Закон о конфиденциальной информации

Конфиденциальная информация и коммерческая тайна: юридические механизмы защиты для работодателя

Закон о конфиденциальной информации

Информация, несомненно, является одним из наиболее ценных и в то же время уязвимых активов любой компании. Чем меньшее количество людей имеет к ней доступ, тем большей ценностью обладает информация.

В попытке обеспечить надлежащую защиту данных от каких-либо угроз компаниям следует предпринимать все необходимые меры, которые позволят обеспечить их целостность и секретность.

Одна из ключевых целей в этой связи –предотвращение несанкционированного доступа и незаконного разглашения информации нынешними или бывшими сотрудниками.

Конфиденциальная информация и коммерческая тайна

Среди информации, используемой компаниями в своей деятельности, защите подлежит только информация с ограниченным доступом. Как правило, такая информация относится либо к конфиденциальной информации, либо к коммерческой тайне.

В соответствии с законом, конфиденциальной является информация о физическом лице (персональные данные), а также информация, доступ к которой ограничен физическим или юридическим лицом и которая может распространяться по желанию (согласию) соответствующего лица в определенном им порядке и на установленных им условиях .

Украинское законодательство также определяет перечень данных, которые не могут рассматриваться как информация с ограниченным доступом, например, сведения о состоянии окружающей среды, качестве продуктов питания и бытовых товаров, авариях и обстоятельствах непреодолимой силы, здравоохранении и уровне жизни, а также о других вопросах, представляющих общественный интерес .

Все самое важное в Telegram

Что касается коммерческой тайны, в соответствии с законодательством Украины, такая информация не должна быть известной и легкодоступной, но в то же время должна иметь коммерческую ценность и быть предметом адекватных существующим обстоятельствам мер по сохранению ее секретности, предпринятых лицом, законно обладающим такой информацией. Постановлением Кабинета Министров “О перечне сведений, не составляющих коммерческой тайны” (“Постановление”) установлен перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну. Такие сведения, среди прочего, включают: информацию, касающуюся отчетности, и данные, необходимые для проверки исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; сведения о численности и составе работников, их заработной плате, а также наличии вакансий; документы о платежеспособности.

Данный перечень целесообразно принимать во внимание при определении информации, которую компания собирается отнести к коммерческой тайне. Дополнительным аргументом в пользу этого может также выступать отсутствие какого-либо официального толкования, а также стабильной и последовательной судебной практики по данному вопросу.

Несколько слов об ответственности сотрудника (бывшего сотрудника)

Будучи схожими по своей природе, конфиденциальная информация и коммерческая тайна обладают также и рядом отличительных признаков, главный из которых касается ответственности за возможные правонарушения.

Если оставить в стороне законодательство в области персональных данных, то уровень правовой защиты коммерческой тайны выше по сравнению с конфиденциальной информацией, а разглашение первой может повлечь более серьезную юридическую ответственность, а именно:

• Дисциплинарная ответственность. Нарушение внутренних правил и положений работодателя, регулирующих режим конфиденциальной информации и коммерческой тайны, можно считать дисциплинарным нарушением.

• Материальная ответственность. Как правило, материальная ответственность сотрудника за ущерб, причиненный работодателю, ограничена среднемесячной заработной платой такого сотрудника. Однако, если работодатель сможет доказать, что ущерб был причинен, когда работник не находился на работе, возможно привлечение такого сотрудника к полной материальной ответственности.

• Гражданско-правовая ответственность. Максимальный уровень такой ответственности украинским законодательством не предусмотрен и может быть установлен в соответствующем гражданско-правовом договоре. На практике при определении уровня ответственности суды учитывают размер фактического ущерба, который должен быть надлежащим образом обоснован и доказан.

• Административная ответственность. Бывшие сотрудники могут быть привлечены к административной ответственности за недобросовестную конкуренцию. В этом случае необходимо доказать, что разглашение конфиденциальной информации или коммерческой тайны было намеренным и имело целью причинение ущерба деловой репутации или имуществу бывшего работодателя.

• Уголовная ответственность.

Незаконное получение и /или использование коммерческой тайны и/или умышленное разглашение коммерческой тайны (если эти действия нанесли значительный ущерб) может быть основанием для привлечения нарушителя к уголовной ответственности.

Ответственность нарушителя может выражаться в виде штрафа (до 136 000 гривен) или даже в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (на срок до 3 лет).

Применение того или иного вида ответственности во многом зависит от того, насколько хорошо выстроены юридические механизмы информационной безопасности, а также от наличия доказательств причинно-следственной связи между разглашением конфиденциальной информации и коммерческой тайны и наступившими последствиями в виде конкретного подтвержденного ущерба.

Базовые юридические механизмы информационной безопасности

Для повышения уровня защиты конфиденциальной информации и коммерческой тайны от угрозы несанкционированного разглашения со стороны собственных сотрудников (бывших сотрудников) работодатель должен разработать и установить правовой режим, включающий все необходимые и применимые юридические механизмы защиты таких данных, а также предусмотреть пути предотвращения и возмещения возможного ущерба, в частности:

1. Принятие внутреннего документа (документов), регулирующего режим конфиденциальной информации и коммерческой тайны

В этом документе, которым может быть, например, положение (политика) о режиме конфиденциальной информации и коммерческой тайны, работодатель должен, среди прочего:

• Определить перечень сведений, относящихся к конфиденциальной информации и коммерческой тайне. При определении такого перечня целесообразно учитывать ограничения, предусмотренные Постановлением. Что касается информации, которая не может быть отнесена к коммерческой тайне, закон позволяет распространять на такую информацию режим конфиденциальной информации.

• Установить уровни доступа для конкретных категорий сотрудников. Каждому сотруднику должен быть предоставлен доступ только к той информации, которая необходима ему для выполнения своих индивидуальных трудовых обязанностей.

• Предусмотреть общие обязанности сотрудников. Таким образом сотрудники будут знать об основных правилах работодателя в области защиты конфиденциальной информации и коммерческой тайны.

• Закрепить основные технические и организационные механизмы (процедуры) в области защиты и обработки конфиденциальной информации и коммерческой тайны.

Организационные механизмы, в частности, определят критерии, условия и порядок присвоения статуса коммерческой тайны или конфиденциальной информации отдельным видам сведений, а также установят правила хранения, передачи и удаления такой информации.

Затем важно удостовериться в том, что каждый сотрудник в необходимом объеме был ознакомлен с соответствующими документами под подпись.

Для этого работодатель должен: 1) предоставить копии таких документов каждому сотруднику и персонально разъяснить ему права и обязанности; 2) определить и разъяснить, к какой информации и в каком объеме данный сотрудник будет иметь доступ; 3) формально уведомить сотрудника об ответственности за нарушение режима конфиденциальной информации и коммерческой тайны.

2. Создание департамента (или назначение должностного лица), ответственного за защиту конфиденциальной информации и коммерческой тайны

В целях достижения эффективной реализации установленных правил целесообразно создать в компании специализированное подразделение (департамент) или назначить сотрудника, ответственного за защиту конфиденциальной информации и коммерческой тайны.

Такие сотрудники должны иметь соответствующую квалификацию и пройти обязательное обучение тому, как осуществлять надлежащий контроль над соблюдением режима конфиденциальной информации и коммерческой тайны.

Одним из вариантов может быть возложение вышеуказанных функций на одно из существующих подразделений компании, например, службу безопасности и/или IT-отдел.

3. Включение отдельных положений о защите конфиденциальной информации и коммерческой тайны в трудовые договоры (контракты) или заключение соответствующих дополнительных соглашений

Эти положения можно рассматривать как дополнительный рычаг воздействия на сотрудников в отношении соблюдения установленного правового режима конфиденциальной информации и коммерческой тайны. Кроме того, они являются и механизмом установления трудовых обязанностей сотрудника и, соответственно, уведомлением об ответственности за их нарушение.

Если конкретный сотрудник принадлежит к категории, с которой возможно заключение особой формы трудового договора — трудового контракта, есть смысл рассмотреть возможность включения дополнительного положения, устанавливающего, что любое нарушение режима конфиденциальной информации и коммерческой тайны может быть основанием для увольнения.

Кроме того, стоит разработать и включить отдельные положения в трудовые договоры (контракты) с соответствующими сотрудниками, предусматривающие, что исключительные имущественные права интеллектуальной собственности на объекты права интеллектуальной собственности, составляющие коммерческую тайну и созданные сотрудником при выполнении трудовых обязанностей, принадлежат работодателю.

4. Заключение отдельных соглашений о неразглашении коммерческой тайны и конфиденциальной информации

Кроме укрепления информационной безопасности в отношениях с действующими сотрудниками, соглашения о неразглашении конфиденциальной информации и коммерческой тайны могут служить неплохим механизмом защиты от злоупотреблений со стороны бывших сотрудников.

Работодатели довольно часто хотят, чтобы обязательства о неразглашении конфиденциальной информации и коммерческой тайны, а также ответственность за разглашение такой информации продолжали действовать после прекращения трудовых отношений, и с этой целью включают соответствующие положения в трудовые договоры (контракты). Однако реализация этих положений на практике представляется сомнительной. Основная причина кроется в том, что при включении в трудовой договор такие положения становятся предметом украинского трудового законодательства, а прекращение трудового договора влечет прекращение всех его положений.

В то же время отдельные соглашения о неразглашении конфиденциальной информации и коммерческой тайны не должны быть предметом украинского трудового права. Следовательно, есть основания полагать, что они могут сохранять силу после прекращения трудовых отношений.

В заключение

Как правило, процесс обеспечения конфиденциальности/секретности действительно важной информации может быть довольно сложным и трудоемким, а для обеспечения его эффективности требуются постоянные усилия и значительные средства. В частности, требуется осуществлять постоянный контроль над надлежащей защитой конфиденциальной информации и коммерческой тайны от распространения. Тем не менее, нет никаких сомнений в том, что результаты стоят этих усилий.

Использование описанных в этой публикации подходов (например, заключение с сотрудниками отдельного соглашения о неразглашении конфиденциальной информации и коммерческой тайны), а также других юридических механизмов может позволить компании построить правовую основу для защиты конфиденциальной информации и коммерческой тайны и, как следствие, помочь предотвратить возможный ущерб.

Источник: https://delo.ua/businessman/konfidencialnaja-informacija-i-kommercheskaja-tajna-juridicheski-245398/

Анна Вангородская: что такое «коммерческая тайна» и как компании её защитить?

Закон о конфиденциальной информации

Действующее законодательство Украины различает несколько видов информации и делит ее на открытую и закрытую (та, которая с ограниченным доступом). Конфиденциальная информация и коммерческая тайна относятся к такому виду информации как закрытая.

Существенной проблемой на сегодняшний день является то, что унифицированный закон о коммерческой тайне и конфиденциальной информации в Украине не принят. В связи с этим статус закрытой информации приходится определять с учетом положений многих нормативных актов.

Согласно положениям ч.2 ст.

21 Закона Украины «Об информации» конфиденциальной является информация о физическом лице, а также информация, доступ к которой ограничен физическим или юридическим лицом, кроме субъектов властных полномочий.

Конфиденциальная информация может распространяться по желанию (согласию) соответствующего лица в определенном ею порядке в соответствии с предусмотренными ею условиями, а также в других случаях, определенных законом.

Соответственно ч.1 ст.

1 Гражданского кодекса Украины коммерческой тайной является информация, которая является секретной в том смысле, что она в целом или в определенной форме и совокупности ее составляющих является неизвестной и не является легкодоступной для лиц, которые обычно имеют дело с видом информации, к которому она принадлежит, в связи с этим имеет коммерческую ценность и была предметом адекватных существующим обстоятельствам мер по сохранению ее секретности, принятых лицом, которое законно контролирует эту информацию.

Виды и варианты защиты закрытой информации

Одной из составляющих обеспечения защиты бизнеса с экономической стороны, является защита коммерческой и конфиденциальной информации компании.

Существенным является факт, что информация, которая обозначена действующим законодательством как конфиденциальная, не нуждается в каких-либо дополнительных защитных действиях или закрепления во внутренних документах компаний.

Такого рода информация включает в себя информацию о физическом лице, его национальность, образование, семейное положение, религиозные убеждения, состояние здоровья, а также адрес, дата и место рождения, паспортные данные, регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов и прочее.

Для эффективного обеспечения информационной безопасности бизнеса, необходимо обозначить исчерпывающий перечень конфиденциальной информации, а также информации, которая содержит в себе коммерческую тайну, и это все документально закрепить в соответствующих внутренних документах компании.

Компания самостоятельно устанавливает объем сведений, которые составляют коммерческую тайну, и определяет способы защиты такой информации.

Действующим Постановлением Кабинета министров Украины от 09.08.1993 года №611 установлен перечень информации, которая не может быть отнесена к информации, составляющей коммерческую тайну.

Таким образом, компания согласно ч.1 ст.

36 Хозяйственного кодекса Украины может отнести к конфиденциальной информации и информации, составляющей коммерческую тайну, любую информацию, которую считает важной и ценной, недоступной для всех субъектов, а поэтому такая информация нуждается в защите от ее разглашения или несанкционированного использования, за исключением информации, в соответствии с законодательством не может быть информации с ограниченным доступом.

Рекомендую обозначить как коммерческую тайну следующую информацию:

  • о продуктах, товарах и услугах компании;
  • о контрагентах компании и отношения с ними (например, договора, подписанные с контрагентами, информацию о преддоговорных процессах, условия партнерских программ и др.);
  • о собственных аналитических обзорах рынка, маркетинговых исследованиях;
  • об уровне прибыли и ценовой политике компании;
  • о финансовых и административных планах развития Компании;
  • любая финансовая, статистическая и управленческая информация (например, описание бизнес-процессов, идеи, которые дают компании преимущества над конкурентами, секреты производства, «Ноу-хау», планы развития Компании, новые продукты, товары, услуги компании);

Перейдем к самому важному – рекомендациям по разработке способов и средств защиты конфиденциальной информации и коммерческой тайны.

Считаю, что существуют несколько этапов для построения качественной защиты бизнеса от разглашения:

1. Первое, что необходимо – это обозначить круг лиц, которые будут иметь доступ к информации компании.

Таких лиц для удобства можно разделить на внутренних субъектов (штатные работники, субъекты, которые сотрудничают с компанией на условиях представительства или действуют от имени компании, но имеют статус субъекта хозяйственной деятельности) и внешних (контрагенты, партнеры, конечные потребители, покупатели и т.д.).

2.

Второе – разработать комплекс административных, организационно-правовых и превентивных мер направленных на определение перечня данной информации, обеспечения установления четкого внутреннего порядка доступа к информации, ее использования и хранения, а также обеспечение установления режима конфиденциальности указанной информации и установления ответственности за нарушение условий конфиденциальности.

Относительно внутренних субъектов необходимо разработать Положение об информационной безопасности компании, положение о доступе к конфиденциальной информации и коммерческой тайне и ее распространении, а также использовании, ответственность за нарушение условий конфиденциальности.

Рекомендую в данный документ включить такие положения: о функциях руководства компании в сфере защиты информации, доступе к этой информации; порядке принятия и учета информации; механизме обеспечения сохранения информации; об условиях распространения информации и предоставления доступа к ней; об ответственности за незаконное распространение информации.

Как дополнение к данному приложению необходимо составить список – полный перечень информации, с ограниченным доступом, ее содержание, форма выражения данной информации (бумажный документ или электронный носитель) и сферы применения.

Следующим шагом будет ознакомления всех наемных сотрудников под роспись с данным положением, где указано, что на него возлагается обязанность соблюдать условия Положения и требований конфиденциальности, так же что ему известна ответственность за ее разглашение.

Еще одним документом, который регулирует правоотношения компании с внутренними субъектами, может быть договор о неразглашении конфиденциальной информации и коммерческой тайны.

Данный договор не всегда в полном объеме «enforceable», а скорее имеет дополнительное превентивное действие на официально трудоустроенных работников. Но несомненным плюсом такого договора является возможность детализации ответственности (например, установление штрафа) за разглашение закрытой информации, хоть она и не предусмотрена трудовым законодательством Украины.

Относительно внешних субъектов можно разработать договора о неразглашении конфиденциальной информации и коммерческой тайны и установить штрафные санкции за нарушение такого договора.
Заключение коммерческих договоров с контрагентами должно сопровождаться заключением отдельных договоров о неразглашении конфиденциальной информации и коммерческой тайны.

В них предусматриваются условия использования информации с ограниченным доступом, а также имущественная и уголовная ответственность за незаконное ее разглашение.

Предупреждение об уголовной ответственности является очень действенным профилактическим средством для предупреждения нарушения условий конфиденциальности. Очень важным в таком случае является подписание Акта приема-передачи информации с полным перечнем информации, передаваемой субъекту.

Если работаете в Интернете

В случае, если компания занимается деятельностью через всемирную сеть Internet, то целесообразно разместить на сайте рядом с Публичным договором отметку о том, что пользователь ознакомлен с положением о конфиденциальности информации и что соглашаясь с условиями Публичного договора пользователь принимает на себя обязанность по неразглашению закрытой информации.

Ответственность за сбор, разглашение, использование данных, которые являются конфиденциальной информацией и/или коммерческой тайной, предусмотрена Гражданским кодексом Украины (ст. 431, ст. 432, ст.

623), Хозяйственным кодексом Украины (ст. 32, ст. 36, ст. 37, ст. 162), Законом Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», Кодексом об административных нарушениях (ст. 164-3), Уголовным кодексом Украины (ст. 231, ст.

232, ст. 361, ст. 361-2).

Что делать, если информацию «слили»?

Человеческий фактор иногда играет решающую роль, и часто контрагенты и наемные работники, буквально «сливают» информацию третьим лицам, в таком случае мы разработали порядок действий для минимизации последующих рисков.

1. Необходимо установить круг лиц, которые совершили незаконное разглашение коммерческой тайны или конфиденциальной информации.

2.

Если это был наемный работник компании, тогда он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, согласно ст. 147 Кодекса законов о труде – выговор или увольнение.

3. Если это был контрагент и/или партнер компании, то рекомендовано направить претензию об уплате штрафных санкций, предусмотренных Договором о неразглашении. В таком случае нужно ссылаться на взыскание убытков, которые повлекло незаконное разглашении закрытой информации, и позаботиться о доказательной базы.

4. В случае если контрагент не выполнил условия претензии, компания может обратиться в суд с иском о возмещении вреда и взыскании штрафных санкций (согласно ст. 162 Хозяйственного кодекса Украины, ст. 432 Гражданского кодекса Украины, ст. 21 и ст. 24 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции»).

5. После вступления решения суда в законную силу, компания обращается в исполнительную службу с целью принудительного исполнения решения суда о взыскании задолженности.

Анна Вангородская, адвокат, управляющий партнер Юридической компании «BLF Group»

Источник: finance.ua

Источник: https://protocol.ua/ua/anna_vangorodskaya_chto_takoe_kommercheskaya_tayna_i_kak_kompanii_eyo_zashchitit/

Обязанность участников обществ с ограниченной ответственностью не разглашать конфиденциальную информацию общества

Закон о конфиденциальной информации

(Серебренников М. М.) («Правовые вопросы строительства», 2007, N 2)

ОБЯЗАННОСТЬ УЧАСТНИКОВ ОБЩЕСТВ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ НЕ РАЗГЛАШАТЬ КОНФИДЕНЦИАЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ОБЩЕСТВА

М. М. СЕРЕБРЕННИКОВ

Серебренников М. М., юрист.

Участник общества с ограниченной ответственностью (ООО) в соответствии со ст. 9 Закона об ООО обязан не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества. Вопрос о данной обязанности является актуальным и в то же время не является достаточно урегулированным в Законе об ООО. Актуальность в данном случае определяется следующим.

Непосредственно в Законе об ООО установлены всего лишь две общие обязанности участников ООО: вносить вклады и не разглашать конфиденциальную информацию. Исполнение участниками своих обязанностей необходимо для успешного функционирования общества, а неисполнение может повлечь исключение участника из состава ООО в соответствии со ст. 10 Закона об ООО.

Как видно, вопрос исполнения обязанности весьма важен как для самого общества, так и для его участников, но в то же время в Законе не раскрывается суть обязанности не разглашать конфиденциальную информацию общества. ——————————— Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785, N 28. Ст. 3261; 1999.

N 1. Ст. 2; 2002. N 12. Ст. 1093.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не содержит определения конфиденциальной информации.

Но Закон определяет конфиденциальность информации как обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Исходя из этого, следует, что конфиденциальная информация — та информация, в отношении которой ее обладатель установил требование не предоставлять ее третьим лицам без его разрешения. То есть на вопрос, какую информацию участник обязан не разглашать, ответ — конфиденциальную.

А на вопрос, что есть конфиденциальная информация, ответ — информация, которую требуется не распространять. Такого определения явно недостаточно. Конфиденциальная информация — это информация, доступ к которой имеет ограниченный круг лиц.

Обладатель информации имеет исключительное право распространять и передавать эту информацию и право разрешать это делать лицам, которым информация была передана, в том числе участникам общества. Обладателем конфиденциальной информации, которую участник обязан не разглашать, может быть только само общество, поскольку только обладатель информации вправе ограничивать доступ к информации. ——————————— Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. N 31. Ст. 3448.

Ныне утративший силу Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определял конфиденциальную информацию как документированную информацию, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 2 Закона).

Там же под документированной информацией понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Поскольку в ныне действующей норме нет указания на признак документированности конфиденциальной информации, то можно предположить, что конфиденциальной информация является вне зависимости от ее формы. ——————————— Федеральный закон от 20 февраля 1995 г.

«Об информации, информатизации и защите информации» (с изм. от 10 января 2003 г.) // СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609; 2003. N 2. Ст. 167.

Также возникает вопрос, что понимать под разглашением конфиденциальной информации.

Считать ли разглашением простой пересказ содержания документа или разглашением будет опубликование или передача третьим лицам самого документа (его копии)? Играет ли форма распространяемой информации роль для характеристики действий по передаче информации как разглашения информации? Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» содержит лишь определения предоставления информации и распространения информации, но не содержит определения разглашения информации. Поэтому, к сожалению, в данном случае из Закона об информации трудно сделать однозначный вывод, но все-таки представляется, что даже пересказ или иная передача содержания документа является его разглашением. Такой вывод можно сделать, исходя из определения информации, содержащегося в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в соответствии с которым информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ст. 2 Закона). А если обратиться к Федеральному закону «О коммерческой тайне» , то из его текста следует, что разглашение есть действия, в результате которых информация становится известной третьим лицам в любой возможной форме, как устной, так и письменной (п. 9 ст. 3 Закона). ——————————— См.: Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

Обязанность не разглашать конфиденциальную информацию, как представляется, означает запрет как на ее предоставление, т. е. передачу определенному кругу лиц (п. 8 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), так и на ее распространение, т. е. передачу неопределенному кругу лиц (п. 9 ст. 2 Закона).

Любая несанкционированная передача конфиденциальной информации нарушает установленный режим конфиденциальности и снижает ценность такой информации, как ценной в силу неизвестности ее третьим лицам. Распространенная конфиденциальная информация полностью теряет свою ценность как объект права для ее обладателя. Предоставленная третьим лицам информация теряет часть такой ценности.

Общество как обладатель информации не заинтересовано ни в первом, ни во втором. Если сравнить права обладателя информации с имущественными правами, то распространение конфиденциальной информации аналогично уничтожению имущества, а предоставление — повреждению имущества.

Законом как запрещается и уничтожение, и повреждение чужого имущества, так и запрещено несанкционированное распространение и предоставление конфиденциальной информации. Это и следует понимать под ее разглашением. Вызывает вопрос, что имеется в виду в Законе под информацией о деятельности общества. Такая формулировка представляется неудачной.

Очевидно, что речь в данном случае идет о конфиденциальной информации, обладателем которой является общество. Но формулировка «информация о деятельности общества» ограничивает список той охраняемой информации, которую участник обязан не распространять. Обществу может принадлежать информация не о его деятельности, но в разглашении которой общество может быть не заинтересовано.

Например, общество действует в сфере массовой информации. Предметом деятельности общества как раз и будет распространение информации, но эти сведения не относятся к информации о деятельности самого общества. Значит, такая информация не входит в круг информации, разглашать которую участник не вправе. Но ее распространение без разрешения общества также наносит вред.

Безусловно, права общества как правообладателя такой информации охраняются сами по себе, и участники, как и любые другие лица, незаконно разгласившие информацию, обладателем которой они не являются, могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности, но участник в данном случае не будет отвечать за нарушение обязанностей участника и не может быть исключен из общества по данному основанию. Это оставляет возможность для дальнейших нарушений с его стороны. Поэтому для устранения данного несовершенства законодательства предлагаю изменить существующую формулировку Закона об ООО. Предлагаю в ст. 9 Закона заменить фразу «не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества» на фразу «не разглашать конфиденциальную информацию общества». Итак, обязанность участника ООО не разглашать конфиденциальную информацию общества выражается в запрете для участников общества без разрешения предоставлять и распространять информацию, обладателем которой является общество, если доступ к этой информации ограничен обществом.

——————————————————————

Источник: http://center-bereg.ru/h1599.html

Конфиденциальная информация в трудовых отношениях

Закон о конфиденциальной информации

Статья 4 Закона об информации устанавливает, что законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.

Основные направления правовой регламентации информационных отношений — конституционное и гражданско-правовое. Как продолжение свободы мысли и слова, которая закреплена в ч. 1 ст. 29 Конституции РФ, ч. 4 ст. 29 Конституции РФ закрепляет право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется соответствующим федеральным законом. Этому праву корреспондирует общая обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, располагающих такого рода информацией, предоставлять ее по соответствующим запросам.

Возможные исключения из этого общего правила должны обязательно иметь форму федерального закона (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Статья 42 Конституции РФ говорит о праве каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Статья 19 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» конкретизирует это установление закреплением определенного механизма реализации прав граждан на информацию о факторах, влияющих на их здоровье.

27 июля 2006 г.

был принят Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который регулирует отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий, а также при обеспечении защиты информации, за исключением отношений в области охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г.

№ 152-ФЗ «О персональных данных», целью которого является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, установлено, что законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции РФ и международных договорах РФ и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.

На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных, которые не должны содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных. Указанные нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию, за исключением нормативных правовых актов или отдельных их положений, содержащих сведения, доступ к которым ограничен федеральными законами. Нельзя обойти молчанием Федеральный закон «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ, принятый 29 июля 2004 г. и приведенный в соответствие с частью четвертой ГК РФ в ред. Закона от 24 июля 2007 г. Поскольку условие о коммерческой тайне — одно из возможных условий трудового договора, в соответствующей части работы мы останавливаемся на нем более подробно.

Иные федеральные законы также могут регулировать деятельность, касающуюся информации, информационных технологий и защиты информации в том или ином аспекте. Так, глава 13 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 26 июля 2006 г.) устанавливает ответственность за административные правонарушения в области связи и информации.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.11.

2011) поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение ее средств, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных соответствующим законодательством РФ. В числе нормативных правовых актов, частично регулирующих рассматриваемые отношения, можно назвать и Закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Пользователь архивных документов имеет право использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в них, а также копни архивных документов для любых законных целей и любым законным способом.

По ходу изложения материала мы будем обращаться и к другим законам Российской Федерации.

Кроме того, приняты и иные нормативные правовые акты в данной области.

Указ Президента РФ от 20 января 1994 г. № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации» (в ред. от 9 июля 1997 г.

) установил, что основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются: обеспечение единства государственных стандартов в сфере информатизации, их соответствие международным рекомендациям и требованиям.

Выше приведен Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 (в редакции Указа Президента РФ от 23 сентября 2005 г. № 1111), которым установлен перечень сведений конфиденциального характера.

Источник: https://isfic.info/privas/dvivan01.htm

Как соотносятся перечень сведений, которые не могут быть отнесены к

Закон о конфиденциальной информации

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» устанавливает общий перечень сведений, которые не могут быть включены в категорию «сведений с ограниченным доступом», — это законодательные и иные нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений; любые акты, затрагивающие права и свободы человека или порядок их осуществления; документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеоро- логическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и иную информацию, необходимую для обеспечения безопасности населения; документы, необходимые для реализации прав и свобод граждан и находящиеся в открытых фондах библиотек и архивов или в открытых информационных системах государственных органов, организаций и общественных объединений.

Перечисленные сведения не могут быть отнесены ни к одной из охраняемых в России тайн.

Документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании ими бюджетных и иных средств и ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, могут составлять только государственную тайну, но лишь в случаях, специально предусмотренных Законом «О государственной тайне».

Таким образом, перечень Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» является более общим по отношению ко всем иным и должен применяться, наряду с ними, при определении правильности отнесения сведений к той или иной тайне.

Как соотносятся перечень сведений, которые не могут составлять государственную тайну, и перечни сведений, которые могут составлять государственную тайну?

Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в сфере его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Таким образом, государственная тайна включает с себя и военную тайну. Причем последняя в значительной степени определяет содержание остальных составляющих государственной тайны.

К государственной тайне может быть отнесен весьма широкий круг сведений, касающихся практически всех сфер общественной и государственной жизни. Однако при решении вопроса об отнесении тех или иных сведений к государственной тайне должностные лица, наделенные таким правом, должны учитывать, что определенные сведения не могут являться государственной тайной. Это сведения о:

чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях;

стихийных бедствиях и их официальных прогнозах и последствиях; состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и состоянии преступности; привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством; фактах нарушения прав и свобод человека;

размере золотого запаса и государственных валютных резервах; состоянии здоровья высших должностных лиц России; фактах нарушения законности государственными органами и их должностными лицами.

Приведенный выше перечень позволяет определить, правильно ли отнесены сведения к государственной тайне или нет.

В какой-то степени он является основным, так как те перечни сведений, относимые к государственной тайне, которые на основании критериев, указанных в законе, утверждаются Президентом и составляются в конкретных ведомствах, ни при каких обстоятельствах не могут включать перечисленные в статье 7 Закона «О государственной тайне» сведения, не подлежащие засекречиванию, даже если последние относятся к тем сферам деятельности, в которых закон допускает установление государственной тайны.

Наступает ли какая-нибудь ответственность за отнесение сведений, которые не могут составлять государственную тайну, к тайным?

Статья 15 Закона «О государственной тайне» позволяет гражданам обращаться в полномочные органы с запросами о рассекречивании сведений и обжаловать отнесение сведений к государственной тайне в суд.

В случае уклонения должностного лица от рассмотрения запроса для него может наступить дисциплинарная ответственность. Другой ответственности законодательство не предусматривает, за исключением уже упомянутого случая сокрытия информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, за которое предусмотрена уголовная ответственность (статья 237 УК РФ).

Источник: https://uchebnikfree.com/uchebniki-jurnalistika/kak-sootnosyatsya-perechen-svedeniy-kotoryie-4722.html

СоцЗащита
Добавить комментарий