Взаимозависимые лица и контролируемые сделки для целей налогообложения

Контролируемые сделки нк рф

Взаимозависимые лица и контролируемые сделки для целей налогообложения

Плательщик будет обязан направить налоговикам уведомление о контролируемых сделках за 2017 год в случае, если в указанном году осуществит сделки, подпадающие под соответствующие критерии, предусмотренные законодательством.

Критерии контролируемых сделок, порядок составления и направления уведомления рассмотрим в настоящей статье. В качестве контролируемых НК РФ, в частности, предусматривает сделки с участием лиц, не подпадающих под критерии взаимозависимости, если эти лица: Контроль распространяется и на сделки с компаниями – резидентами стран специально установленного перечня и некоторые другие.

Контролируемыми признаются: Критерии взаимозависимости можно узнать, ознакомившись с п. Взаимозависимые субъекты могут стать объектом специального контроля, заключив сделку, если: Для конкретных видов сделок из числа указанных в ст.

105.14 НК РФ предусмотрены лимиты в десятки миллионов рублей.

Лишь превышая эти лимиты, стороны рискуют стать объектом рассматриваемого контроля. Вот некоторые из них: Совершив рассматриваемую сделку, субъекты контроля обязаны направить уведомление о контролируемых сделках.

Важно знать и перечень оснований, исключающих возможность рассматриваемого контроля за сделками (п. Образец заполнения уведомления можно найти в интернете.

Последний срок направления уведомления за прошедший год – 20 мая.

Формат направления уведомления зависит от выбора конкретного плательщика и может быть: В приложении № 3 к указанному Приказу содержится подробно изложенный порядок заполнения строк уведомления.

К вышеуказанному Порядку прилагаются перечни отдельных показателей, вносимых в уведомление, в т.ч.: Если уведомление в надлежащий срок не будет представлено в соответствующий налоговый орган, плательщик рискует быть привлеченным к ответственности по ст. В равной степени санкция может быть применена и при искажении соответствующей информации в уведомлении.

В целях настоящего Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей).

Статья 20 НК РФ –

К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях настоящего Кодекса приравниваются следующие сделки: 1) совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом).

Указанная в настоящем подпункте совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок: не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом; не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом; 2) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли; 3) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3, 4 и 6 настоящей статьи) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей; 2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах; 3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы; 4) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 процентов в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 настоящего Кодекса, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0 процентов по указанным обстоятельствам; 5) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны или участником такой свободной экономической зоны; 6) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям: одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса; любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса; 7) хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных статьями 284.3 и 284.3-1 настоящего Кодекса. Сделки, предусмотренные подпунктами 2, 4 – 7 пункта 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.

Сделки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей.

Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 – 3 настоящей статьи, не признаются контролируемыми следующие сделки: 1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с настоящим Кодексом (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах); 2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям: указанные лица зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации; указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации; указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации; указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций; отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2 – 7 пункта 2 настоящей статьи; 3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения; 4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно); 5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами”. Сделки, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп: 1) нефть и товары, выработанные из нефти; 2) черные металлы; 3) цветные металлы; 4) минеральные удобрения; 5) драгоценные металлы и драгоценные камни. Коды товаров, перечисленных в пункте 5 настоящей статьи, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней торговли. Сделки, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей. В целях настоящего Кодекса понятие “внешняя торговля товарами” используется в значении, определяемом законодательством Российской Федерации о внешнеторговой деятельности. Для целей настоящей статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 настоящего Кодекса.

При определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для целей настоящей статьи вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений главы 14.2 и главы 14.3 настоящего Кодекса. По заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным настоящей статьей. Признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 настоящего Кодекса.

Контролируемым сделкам посвящена целая глава Налогового кодекса — глава 14.4.

Данная глава включает три статьи, которые дают представление о контролируемых сделках, описывают их критерии, порядок подготовки документации и уведомления для ФНС.

Ниже расскажем о нюансах контролируемых сделок в России.

Источник: http://oxbridge.spb.ru/kodeks/kontroliruemye-sdelki-nk-rf

Контролируемые сделки: чиновники разъясняют | «Гарант-Сервис» г. Киров

Взаимозависимые лица и контролируемые сделки для целей налогообложения
Сотрудники финансового ведомства в своих письмах разъясняют неоднозначные нормы Закона о трансфертном ценообразовании. Наиболее интересные из них рассмотрим в статье.

После 1 января 2012 года в отношении контролируемых сделок применяется новый порядок признания лиц взаимозависимыми и налогообложения сделок между этими лицами*(1). Раздел V.

1 Налогового кодекса полностью посвящен регулированию вопросов взаимозависимости лиц для целей налогообложения.

Новые статьи Налогового кодекса детализируют положения о трансфертных ценах, взаимозависимых лицах, налогообложении сделок между этими лицами, устанавливают перечень контролируемых сделок, а также регулируют вопросы налогового контроля таких сделок.

Однако новые нормы компании понимают неоднозначно, в связи с чем в Министерство финансов РФ было направлено значительное количество обращений.

Главное финансовое ведомство страны выпустило ряд разъяснений о новых правилах трансфертного ценообразования.

Отсутствие в письмах финансового ведомства внятных разъяснений вполне объяснимо: ранее подобных норм законодательство не содержало, правоприменительная практика сложиться не успела.

Доходы по сделкам между взаимозависимыми лицами

Заслуживают внимания письма финансового ведомства*(2), которые дают ответ на один из основных вопросов, касающихся методики расчета доходов по сделкам с целью отнесения этих сделок к категории контролируемых.

Установлено, что некоторые сделки являются контролируемыми лишь в случае превышения определенного суммового критерия*(3). При этом при определении этого критерия возникла неясность, следует ли определять сумму доходов исходя из сделок, совершенных фирмой с одним взаимозависимым лицом, либо необходимо учитывать сумму цен сделок, заключенных со всеми взаимозависимыми лицами в совокупности.

По мнению Минфина России, факт превышения суммового критерия устанавливают по каждой совокупности сделок, совершенных с каждым взаимозависимым лицом.

То есть в рамках определенной категории сделок суммироваться должны доходы, полученные только по тем из них, которые заключены с одним и тем же лицом.

В многосторонних сделках следует суммировать доходы по всем сделкам (в рамках одной категории), сторонами которых являются указанные лица.

Если у компании в рамках одной категории заключено несколько сделок с разными не взаимозависимыми лицами, то доходы по данным сделкам не суммируют.

При отсутствии у фирмы информации о сумме дохода другого участника сделки для целей определения суммы доходов по сделкам за календарный год она может использовать расчетную величину суммы дохода этого участника*(4).

Сумму дохода, рассчитываемую по контролируемым сделкам, определяют по правилам, установленным главой 25 Налогового кодекса*(5).

То есть фирма, за рядом определенных исключений, уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Суммовой порог для целей определения контролируемых сделок будет рассчитан сложением оставшихся после вычетов расходов, сумм по сделкам с взаимозависимым лицом за календарный год.

Если взаимозависимое лицо временно не являлось таковым

Кодекс не конкретизирует, в каком порядке следует учитывать сумму дохода по сделкам с взаимозависимым лицом в отчетном периоде, в случае если часть этого периода стороны не являлись взаимозависимыми.

Позиция министерства по данному вопросу такова*(6): при определении суммового критерия в течение отчетного периода необходимо учитывать доходы по сделкам между взаимозависимыми лицами только за тот период, в котором эти лица являлись взаимозависимыми.

Это мнение чиновников, улучшающее положение фирмы, к сожалению, не оформлено в виде нормативного акта, и гарантировать, что в ходе правоприменительной практики мнение контролеров не изменится, невозможно.

Договор беспроцентного займа

У многих компаний возник вопрос о наличии налоговых рисков при заключении взаимозависимыми сторонами договора беспроцентного займа.

Следует отметить, что такие сделки всегда привлекали к себе повышенное внимание контролеров. Однако в отсутствие четкой официальной позиции и окончательно оформленной арбитражной практики претензии налоговиков не всегда приводили к доначислениям.

Финансисты считают, что договор беспроцентного займа является примером создания финансовых условий, отличных от тех, которые имели бы место в сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми*(7). Как следствие, любые доходы, полученные одним из взаимозависимых лиц по такой сделке, должны учитываться у этого лица для целей налогообложения.

Кроме того, даже если стороны договора беспроцентного займа не являются взаимозависимыми в силу 11 критериев взаимозависимости*(8), фирме не стоит забывать, что сторона сделки может быть признана судом взаимозависимым лицом по иным основаниям.

В связи с небольшим сроком практического применения новых правил трансфертного ценообразования и отсутствием арбитражной практики по данному вопросу определить примерный перечень таких оснований на данный момент невозможно.

Уведомление налоговиков о наличии контролируемых сделок

Одним из новых обязательств сторон контролируемой сделки является уведомление налоговой инспекции по своему местонахождению обо всех совершенных контролируемых сделках.

Обращаем внимание, что с 2013 года бухгалтерам необходимо отметить еще одну отчетную дату — 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Это срок, не позднее которого сторона контролируемой сделки обязана уведомить налоговое ведомство о совершении такой сделки.

Эти требования применяют к контролируемым сделкам, доходы или расходы по которым признаются с 1 января 2012 года независимо от даты заключения договора*(9).

Такое требование закона распространяется как на юридические лица, так и на физических лиц, в том числе на не обладающих статусом предпринимателя*(10).

При этом ответственность за непредставление уведомления либо предоставление недостоверной информации установлена в размере 5000 рублей для всех категорий налогоплательщиков.

Однако, учитывая, что для отнесения сделок в разряд подконтрольных Налоговый кодекс вводит достаточно серьезный суммовой порог, логично предположить, что в большинстве случаев взаимозависимые сделки с участием физических лиц не будут контролироваться.

Если привлечен посредник

Сделки между взаимозависимыми лицами, совершенные через посредников, которые только организовывают сделки, не принимая на себя никаких рисков, относят к категории контролируемых.

При этом согласно мнению финансистов*(11) такие сделки являются контролируемыми без определения суммового порога, предусмотренного для остальных подконтрольных сделок.

На чем был основан данный вывод финансового ведомства, не ясно. Возможно, мнение чиновников базируется на том, что стороны сделки не являются взаимозависимыми, тогда как суммовой порог*(12) прямо указывает на взаимозависимых лиц.

Следовательно, на них должны распространяться положения Налогового кодекса о трансфертном ценообразовании, в том числе положения о величине доходов по таким сделкам.

С. Кузьменко,ведущий юрист аудиторско-консалтинговой

группы «Градиент Альфа»

Источник: http://garant-kirov.ru/articles/as031012/

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Взаимозависимые лица и контролируемые сделки для целей налогообложения

Взаимозависимыми в целях налогообложения в соответствии с положениями Налогового Кодекса, признаются лица, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние:

  • на условия, результаты сделок, совершаемых этими лицами;
  • экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

При определении взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц.

Для этого анализируются заключенные между ними соглашением и другие возможности одного лица влиять на решения, принимаемые другими лицами.

При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами.

Если лица взаимозависимы, то к сделкам между ними могут быть применены особые правила налогового контроля цен сделок.

Кто признается взаимозависимыми лицами

Согласно Налоговому кодексу РФ, взаимозависимыми лицами признаются:

1. Организации

1.1 Если одна организация прямо или косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%.

1.2 Если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%.

1.3 Если в организациях по решению одного и того же физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами – супругом или супругой, родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и не полнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями), подопечными, назначены или избраны:

  • единоличные исполнительные органы организаций;
  • либо не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа;
  • совета директоров (наблюдательного совета).

1.4. Если в организациях одни и те же физические лица совместно с его взаимозависимыми лицами – супругом или супругой, родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и не полнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями), подопечными, составляют более 50%:

  • состава коллегиального исполнительного органа;
  • совета директоров (наблюдательного совета).

1.5 Если полномочия единоличного исполнительного органа в организациях осуществляет одно и то же лицо.

2. Физическое лицо и организация

2.1 Если физическое лицо прямо или косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 %.

3. Организация и лицо

3.1 Если лицо, в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами – супругом или супругой, родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и не полнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями), подопечными, имеет полномочия:

  • По назначению или избранию единоличного исполнительного органа организации; 
  • По назначению или избранию не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) организации.

3.2 Если лицо осуществляет полномочия ее единоличного исполнительного органа.

4. Организации и/или физические лица

4.1 Если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%.

5. Физические лица

5.1 Если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению.

5.2 Взаимозависимые лица физического лица:

  • его супруг или супруга,
  • родители (в том числе усыновители),
  • дети (в том числе усыновленные),
  • полнородные и не полнородные братья и сестры,
  • опекун (попечитель),
  • подопечный.

При этом суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами обладают признаками взаимозависимости.

Налогообложение в сделках между взаимозависимыми лицами

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, если в сделках между взаимозависимыми лицами устанавливаются:

  • коммерческие,
  • финансовые,

условия, отличные от условий в сопоставимых сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы, которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Учет для целей налогообложения доходов производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ.

Методы определения доходов

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, при проведении налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами, налоговые органы используют следующие методы:

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • метод цены последующей реализации;
  • затратный метод;
  • метод сопоставимой рентабельности;
  • метод распределения прибыли.

Допускается использование комбинации двух и более методов.

При этом, метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным в большинстве случаев определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам.

Взаимозависимые лица: подробности для бухгалтера

  • Если очень хочется, то можно… или как контролирующие органы злоупотребляют правами при проверке сделок между взаимозависимыми лицами … в рамках контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами априори не могут быть предметом … до банального проста – налогоплательщик продал взаимозависимому лицу транспортные средства по «заниженной», по … штрафами) по беспроцентным займам, выданным взаимозависимым лицам на общую сумму около 229 … единичные, скорее наоборот. Операции с взаимозависимыми лицами для территориальных органов ФНС являются … запрет анализировать рыночность применяемых между взаимозависимыми лицами цен в рамках выездных и …
  • Налоговые риски выдачи займа другой фирме, если процентная ставка по договору займа будет выше или ниже ставки рефинансирования … контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, … между взаимозависимыми лицами.
    Основанием для признания контролируемыми сделок между взаимозависимыми лицами является, … предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом … материалами:
    – Энциклопедия решений
    . Взаимозависимые лица для целей налогообложения: понятие и … связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
    – Энциклопедия решений
    . Сделки …
  • Взаимозависимость – не приговор в спорах об искусственном дроблении бизнеса … взаимозависимыми для целей налогообложения (далее – взаимозависимые лица). п. 1 ст. 105.1 … в суде.
    «Правила этикета» для взаимозависимых лиц: минимизировать трудоустройство работников по совместительству … факт и условия взаимоотношений между взаимозависимыми лицами.
    Безусловно, аспект взаимозависимости в группе …
  • Когда искусственное «дробление» бизнеса становится налоговым преступлением?Безусловно, чаще всего «дробление» бизнеса оценивается и рассматривается в аспекте налогового контроля со стороны налоговых органов. Но в настоящей статье мы хотим акцентировать внимание на другом вопросе: когда искусственное «дробление» бизнеса становится налоговым преступлением? Полагаем, этот вопрос беспокоит налогоплательщиков не меньше, чем налогово-правовые последствия «дробления» бизнеса. «Дробление» бизнеса – одна из часто используемых концепций при построении бизнес-структур, …
  • Что изменится в налоге на прибыль с 01.01.2020? … лицом, являющимся взаимозависимым лицом налогоплательщика (пп. 1);
    перед лицом, признаваемым взаимозависимым лицом иностранного лица … иностранных государств
    ), который не является взаимозависимым лицом как с должником, так и … иностранным лицом и (или) его взаимозависимым лицом, которое обеспечивает исполнение обязательства (выступает …
  • Физлицо приобретает у юрлица основное средство по цене меньше остаточной стоимости: бухгалтерский и налоговый учет … рыночной. Предполагаемый покупатель не является взаимозависимым лицом по отношению к организации (продавцу … положения о налогообложении сделок между взаимозависимыми лицами. Общие критерии для признания лиц … с совершением сделок между взаимозависимыми лицами; Энциклопедия решений
    . Взаимозависимые лица для целей налогообложения: понятие …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за июль 2019 года … налогоплательщик и соответствующая организация являются взаимозависимыми лицами.
    Если списание в установленном порядке … (внебалансовых счетов) организации, не являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику, не …
  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за август 2019 … ) –
    Фактически деятельность предпринимателя и его взаимозависимых лиц (ИП Угрюмова К.А. и …
  • Займ между взаимозависимыми организациями: налоговые риски … договора беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами у организации-заимодавца появляются … проведении налоговой проверки общества, помимо взаимозависимости лиц – участников сделок, иных обстоятельств, … предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом … предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом … договора беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами у организации-заимодавца появляются …
  • Налог на прибыль: установление действительных налоговых обязательств по результатам ВНП … от осуществляемой деятельности между подконтрольными взаимозависимыми лицами.
    В этом письме, в частности …
  • Унитарным предприятиям о взаимозависимости … 1 в целях Налогового кодекса взаимозависимыми лицами признаются организации в случае, если … целях применения Налогового кодекса признается взаимозависимым лицом в отношении всех трех … иным основаниям признания российских организаций взаимозависимыми лицами относится, в частности, наличие … иным» основанием признания российских организаций взаимозависимыми лицами для целей п. 5 ст … соответствующего унитарного предприятия, не признаются взаимозависимыми лицами для целей Налогового кодекса.
    Признание …
  • Дробление бизнеса без налоговых потерь … доходы от его использования между взаимозависимыми лицами.
    Основная цель такого распределения … установили, что распределение имущества между взаимозависимыми лицами позволило организации находиться на УСН … документооборот и фактический порядок взаимоотношений взаимозависимых лиц указывает на то, что … проверяемого периода, а другие взаимозависимые лица продолжали самостоятельную деятельность только в … составленные между ИП и другими взаимозависимыми лицами, носят формальный характер; фактически …
  • Бухгалтерские и налоговые последствия изменения цены сделки … целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) взаимозависимых лиц, являющихся сторонами сделки, производится федеральным … относятся:
    сделки между взаимозависимыми лицами;
    иные сделки, приравненные к сделкам взаимозависимых лиц;
    сделки, которые … вышеперечисленных, к контролируемым сделкам между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными в пределах РФ, причисляют … по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства …
  • Споры о налоговой выгоде (Практика Верховного Суда РФ за 2018) … согласованного, целенаправленного, формального распределения между взаимозависимыми лицами площади единого объекта недвижимого имущества … ») –
    Суды установили, что Налогоплательщиком с взаимозависимым лицом заключались заведомо убыточные договоры уступки … , Тонар-97461-прицеп переданы Налогоплательщиком взаимозависимому лицу – по договорам аренды транспортных средств … средства фактически участвовали в деятельности взаимозависимого лица, применяющего специальные налоговые режимы, основания …
  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за февраль 2017 года … , что в случаях совершения между взаимозависимыми лицами сделок, не отвечающих признакам контролируемых … выездных и камеральных проверок.
    Установив взаимозависимость лиц, участвующих в сделке и учитывая … используемого в деятельности имущества на взаимозависимых лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, с …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/taxation/vzaimozavisimye_litsa.html

Контролируемые сделки в 2019 году

Взаимозависимые лица и контролируемые сделки для целей налогообложения

Контролируемая сделка выделяется в отдельную группу операций для целей налогообложения. Подобный вид сотрудничества характерен для взаимозависимых лиц и приравненных к ним субъектам хозяйствования.

Налоговая инспекция к таким сделкам проявляет повышенное внимание. Выделение признаков взаимозависимости осуществляется с учетом норм НК. Условия признания сделки в числе контролируемых приводит ст. 105.

14 НК РФ – этот перечень с 2019 года будет действовать в откорректированном виде.

Контролируемые сделки – НК РФ

Признаки контролируемых операций с наступлением 2019 года будут обновлены, об этом свидетельствует текст закона от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ.

Документом исключаются упоминания о признании контролируемыми операции между взаимозависимыми лицами – участниками СЭЗ, ОЭЗ, региональных инвестиционных проектов.

Но появляется ряд дополнительных условий, выполнение которых необходимо для признания сделок контролируемыми.

Ни при каких условиях не признаются контролируемыми сделки:

  • реализованные участниками консолидированной группы налогоплательщиков;
  • если предметом сделки выступают краткосрочные межбанковские займы (сроком действия до 7 дней);
  • совершенные в рамках международного военно-технического сотрудничества;
  • по предоставлению займов на беспроцентной основе (когда кредитором и кредитуемым являются взаимозависимые лица).

Ст. 105.14 НК РФ выделяет 3 категории контролируемых сделок:

  • сделки, совершенные взаимозависимыми лицами;
  • сделки, участниками которых выступают лица, приравненные к взаимозависимым;
  • сделки, которым присвоен статус контролируемых судебным решением.

Для взаимозависимых лиц законом № 302-ФЗ введен годовой лимит по сделкам – 1 млрд. руб.

Если за год между сторонами было реализовано сделок на сумму, равную или превышающую эту цифру, сделка признается контролируемой.

Обстоятельства, по которым определяется необходимость причисления сделки к категории контролируемых, указаны в п. 2 ст. 105.14 НК РФ (достаточно выполнения хотя бы одного из перечисленных далее условий):

  • применение разных ставок по ННП (налогу на прибыль);
  • предмет сделки – добываемые одной стороной полезные ископаемые, в связи с чем у добывающей стороны возникают обязательства по уплате в бюджет НДПИ (налог исчисляется по процентной налоговой ставке);
  • один из участников сделки – «спецрежимник» на ЕСХН или ЕНВД (но не оба участника);
  • одна сторона не является плательщиком ННП;
  • в сделке участвует исследовательский корпоративный центр – неплательщик НДС;
  • одной из сторон применяется инвестиционный вычет в отношении ННП;
  • новое с 2019 г. обстоятельство – минимум одна из сторон платит налог на дополнительный доход при добыче углеводородного сырья (доходы/расходы по сделке учитываются в базе налога).

Какие сделки – контролируемые при сотрудничестве лиц, приравненных к взаимозависимым: критерии их идентификации содержит п. 1 ст. 105.14 НК. Группу контролируемых в этом случае образуют:

  • Сделки, совершенные в сфере внешнеторговой деятельности (товары мировой биржевой торговли).
  • Признаком контролируемости может стать участие в хозяйственной операции субъекта, зарегистрированного в оффшорной зоне.
  • Повышенное внимание налоговой инспекции будет проявляться к сделкам с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми.

В указанных случаях сумма контролируемой сделки (совокупности сделок) для признания ее таковой должна превышать 60 млн руб. в годовом исчислении. Размер дохода выводится отдельно по каждому контрагенту. Такое уточнение по уровню доходных поступлений от реализованных контрактов позволит снизить количество контролируемых сделок, что упростит работу субъектов хозяйствования и налоговиков.

Обновленные условия признания сделок контролируемыми начнут действовать с 2019 года в отношении сделок, по которым доходы для налога на прибыль учитываются с 01.01.2019. При этом дата договора не имеет значения. Главный ориентир – вырученные средства за календарный год по операциям, проведенным с участием отдельного контрагента.

Согласно ст. 105.16 субъекты хозяйствования должны подавать в ФНС уведомления о совершенных в течение года контролируемых сделках (подробнее об этом в нашей статье на сайте). Срок представления уведомительной формы истекает 20 мая в году, следующем за рассматриваемым календарным годом.

Налоговый орган может оформлять по контролируемым сделкам в адрес участников таких операций информационные запросы. Налогоплательщик должен отреагировать на такой запрос и направить в ФНС соответствующую документацию, отражающую следующие сведения:

  • характеристика деятельности субъекта хозяйствования, которая непосредственно связана с осуществлением контролируемой сделки;
  • описание методов определения налогооблагаемых доходов;
  • данные об участниках международных групп компаний, которые являются стороной контролируемой сделки.

Источник: https://spmag.ru/articles/kontroliruemye-sdelki-v-2019-godu

Статья 105.14. Контролируемые сделки

Взаимозависимые лица и контролируемые сделки для целей налогообложения

Новая редакция Ст. 105.14 НК РФ

1. В целях настоящего Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей). К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях настоящего Кодекса приравниваются следующие сделки:

1) совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом).

Указанная в настоящем подпункте совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

2) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;

3) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса.

В целях настоящего подпункта, если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень, указанный в настоящем подпункте, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.

2. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3, 4 и 6 настоящей статьи) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2 – 4 статьи 284 настоящего Кодекса) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка;

2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

4) одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций;

5) утратил силу с 3 сентября 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 302-ФЗ

6) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

7) утратил силу с 3 сентября 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 302-ФЗ

8) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе “Об инновационном центре “Сколково” (далее в настоящем Кодексе – исследовательский корпоративный центр), либо участником проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ “Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, применяющими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145.1 части второй настоящего Кодекса;

9) хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 настоящего Кодекса;

10) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

3. Сделки, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.

Сделки, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей.

4. Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 – 3 настоящей статьи, не признаются контролируемыми следующие сделки:

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с настоящим Кодексом (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);

2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

указанные лица зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;

указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации;

указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации;

указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;

отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2 – 7 пункта 2 настоящей статьи;

3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.

2 настоящего Кодекса, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр – до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);

4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами”;

6) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

7) сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация;

8) сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка прав (требований) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) осуществляется в соответствии с порядком, определенным частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

5. Сделки, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп:

1) нефть и товары, выработанные из нефти;

2) черные металлы;

3) цветные металлы;

4) минеральные удобрения;

5) драгоценные металлы и драгоценные камни.

6. Коды товаров, перечисленных в пункте 5 настоящей статьи, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней торговли.

7. Сделки, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.

8. В целях настоящего Кодекса понятие “внешняя торговля товарами” используется в значении, определяемом законодательством Российской Федерации о внешнеторговой деятельности.

9. Для целей настоящей статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 настоящего Кодекса.

При определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для целей настоящей статьи вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений главы 14.2 и главы 14.

3 настоящего Кодекса.

10.

По заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным настоящей статьей.

11. Признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 настоящего Кодекса.
11. Признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 настоящего Кодекса.

Источник: http://nkodeksrf.ru/ch-1/rzd-5-1/gl-14-4/st-105-14-nk-rf

СоцЗащита
Добавить комментарий