знаете, куда и к кому идти, когда школа Вас «не слышит».

А стоит ли противиться

Хлопающим в ладоши родителям хотелось бы посоветовать не бежать стремглав писать заявления об освобождении от участия ребёнка во внеурочной деятельности. Согласна, когда у школьника есть «на стороне» кружки, секции, которые отнимают львиную долю свободного времени, тут не до внеурочки.

А вот те дети, которые ничем не заняты после уроков, вполне могли бы реализовать себя через такое дополнительное образование, организованное школой. Стоит ли указывать на то, что любые внеурочные мероприятия, в первую очередь, направлены на развитие ребёнка, а уж никак не на его перегруз «лишними» занятиями.

Стоит ли отказываться от совместных «вылазок» на экскурсии или от общих горячих диспутов о «наболевшем», от КВНов и развлекательных викторин, от спортивных соревнований и олимпиад? Вряд ли семья в полной мере сможет заменить дружный детский коллектив и научить общаться так, как этому можно научиться в школе через совместные мероприятия, когда «один за всех, и все за одного».

Надеюсь, что нам сегодня удалось разобраться со всеми сторонами внеурочной деятельности, и готова услышать ваши ответы на наболевший вопрос: «А в ваших школах внеучрока – это обязательно?». Добро пожаловать в раздел для комментаторов)

Не забудьте подписаться на новости блога и раз в неделю получайте на почту информацию о новых статьях, появившихся в «ШколаЛе».

Всего вам доброго!

Источник: http://shkolala.ru/zakonodatelstvo-o-shkole/vneurochnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole/

Обязательна ли внеурочная деятельность для начальной школы? | TLT.ru – Новости Тольятти

Внеурочная деятельность обязательна или нет

Учеба в школе – это не только уроки. Привыкнуть к этому придется из-за новых образовательных стандартов.

За первые две недели сентября мы все уже успели основательно погрузиться в новый учебный год. Освоены новые имена-отчества учителей, прочитаны первые главы в учебниках и исписаны десятки строчек в тетрадях.

Образовательный процесс идет полным ходом. И кое-кого уже начал беспокоить.

А именно, родители ребят начальной школы, да и пятиклашек тоже выражают свое пока что сдержанное недоумение: почему дети так долго находятся в школе?

Они приходят домой только в три-четыре часа дня и только потом садятся делать домашние задания.

А как же погулять-отдохнуть, сходить на занятия в школу искусств или просто почитать книжку? Свободного времени нет совсем, детство проходит мимо, вместе с последними теплыми осенними деньками.

Давайте разберемся, почему и чем наши младшие и средние школьники заняты в школе после окончания уроков.

Основная причина – введение новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС). Начальная школа эти стандарты осваивает уже несколько лет, а средняя вступила в свою новую эру совсем недавно. Но в любом случае родителям уже должно быть знакомо такое словосочетание – внеурочная деятельность.

– Под внеурочной деятельностью, – сообщает нам главный специалист отдела общего и дополнительного образования департамента образования Лидия Буровихина, – понимается образовательная деятельность, по форме отличающаяся от урочной и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Тут надо сделать небольшое отступление. Дело в том, что во всех российских школах обучение идет в соответствии с базисным учебным планом. Он в свою очередь делится на обязательную часть, которую должны освоить все без исключения школьники, и вариативную, которую формируют сами школы.

Эта вторая часть плана призвана обеспечить реализацию индивидуальных потребностей ребенка и в соответствии с требованиями стандарта осуществляется через внеурочную деятельность. Хочется подчеркнуть, что внеурочная деятельность – это не группа продленного дня.

Это равноправная часть всего образовательного процесса.

Каждая школа подходит к организации внеурочной деятельности в меру фантазии руководителей и по возможностям кадрового состава. Формы занятий могут быть самыми разными: экскурсии, кружки, секции, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и так далее.

В авторских программах, которые выложены на сайтах тольяттинских школ, чаще всего встречаются такие посылы: воспитание, развитие, творчество. Например, в авторской программе Т.В.

Четковой «И в миру, и в ладу» (школа № 94) написано, что эта программа подразумевает формирование личности гражданина России посредством воспитания таких качеств, как патриотизм, гражданственность, уважение к истории своего народа, приверженность национальным традициям, знание культурного наследия своего и других народов. Автор ставит перед собой очень правильные задачи и вот на какие мысли наводит.

Все мы часто поминаем советское образование, кто добрым словом, кто не очень. Так или иначе, но раньше воспитанием всесторонне развитой личности гражданина и патриота школа занималась по велению партии и правительства. Потом в наступившем хаосе девяностых эта функция от школы ушла в небытие. И общество забило тревогу.

Спустя почти двадцать лет государство спохватилось, что без воспитания базовых ценностей в школе никак не обойтись. И в новых государственных стандартах министерские чиновники эту функцию прописали.

Внеурочная деятельность, конечно же, не ограничивается только духовно-нравственным воспитанием.

В школах в обязательном порядке должны быть организованы занятия по социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному, спортивно-оздоровительному направлениям.

По часам на это все отводится не очень-то много времени: от одного до трех занятий в день для начальной школы. Причем эти занятия – не уроки, они проходят (или должны проходить) весело и интересно, без домашних заданий.

Но все же можно ли отказаться от внеурочной деятельности, если родители считают такую нагрузку чрезмерной для своего ребенка?

– Развитие ребенка – процесс целенаправленный и не может быть обеспечен в полном объеме только в процессе учебной деятельности, – поясняет Лидия Буровихина, – поэтому если обучающийся посещает специализированные учреждения дополнительного образования (музыкальная школа, детская хореографическая школа, бассейны, спортивные секции и так далее), то родителям достаточно письменно поставить в известность об этом классного руководителя и администрацию образовательного учреждения. Таким образом, учащийся может не посещать внеурочные занятия в школе по тем направлениям (а их пять), которые дублируют занятия в учреждении дополнительного образования.

То есть если ребенок ходит в музыкальную школу, то он может не посещать, например, школьный хор.

Кстати, сколько нареканий ко всем властям было совсем недавно: дети мотаются по улицам, нет бесплатных кружков и секций. Теперь же школа обязана занимать детей – творчеством, спортом, обязана развивать интеллект и воспитывать. И это, в конце концов, оплачивается государством. А вот что из этого получится, мы все оценим несколько позже.

Источник: Городские ведомости

Источник: https://tlt.ru/city/obyazatelna-li-vneurochnaya-deyatelnost-dlya-nachalnoj-shkoly/1960701/

Всем ли школярам подойдет новый стандарт?

Внеурочная деятельность обязательна или нет

Как скажется введение внеурочной деятельности на учениках начальной школы

В редакцию «ВП» стали поступать обращения родителей школьников. Петербуржцы выражают недоумение и даже опасения по поводу введения внеурочной деятельности с 1-го по 5-й классы — в соответствии с федеральным образовательным стандартом.

Причем в разных школах к вопросам внеурочной деятельности подходят по-разному. Где-то это обязательные часы, где-то — нет.

Где-то родителям предлагают, для того чтобы освободить ребенка от внеурочных занятий, принести справки о том, что ребенок занимается в музыкальной (художественной, спортивной) школе.

Где-то за посещение музыкальной (или другой) школы от «внеурочки» освобождают только на одно занятие в неделю (из обязательных минимум пяти). Где-то внеурочные занятия — это бывшие факультативы, на которых порой просто зачитывают рефераты на какую-либо тему, подготовленные родителями.

Редакция «ВП» отправила соответствующий запрос в комитет по образованию. Ответ публикуем.

Нынче в школе 1-й класс вроде института!

 ***

Действительно ли внеурочная деятельность теперь обязательна для всех?

— В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования основная образовательная программа реализуется через учебный план и внеурочную деятельность.

Урочная деятельность позволяет формировать основные знания, умения и навыки школьника, различные компетенции. Внеурочная деятельность дополняет и развивает приобретаемые школьниками знания и умения.

В то же время необходимо отметить, что родители вправе вместе со школой определить количество занятий в неделю с учетом посещения ребенком кружков, секций и в целом организации второй половины дня.

***

Можно ли отказаться от внеурочной деятельности, предоставив справку от врача о том, что ребенку противопоказаны повышенные нагрузки?

— Внеурочная деятельность не должна приводить к повышению нагрузки школьников. Она предполагает другие формы организации занятий: классные часы, экс­курсии, занятия по интересам, круглые столы, конференции, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, проектную деятельность.

Отметим, что внеурочная деятельность не является новшеством в образовательном процессе.

Ранее она реализовывалась через систему классных часов и внеклассных мероприятий в рамках воспитательной работы, экс­курсионной работы и работы школьных научных обществ, а сейчас планируется в зависимости от образовательных потребностей и интересов детей.

При этом школьники, как и раньше, имеют возможность посещать занятия в музыкальных школах, спортивных секциях, кружках в учреждениях дополнительного образования.

***

Теперь получается так, что ребенка нельзя забрать после окончания основных уроков. Ребенок обязан пообедать, пойти на прогулку и отсидеть внеурочные занятия.

Плюс к тому дополнительные платные занятия (а многие родители хотят записать ребенка хотя бы на два часа иностранного языка в неделю).

В результате ребенок будет выходить из школы в 16 — 17 часов (если не позже), довольно уставший. А еще нужно сделать уроки.

В самой сложной ситуации оказываются ученики, которые дополнительно занимаются в музыкальных, спортивных и художественных школах. Они еще — после столь долгого пребывания в школе — идут в музыкальную (или какую-то другую) школу.

Делать уроки им остается только ночью (при том что в музыкальной школе дают домашние задания). Как поясняют в школах, музыкальная (спортивная, художественная) школа дает право на непосещение лишь одного внеурочного занятия в обычной школе. То есть это проблему не решает.

А занятия, например, в музыкальной школе — это и так 7 — 12 часов в неделю плюс домашние задания.

Какие именно занятия и в каком объеме могут компенсировать внеурочную деятельность в школе? Есть ли единые правила?

— Самое главное: выстраивать вторую половину дня для ребенка в первую очередь могут только сами родители. Родители (вместе с ребенком) определяют, какие кружки и секции будет посещать ребенок, чем дополнительно он будет заниматься. И какое время во второй половине дня будет занимать внеурочная деятельность.

Так, для детей, посещающих музыкальные, спортивные, художественные школы, кружки в домах детского творчества, внеурочная деятельность значительно сокращается. При активных занятиях ребенка музыкой или спортом она может реализовываться через классные часы, экскурсии, социально направленную деятельность.

Школы также могут предложить в рамках внеурочной деятельности много интересных и познавательных занятий. Это занятия по развитию речи и уроки работы с книгой.

Школы, изучающие на углубленном уровне иностранные языки, предлагают занятия, дополняющие и развивающие изучаемые иностранные языки (например, «Театр на иностранном языке», «Страноведение», «История и культура Санкт-Петербурга на иностранном языке»).

Не менее важными для младших школьников являются занятия внеурочной деятельности, посвященные памятным датам и выдающимся людям российской истории, праздникам и традициям народов России. В соответствии с новым стандартом в рамках внеурочной деятельности школа также учит ребят проектной деятельности, например как правильно составить портфолио.

Но даже в случае, если ребенок не посещает дополнительные занятия в музыкальных, спортивных, художественных школах, родители вправе выбрать меньшее количество занятий внеурочной деятельности. Какие это будут занятия и в каком объеме — решение принимают родители.

***

Есть санитарные нормативы, регулирующие пребывание ребенка в школе. Для каждого класса установлено предельно допустимое число занятий. Получается, что внеурочная деятельность в это число не входит? То есть ребенок отсиживает целый рабочий день (с 9 утра до 16 — 17 и больше) и это считается теперь нормой?

— Санитарно-гигиенические требования и нормы устанавливают максимально допустимую урочную нагрузку в неделю для школ, которые осуществляют учебный процесс в условиях 5-дневной или 6-дневной учебной недели. И эти нормы распространяются только на количество уроков.

Перерыв между уроками и занятиями внеурочной деятельности может составлять либо 45 минут (динамическая пауза для отдыха и обеда), либо 1,5 часа (если между уроками и внеурочной деятельностью работает группа продленного дня, в режим ее работы включены обед и прогулка).

***

После основных уроков положена прогулка. То есть дети, разгоряченные в школе, должны выходить на улицу в любую погоду? Кто будет контролировать, как одет ребенок? Учителю это не под силу.

— В организации работы групп продленного дня никаких изменений не произошло. Режимом работы таких групп предусмотрена прогулка. Если на улице плохая погода, прогулка может заменяться досуговой деятельностью. При организации группы продленного дня с детьми остается воспитатель, который и контролирует, как одеты дети во время прогулки, чем они занимаются.

***

Почему бы внеурочную деятельность не сделать добровольной, по желанию родителей?

— Внеурочная деятельность является частью федеральных государственных образовательных стандартов. Родители вправе определять количество часов занятий внеурочной деятельности.

***

Понятно, что закон принят на федеральном уровне. Будет ли город вносить свои предложения по корректировке?

— Внеурочная деятельность является важной частью образования ребенка, развивает его знания и умения, его компетенции. Рекомендуем не отказываться от таких занятий, а выбрать то их количество, которое будет наиболее удобным для школьника и принесет ему наибольшую пользу.

Источник: http://www.vppress.ru/stories/Vsem-li-shkolyaram-podoidet-novyi-standart-25905

Особенности внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность обязательна или нет

Обязательна ли?

Внеурочная деятельность является обязательной. Формы ее организации школа определяет самостоятельно, с учетом интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей).

План внеурочной деятельности как и учебный план является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ общего образования, определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.).

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных организаций дополнительного образования или организаций культуры и спорта.

Обязан ли ученик участвовать во всех внеурочных мероприятиях школы?

На основании ч. 1 ст. 43 Закона об образовании обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план.

При этом обучающимся предоставляются академические права на зачет образовательной организацией в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 7 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании).

Несмотря на обязанность добросовестно осваивать образовательную программу, учащийся может по желанию использовать часы, отводимые на внеурочную деятельность.

Классным руководителем ведется учет количества часов по каждому ученику. Данная информация включается во внутришкольный мониторинг.

При этом обучающийся вправе выбирать из предложенного общеобразовательной организацией направления и формы внеурочной деятельности.

Какое количество отводится на внеурочную деятельность?

ФГОС общего образования определяют общее количество часов на каждом уровне общего образования, которое составляет:

  • до 1350 часов на уровне начального общего образования;
  • до 1750 часов на уровне основного общего образования;
  • до 700 часов на уровне среднего общего образования.

Образовательная организация самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объем часов как во время учебы, так и на каникулах.

Допускается перераспределение часов по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.

Обратите внимание, что законодательно не устанавливается минимальное количество часов внеурочной деятельности.

Какая должна быть наполняемость групп?

Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп.

Кто финансирует такую деятельность? Можно ли привлекать для реализации программы работников дополнительного образования?

Обеспечение реализации рабочих программ внеурочной деятельности осуществляется в рамках финансирования основных общеобразовательных программ за счет средств на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.

Каково положение с внеурочной деятельностью в настоящее время? Какие трудности возникают?

Основные препятствия:

  • непонимание сущности внеурочной деятельности родителями, педагогами и руководителями школ, а, следовательно, отсутствие надлежащего контроля и методического сопровождения деятельности педагогов;
  • перегрузка уроками и недостаток кадров, способных и мотивированных на ведение такой деятельности;
  • дефицит профессионализма педагогов.

Зачастую проблемы возникают не сверху, а на уровне государственного контроля на местах, на уровне директора школы и его заместителей, при непосредственном взаимодействии педагога и школьника.

Сегодня директора не считают необходимым посещать уроки. Остается и проблема подбора кадров…

Множество и других проблем. Есть ли выход?

Конечно же следует повышать качество процесса управления на всех уровнях: министерства, муниципальных управлений и непосредственного руководства школ. Если ранее все школы были примерно одинаковы, то сегодня две рядом стоящие школы могут кардинально отличаться по своей организационной культуре.

Рекомендуем к прочтению по данной теме статью в журнале «Директор школы».Еще больше материалов, а также шаблоны локальных актов смотрите в нашей системе «Директория».Здесь вы можете узнать много полезного об управленческих ловушках, кураторской методике и личной эффективности руководителя школы.“,”author”:”Алина Ульянова”,”date_published”:”2018-01-18T15:01:01.785Z”,”lead_image_url”:”https://miro.medium.com/max/1024/1*3mUvwcLdG5MqE5IR0tcjCQ.jpeg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://medium.com/direktoria-online/vneuroch-28f98b281c17″,”domain”:”medium.com”,”excerpt”:”Введение ФГОС обусловило необходимость пересмотра процесса организации внеучебной работы школьников. Педагоги и руководители ОО, однако, до…”,”word_count”:519,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://medium.com/direktoria-online/vneuroch-28f98b281c17

Изменения во внеурочной деятельности с сентября 2018 г. (Методические рекомендации)

Внеурочная деятельность обязательна или нет

Что изменить во внеурочной деятельности с сентября. Новые рекомендации Минобрнауки

Минобрнауки выпустило новые методические рекомендации по внеурочной деятельности. Чтобы правильно работать в 2018/19 учебном году, смотрите главные изменения. Внедрить новые правила с сентября поможет образец приказа – Приложение 1. Положение о внеурочной деятельности доступно в Приложении 2.

Новые методические рекомендации более подробны по сравнению с предыдущими и описывают не только особенности организации внеурочной деятельности, но и ее ресурсного обеспечения.

В новых рекомендациях указывают, что внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов основных образовательных программ – личностных, метапредметных и предметных.

Достигать планируемые результаты ООП ребенок может за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации.

То есть внеурочку нельзя, как раньше, организовать просто по направлениям развития личности – спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Как засчитывать школьные и внешние допзанятия детей как внеурочную деятельность

Описывайте содержание в новом формате

Вместо планов внеурочной деятельности ввели рабочие программы внеурочной деятельности. Они – обязательный элемент ООП наравне с другими программами содержательного раздела. Рабочие программы школа разрабатывает самостоятельно на основе требований ФГОС и с учетом примерных ООП.

Важный документ

Теперь действуют Методические рекомендации, направленные письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09–1672, а предыдущие рекомендации (письмо Минобрнауки от 14.12.2015 № 09–3564) утратили силу.

Раньше планы внеурочной деятельности предусматривали состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности. В рабочие программы же нужно включать планируемые результаты, содержание деятельности с указанием форм ее организации и видов, а также тематическое планирование.

Используйте ресурсы сетевых партнеров, чтобы организовать внеурочку

В новых рекомендациях описали, каким образом школа может реализовывать внеурочную деятельность совместно с другими организациями – в сетевой форме.

Для внеурочной деятельности в сетевой форме можно использовать ресурсы организаций дополнительного образования, научных организаций, учреждений здравоохранения, организаций культуры, физической культуры (ст.

15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, письмо Минобрнауки от 28.08.2015 № АК-2563/05).

На заметку

Внеурочную деятельность можно проводить с помощью сетевой формы, электронного обучения, а также дистанционно. Формы школа выбирает самостоятельно.

Чтобы оформить отношения с организацией-партнером, нужно заключить договор. В качестве образца можно использовать две формы договора, которые предложило Минобрнауки в письме от 28.08.2015 № АК-2563/05.

Закон не разрешает организациям дополнительного образования реализовывать основные общеобразовательные программы. Но для внеурочной деятельности разрешено использовать ресурсы организаций допобразования. Можно использовать помещения, оборудование, а также кадровые ресурсы для отдельных занятий – мастер-классов, практикумов и т.д.

Засчитывайте школьные и внешние допзанятия детей как внеурочную деятельность

В новых рекомендациях указали, как засчитывать дополнительные занятия, которые посещают дети, в качестве внеурочной деятельности. Нужно сравнить планируемые результаты дополнительной общеобразовательной программы и рабочей программы внеурочной деятельности. Если результаты совпадают, то эти занятия можно зачесть как внеурочную деятельность.

Школа самостоятельно определяет порядок зачета результатов. Но его нужно утвердить локальным нормативным актом.

Так, для мониторинга и учета результатов внеурочной деятельности школы могут использовать привычный психолого-педагогический инструментарий – тестирование, опрос, собеседование, творческий экзамен.

В новых рекомендациях также предлагают использовать дневник личных достижений – портфолио, в том числе в электронной форме – цифровое портфолио. Единого шаблона портфолио на федеральном уровне нет, поэтому составить его придется самостоятельно.

Используйте учебный проект как форму внеурочной деятельности

В новых рекомендациях в качестве эффективной формы организации внеурочной деятельности выделили проектную деятельность, или учебный проект.

Обратите внимание

Вы вправе формировать учебные группы для внеурочной деятельности из детей разных классов в пределах одного уровня образования

Проект предлагают выполнять школьнику самостоятельно под руководством педагога. Тему проекта можно выбрать в рамках одного или нескольких предметов, курсов в любом направлении деятельности – познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и др.

В сетевой форме руководителями, наставниками проекта могут быть специалисты организаций дополнительного образования, профессионального и высшего образования, организаций культуры, спорта, предприятий, а также студенты. Порядок их участия в проектной деятельности определяют договором о сетевом взаимодействии.

Образец приказаоб организации внеурочной деятельности в 2018/19 учебном году

Основание. Если используете свой шаблон приказа, то проследите, чтобы была ссылка на новые методические рекомендации, и исключите рекомендации, утратившие силу, которые были направлены письмом Минобрнауки от 14.12.2015 № 09-3564 .

Нагрузка. В этом пункте можете уточнить, что педнагрузку по внеурочной деятельности будут отплачивать как нагрузку по основной должности.

К сведению. Можно ли реализовать внеурочную деятельность в период каникул

Да, можно. Возможность использовать часть часов внеурочной деятельности в период каникул предусмотрена во ФГОС начального, основного и среднего образования. Например, для реализации внеурочных часов в летний период стандарты рекомендуют использовать тематические лагерные смены и летние школы, которые создают на базе школ и организаций дополнительного образования.

Занятия по внеурочке на летних каникулах организуйте таким образом, чтобы они не противоречили рабочим программам внеурочной деятельности.

При этом имейте в виду, что рабочие программы внеурочки – часть основной образовательной программы. В рамках ООП образовательные услуги детям предоставляют бесплатно.

Соответственно внеурочную деятельность нельзя рассматривать как приносящую доход деятельность.  

Источник: https://infourok.ru/izmeneniya-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-s-sentyabrya-g-metodicheskie-rekomendacii-3176112.html

СоцЗащита
Добавить комментарий