Закон о госзакупках 223 фз

№ 223-ФЗ в редакции 2016 года: что нас ждет в 2017 году

Закон о госзакупках 223 фз
23 Января 2017

Федеральный закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» был принят в июле 2011 года. Цель его создания — упорядочить закупки для компаний и корпораций с государственным участием и субъектов естественных монополий.

Указанный федеральный закон считается более лояльным, нежели № 44-ФЗ. № 223-ФЗ лишь очерчивает общие правила, которые необходимо соблюдать заказчику, но не содержит жестких ограничений и требований.

Так, № 44-ФЗ четко определяет формы обеспечения заявки, устанавливает его размеры и правила внесения, срок действия и возврата обеспечения.

В № 223-ФЗ эти вопросы не рассмотрены и остаются на усмотрение заказчика.

За время своего недолгого, по меркам права, существования, № 223-ФЗ подвергался редактированию 14 раз. То есть в среднем дважды в год. На первый взгляд, это говорит о несовершенстве первоначального варианта. Но фактически речь идет также о совершенствовании законодательства в соответствии с политическим и экономическим состоянием страны.

Трансформация закона: хронология изменений № 223-ФЗ

Нынешний текст № 223-ФЗ претерпел значительную «модернизацию» в сравнении с первоначальным. Давайте рассмотрим главные нововведения прошлых лет:

  • В 2001 году было внесено единственное изменение: с того момента закон регламентирует также отбор организаций для оказания финансовых услуг.
  • С 2012 года под действие закона не попадают компании и естественные монополии, если процент государственного участия в них менее 50. То же относится к дочерним компаниям этих субъектов.
  • 2013 год был богат на изменения: во-первых, из-под действия № 223-ФЗ вышли обязательные для субъектов договоры, заключаемые в сфере электроэнергетики, а также лизинговые и межбанковские операции, отношения, связанные с деятельностью представителей владельцев облигаций. Зато теперь закон стал распространяться на закупки бюджетных учреждений, но лишь те, которые осуществляются за счет грантов и собственной прибыли. Правительство получило право определять преимущество российских производителей перед зарубежными, устанавливать квоты на покупки у субъектов МСП.С этого года все обязательные для публикации данные должны быть размещены в Единой информационной системе (ЕИС).
  • В 2014 году было принято решение о создании единого реестра договоров, однако действовать он начал лишь с начала 2015 года. Также добавлен новый орган, утверждающий положение о закупке — совет директоров.
  • В 2015 году изменения были направлены на поддержку малого и среднего предпринимательства, инновационных технологий и отечественных производителей. Для некоторых компаний введены квоты на обязательные закупки у субъектов МСП и внедрение современных разработок. Важным нововведением стала организация комиссии по импортозамещению: теперь для многих компаний крупные заказы зарубежной продукции стали возможны лишь в тех случаях, когда российские производители не предлагают альтернативного товара.
  • За прошедший 2016 год изменения были внесены четыре раза: федеральный закон перестал распространяться на унитарные предприятия, кроме тех случаев, когда они осуществляют закупки за счет грантов или в качестве исполнителя. Последняя в 2016 году редакция № 223-ФЗ о госзакупках была утверждена в конце декабря и действует с начала 2017 года. О ней мы поговорим подробнее.

За правое дело

Правовое регулирование госзакупок — пожалуй, одно из самых быстро изменяющихся направлений законодательства в нашей стране. Например, в Федеральный закон № 44-ФЗ, принятый на два года позже № 223-ФЗ, вносили правки уже 35 раз! Таким образом государство борется с недобросовестными заказчиками и хищением бюджетных средств, постепенно закрывая «лазейки» для коррупционеров.

Федеральный закон № 223-ФЗ— чего ждать в 2017 году?

С первого дня нового года вступили в силу поправки, введенные № 474-ФЗ: закупки некоторых унитарных предприятий, занимающихся обеспечением прав и законных интересов граждан, вопросами безопасности и обороноспособности страны, будут регулироваться законом № 223-ФЗ.

В список попадающих под действие закона ФГУП входят предприятия ФСБ, Минобороны, ряд средств массовой информации. Полный перечень указан в распоряжении Правительства от 31.12.2016 № 2931-р. Остальные унитарные предприятия при заключении контрактов с 2016 года обязаны применять № 44-ФЗ.

Источник: http://www.rimcorp.ru/useful/223_fz_v_redaktsii_2016_goda/

Закупки по 223-ФЗ: принципы и отличия

Закон о госзакупках 223 фз

Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.

Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вступил в силу с 1 января 2012 года. Эксперты по торгам закон 223-ФЗ называют более лояльным по сравнению с 44-ФЗ. Но все-таки это разные законы, сравнивать их можно только номинально, чтобы понять отличия в нормах.

статьи:

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

223-ФЗ и 44-ФЗ: таблица основных отличий

Перед вами таблица основных отличий 223-ФЗ от 44-ФЗ. Наверное, самое главное отличие в том, что правила проведения закупок определяет не закон, а заказчик в своем главном документе — Положении о закупке. Но и требования закона нужно знать и выполнять, тем более, что они становятся жестче. 

44-ФЗ 223-ФЗ
Процедурный закон — правила и сроки регламентированы 44-ФЗРамочный закон — процедуры закупок, сроки и пр. заказчик устанавливает самостоятельно в Положении о закупках. Одна и та же процедура у разных заказчиков может быть прописана по-разному
Единые правила для всех заказчиковУ каждого заказчика свои правила
Закрытый перечень способов закупокКаждый заказчик может применять любые способы закупок*
На ЭТП проводится только аукционНа ЭТП могут проводиться любые закупки
Ограниченный перечень случаев закупки у единственного поставщика (ЕП)Перечень случаев закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно
Заказчик обязан заключить договор с победителемЗаказчик не всегда обязан заключать договор с победителем

Основные принципы 223-ФЗ

Кто-то может подумать, что принципы – это всего лишь красиво написанные слова в законе. Только не в случае с 223-ФЗ. Здесь заявленные принципы очень важны, и помогают участникам отстаивать свои интересы:

  1. Информационная открытость закупки — этот принцип означает, что закупка должна быть открыта, чтобы ее можно было промониторить, посмотреть, кто что покупает и на каких основаниях.
  2. Целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение ТРУ. Хороший принцип. С ним совершенно не получится закупать все у единственного поставщика по бешеным ценам. И спрятаться не получится, потому что мы уже знаем про принцип №1.
  3. Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Раньше стать поставщиком крупной корпорации было очень сложно. 223-ФЗ устранил препоны, и теперь дорога к закупкам по 223-ФЗ открыта для любого субъекта.
  4. Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Этот принцип очень интересный, послушайте, как он может работать в защиту интересов.

Запись вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»: про порядок заключения договора в рамках закупок по 223-ФЗ: виды договоров, изменение и расторжение, отказ от заключения договора.

Кто работает по 223-ФЗ

Организации, работающие по 223-ФЗ, подробно перечислены в п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ.

Заказчики по 223-ФЗ:

Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.

Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги.

Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства.

Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ.

Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».

Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.

Поставщики по 223-ФЗ. Как найти заказы

Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.

На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.

Далее обязательно почитайте про документооборот в системе закупок по 223-ФЗ. 

Документация заказчика (обязан разработать и опубликовать):

Рекомендуем видеозапись вебинара «Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ», если вы заказчик и вам надо понять, как разработать положение о закупке, внести в него изменения, какую информацию вносить в реестр договоров по 223-ФЗ, как составить план закупок и другую документацию по 223-ФЗ. Вы также узнаете, как и в какие сроки размещать информацию о закупке на Официальном сайте. 

Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.

2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») – общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство.

Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика. 

Положение о закупках по 223-ФЗ

Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.

Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон». И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон.

Действия заказчика:

Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.

Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа:

Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП):

В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.

Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС. Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам:

Рекомендуем вебинар «Ужесточение позиции ФАС по применению 223-ФЗ. Курс на сближение с 44-ФЗ», ведущая — Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ.

Заявка участника

Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.

Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.

Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:

Положение о закупках по 223-ФЗ: что в нем должно содержаться?

Как правильно разработать Положение о закупках по 223-ФЗ (запись вебинара)

223-ФЗ: электронная подпись

Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.

Заказать Электронную подпись. Ее принимают более чем на 150 площадках: по 223-ФЗ, на всех гос.площадках, на коммерческих площадках.

Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней.

Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков).

Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат.

Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.

Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

  1. Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, , а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50%.
  2. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
  3. Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ . А это — уже «внучки».
  4. Бюджетные учреждения: 
    • за счет грантов, субсидий; 
    • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
    • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ).
  • Положение о закупках.
  • План закупок.
  • Извещение о закупке.
  • Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
  1. Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
  2. Опубликовать Положение о закупке на  www.zakupki.gov.ru.
  3. новую редакцию положения о закупке;
  4. документ, содержащий перечень внесенных изменений.
  • для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
  • для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1439

Последняя редакция Федерального закона № 223-ФЗ о госзакупках: принцины и основные положения

Закон о госзакупках 223 фз

Нормативное регулирование осуществляется на основании следующих принципов:

  • открытость информации о закупках;
  • равноправие участников;
  • справедливость в реализации закупок;
  • отсутствие дискриминации и любых ограничений конкурентной борьбы между участниками закупки;
  • целевое назначение и экономическая эффективность расходования денежных ресурсов на получение товаров, услуг, работ;
  • направленность на минимизацию издержек заказчика;
  • запрет на установление неизмеряемых требований к участникам закупки.

Данные принципы должны реализоваться при проведении закупок юридическими лицами, определенными в статье 1 пункте 2 вышеуказанного нормативного акта.

Заказчики закупок

К ним относятся следующие субъекты экономической деятельности:

  • государственные и публичные предприятия и организации;
  • предприятия естественных монополий;
  • организации, которые осуществляют деятельность, регулируемую государством, в области поставки электроэнергии, газа, тепла; предприятия, оказывающие услуги по водоснабжению, водоотведению, очистки сточных вод, а также по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО (твердых коммунальных отходов);
  • автономные учреждения или хозяйственные общества, доля участия в уставном капитале которых Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования составляет в совокупности не менее 50 процентов;
  • дочерние общества вышеуказанных юридических лиц и их дочерние предприятия.

Также на основании данного закона закупки осуществляются бюджетными учреждениями, если ими принят нормативный акт о проведении закупок в соответствии с федеральным законом, и соблюдается одно из следующих условий:

  • закупки производятся за счет грантов, субсидий из бюджета;
  • закупки осуществляются за счет средств из иных источников доходов бюджетных организаций;
  • исполнителями закупок выступают бюджетные учреждения на контрактной основе;
  • бюджетная организация является аптечной организацией;
  • предприятие имеет важное значение для обеспечения прав и интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности нашей страны и включено в специальный перечень, отраженный в Распоряжении Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р.

Данные организации, хоть и подконтрольны государству, но имеют большую вариативность действий при реализации своих функций.

Для того чтобы стать заказчиком по федеральному закону №223-ФЗ, необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • следование Конституции и законодательству РФ;
  • обязательность составления локального положения о проведении закупок, которое и определит основные моменты проведения закупок: механизм подготовки и осуществления закупок;
  • способы и условия применения;
  • сроки.

В случае если исполнительному органу государственной власти подотчетны несколько заказчиков по №223-ФЗ, он может составить типовое положение, тем самым освободив подотчетные организации от обязанности в составлении локального положения о закупках.

Положение утверждается высшим исполнительным органом организации.

Кто может стать поставщиком услуг и товаров?

Поставщиками товаров и услуг по 223-ФЗ могут быть любые физические и юридические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Краткая инструкция осуществления закупок

Для осуществления закупок необходимо осуществить следующие шаги (примерный план):

  1. Подготовка извещения и документации.
  2. Размещение извещения и документации.
  3. Прием заявок.
  4. Принятие и рассмотрение заявок.
  5. Проведение переторжки, если это предусмотрено положением.
  6. Принятие решения и заключение договора.

Федеральный закон 223-ФЗ не устанавливает узких рамок проведения закупок, оставляя принятие большинства решений заказчику.

В 2018 году были приняты следующие изменения 223-ФЗ:

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223

Потери госкомпаний от действия 223-ФЗ могут составить более 250 млрд рублей

Закон о госзакупках 223 фз

Закон о закупках госкомпаний (223-ФЗ) затрудняет ведение предпринимательской деятельности, приводит к существенным необоснованным издержкам хозяйствующих субъектов и потерям общественного благосостояния. Исследование Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ

Во имя конкуренции

Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» призван повысить эффективность закупок госкомпаний, имеющих экономические возможности перекладывать повышенные издержки на потребителей. Он вступил в силу 1 января 2012 года.

Низкая эффективность производства в отраслях естественных монополий – «гиря», тянущая вниз российскую экономику. Ее устранение или хотя бы облегчение – вызов для государственного регулирования последних десятилетий. Низкая эффективность ведет к высоким издержкам, превращающимся в высокие цены для конечных потребителей.

Одним из проявлений низкой эффективности производства выступала организация закупок, страдающая от отсутствия конкуренции, в том числе из-за коррупции. Высокие цены закупок транслировались в более высокие затраты, и в конечном счете перекладывались на покупателей.

В связи с этим стратегической целью разработки 223-ФЗ служило именно снижение коррупции и повышение прозрачности закупок в компаниях-монополистах, подлежащих тарифному регулированию на основе принципа «издержки плюс», который позволял им перекладывать бремя высоких цен закупаемой продукции на потребителей.

Разработка и принятие закона спровоцировали конфликты в правительстве: инициатор разработки закона Федеральная антимонопольная служба требовала подчинить госкомпании закону о госзакупках (94-ФЗ), Минэкономразвития выступало за мягкое регулирование, при котором на публичные торги выносятся только те закупки, раскрытие информации о которых не окажет воздействие на конкурентные позиции заказчика. В результате был принят компромиссный вариант: госкомпании должны принять и опубликовать собственные положения о закупках и публиковать информацию о торгах на портале госзакупок.

Итоговая версия 223-ФЗ была крайне неоднозначно встречена участниками рынка. После принятия закона они неоднократно говорили о том, что торги через сайт госзакупок приведут к серьезной бюрократизации и увеличению сроков процедур.

Разработчики закона настаивали на том, что в принятой редакции закон устанавливает только минимальные требования к информационной открытости госсектора экономики, и серьезные издержки понесут только неэффективные компании, в которых до сих пор не были сформированы закупочные практики.

Спор законодателей и субъектов закона не окончен: после обращений госкомпаний вступление в силу закона неоднократно переносилось, в результате публикация заказов госкомпаний на сайте госзакупок ведется только с 1 октября 2012 года.

При этом госкомпании не оставляют надежды вывести ряд операций из-под действия 223-ФЗ. Четыре госкомпании – Сбербанк, Роснефть, Газпромнефть и ВТБ – направили письмо Президенту, в котором просили смягчить условия применения закона.

21 декабря Госдума приняла в третьем чтении поправки к 223-ФЗ, выводящие из под его действия ряд субъектов: прежде всего, это юрлица, работающие в сфере ЖКХ в которых доля госсобственности составляет менее 50%.

Сотни под одну гребенку

В исследовании Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ (руководитель работы – заместитель директора ИАПР Светлана Авдашева) «Об оценке регулирующего воздействия 223-ФЗ» делается попытка нащупать основные «болевые точки» закона и сформулировал ряд предложений по его изменению.

Исследование приходит к выводу: заявленных целей закон вряд ли достигнет, зато может всерьез воспрепятствовать хозяйственной деятельности многих компаний. Основная причина: во многих случаях регулирование закупок госкомпаний вообще не имеет смысла.

Круг и число субъектов, затрагиваемых 223-ФЗ, чрезвычайно велики, в том числе, по сравнению с аналогичным регулированием в Европейском Союзе. При принятии Закона оценки количества субъектов, подпадающих под его действие, проведены не были.

По предварительным подсчетам, таких компаний порядка 200-400 тысяч.

При этом субъекты, закупочная деятельность которых регулируется Законом, чрезвычайно неоднородны как с точки зрения наличия либо отсутствия стимулов к экономии издержек, так и с точки зрения размера.

Авторы работы обращают внимание на тот факт, что далеко не у всех госкомпаний отсутствуют рыночные стимулы к сокращению издержек, в связи с чем их надо внедрять «насильно».

Существует достаточно свидетельств, что компании, контролируемые государством, на конкурентных рынках могут демонстрировать не худшие, по сравнению с частными компаниями, хозяйственные результаты.

При этом ни размер, ни структура собственности, ни организационно-правовая форма не являются препятствиями для результативной политики повышения эффективности закупок, если компания заинтересована в такой деятельности.

Так, например, о высокой эффективности закупок компании «Газпром нефть» свидетельствует тот факт, что, по данным компании, цена закупаемой трубной продукции, доля которой в стоимости закупок достигает 50-60%, существенно (на 4% и более) ниже цены закупок другими нефтяными компаниями. Аналогично, стоимость строительно-монтажных работ в компании ниже, чем в других компаниях сектора, в том числе без существенного государственного участия.

В таблице приводится также несколько других примеров по компаниям нефтегазового сектора.

Сравнительная прибыльность крупнейших компаний нефтегазового сектора (на основе МСФО)

Норма чистой прибыли в 2010 г.Рентабельность активов в 2010 г.
ТНК-BP16,50%22,00%
“НоваТэк”34,40%18,80%
“Газпром”*27,70%18,10%
“Татнефть”10,80%11,90%
“Роснефть”16,90%11,40%
“ЛУКОЙЛ”8,70%10,90%
“Газпром нефть”*9,40%9,60%

Источник: «Российская газета» 
* – компании, контролируемые государством.

Издержки больше выигрыша

Получается, что во многих случаях специальное регулирование закупок госкомпаний не представляется необходимым. В то же время, издержки от него могут в разы превысить потенциальные выгоды, констатирует исследование.

Основным источником издержек субъектов регулирования и потерь общественного благосостояния, по его мнению, является распространение действия закона на группы компаний, для которых имеются рыночные стимулы к сокращению издержек (компании, действующие на нерегулируемых рынках вне зависимости от формы собственности) и регламентация закупок которых ставит их в невыгодное положение по отношению к конкурентам; а также для тех, у кого в силу малого объема закупок издержки следования требованиям закона априори будут превышать выгоды.

Кроме того, «в зоне риска» компании с высокой долей высокотехнологичной продукции в закупках.

Эта группа компаний вынуждена не только осуществлять бессмысленную деятельность, планируя закупки инновационной продукции практически за восемь лет до её закупки, но и нести значительные риски ошибок, практически неизбежных в силу того, что жизненный цикл значительной части инновационной продукции существенно ниже, чем предполагаемые Законом 5-7 лет.

Оптимистичная оценка экономии на издержках, по подсчетам авторов работы, составляет 3,5% объема закупок, подлежащих регулированию (210-245 млрд рублей).

Оптимистичная оценка общественных выигрышей от применения регламентированной процедуры закупок, если последняя действительно повысит конкуренцию, с учетом структуры издержек и влияния издержек на цену, составляет 0,5% от общего объема закупок, то есть около 30-35 млрд рублей ежегодно.

В то же время введение в действие Закона сопровождается значительными дополнительными затратами для подлежащих регулированию компаний.

Консервативная оценка стартовых затрат (затраты на разработку и принятие положения о закупках, иной необходимой информации, обучение сотрудников, перенастройку информационных систем и др.

) составляет 122-160 млрд рублей, дополнительных ежегодных затрат (зарплата дополнительного персонала) – от 152 до 302 млрд рублей. Таким образом, чистые потери для субъектов, подпадающих под действие Закона, можно оценить в пределах 31-252 млрд рублей.

Дополнительные существенные потери понесет государственный бюджет. Только прямые издержки, связанные с государственным контролем, составят 400-600 млн рублей. Само собой разумеется, что все дополнительные издержки будут возложены и на поставщиков. Международный опыт показывает, что издержки поставщиков в этом случае превышают издержки организаторов конкурса в пропорции до трех раз. 

Регулирование со смыслом

Для обеспечения чистого общественного выигрыша от применения 223-ФЗ исследование рекомендует сократить перечень субъектов регулирования.

Из-под действия закона он предлагает вывести субъекты естественных монополий и организации, работающие в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов, а также их дочерние хозяйственные общества, если их общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей выручки от всех видов деятельности за предшествующий календарный год.

Регламентация закупок этих групп субъектов не приведет к выигрышам благосостояния, поскольку в их деятельности отсутствуют признаки той проблемы, на решение которой нацелены нормы закона, – поясняет экономист. Эти компании не предоставляют услуги, цены на которые являются объектами тарифного регулирования, они не могут перекладывать растущие издержки на конечных покупателей.

Участие компаний в конкуренции обеспечивает стимулы к снижению издержек: неэффективная организация закупок привела бы в краткосрочном периоде к потере прибыли, а в долгосрочном – к потере рыночной доли в пользу продавцов с лучшими показателями затрат.

По этим причинам система управления в компаниях нацелена на обеспечение лучшей комбинации цена-качество-сроки при организации закупок.

Также в дополнение к вышеуказанным субъектам предлагается исключить и субъекты с незначительным объемом закупок. В частности, он предлагает вывести из-под действия закона субъектов, годовой оборот которых составляет менее 500 млн рублей. Кроме того, должны быть выведены из-под государственной регламентации закупки на сумму менее 3 млн рублей.

Без реализации этой рекомендации будут полностью воспроизведены недостатки действующей системы государственных закупок по 94-ФЗ.

На стороне спроса – слишком высокие удельные затраты на организацию закупок небольшого объема, серьезное смещение усилий по контролю в сторону мелких закупок, условия которые вообще-то не в состоянии сами по себе повлиять на издержки и выигрыши покупателей.

На стороне предложения возникает проблема незаинтересованности эффективных поставщиков в участии в конкурсных процедурах, и как результат – невозможность получить продукцию, работы и услуги с хорошей комбинацией цена-качество-срок.

Предлагается также отмена обязательного требования о публикации планов закупки инновационной и высокотехнологичной продукции на 5-7 лет, как невыполнимого и одновременно создающего риски для компаний. Возможно установление требования к публикации краткосрочных планов закупки инновационной и высокотехнологичной продукции.

Резюмируя анализ 223-ФЗ, авторы предлагают вообще не спешить с его активным применением:

«До 1 января 2014 г. должна быть проведена полная оценка регулирующего воздействия Закона по итогам его применения в 2012 году, включая оценку выгод и издержек для субъектов регулирования (в том числе разных групп таких субъектов), поставщиков субъектов регулирования, потребителей услуг субъектов регулирования.

По результатам такой оценки должно быть принято решение о целесообразности или нецелесообразности применения этого закона к различным категориям организаций.

Этот вариант не является решением указанных в законе проблем, однако он позволяет принять решение о корректировке закона на основании более точной информации о практике его применения и реальных последствиях его введения как для субъектов регулирования, так и для общества в целом».

См. также:

Источник: https://iq.hse.ru/news/177671132.html

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ

Закон о госзакупках 223 фз

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 22 июля 2011 г. N 159, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 30 (часть I) ст. 4571

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2019 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 июня 2018 г., за исключением пунктов 2, 3 и подпункта “в” пункта 4 статьи 1, вступающих в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 496-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 474-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 249-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2015 г. и с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 26-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением дополнения частью 8.1 статьи 3 , вступающего в силу с 1 января 2017 г. и частью 21 статьи 4, вступающего в силу с 1 января 2016 г., и статьей 4.1, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 324-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Источник: http://base.garant.ru/12188083/

Штрафы по 223 ФЗ

Закон о госзакупках 223 фз

ШТРАФЫ ПО 223-ФЗ

16.05.2014 вступил в силу Федеральный закон №122-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий административную ответственность за невыполнение норм 223-ФЗ при осуществлении закупочной деятельности заказчиков, попадающих под действие 223-ФЗ. Закон был разработан Федеральной антимонопольной службой.

В зависимости от нарушения штраф для должностных лиц составит от 2 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – от 5 до 500 тысяч рублей.

Кроме того, в случае повторной закупки не в электронной форме товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляется в электронной форме, должностное лицо, ответственное за проведение закупки, может быть оштрафовано либо дисквалифицировано на срок до 1 года.

Под должностными лицами, подлежащими привлечению к ответственности, понимаются лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок, в т.ч. члены комиссии по осуществлению закупок.

Поможем избежать штрафов и ответственности!

НарушениеПояснениеШтраф для должностного лицаШтраф для юридического лицаНорма КоАП РФ
Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка должна осуществляться в электронной форме, в иной формеНарушение Постановления Правительства №61610 – 30 т.р.100 – 300 т.р.Часть 1 ст. 7.32.3
Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка должна осуществляться в электронной форме, в иной форме, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух разМногократное нарушение Постановления Правительства №61640 – 50 т.р. или дисквалификация от 6 мес. до 1 годаЧасть 2 ст. 7.32.3
Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядкеНепроведение закупки в порядке, предусмотренном Законом о КС, когда закупка должна проводиться в таком порядке согласно Закону № 223-ФЗ20 – 30 т.р.50 – 100 т.р.Часть 3 ст. 7.32.3
Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лицНарушение сроков публикации информации в ЕИС (кроме изменений в положение о закупке)2 – 5 т.р.10 – 30 т.р.Часть 4 ст. 7.32.3
Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лицНеразмещение информации в ЕИС30 – 50 т.р.100 – 300 т.р.Часть 5 ст. 7.32.3
Нарушение установленных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупки товаров, работ, услуг заказчиком, утвержденные с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лицНарушение сроков публикации информации в ЕИС об изменении положения о закупке5 – 10 т.р.10 – 30 т.р.Часть 6 ст. 7.32.3
Несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услугНарушение ч. 9-10 ст.4 223-ФЗ (требования извещения и документации)2 – 3 т.р.5 – 10 т.рЧасть 7 ст. 7.32.3
Предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услугПредъявление требований, не указанных в документации2 – 3 т.р.5 – 10 т.рЧасть 8 ст. 7.32.3
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупокНевыполнение предписания или требования50 т.р.500 т.р.Часть 7 ст. 19.5
Невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лицНевыполнение решения или предписания об устранении нарушений30 – 50 т.р.300 – 500 т.р.Часть 7.2 ст. 19.5
Непредставление или несвоевременное представление информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) либо представление заведомо недостоверной информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лицНенаправление сведений об участнике для включения в РНП10 – 15 т.р.30 – 50 т.р.Статья 19.7.2-1

© Все права защищены.
“Международный консалтинг в сфере закупок”, 2018 г.

Источник: https://zakupki223.net/223-fz/

СоцЗащита
Добавить комментарий